Но Черноморский флот СССР, базировавшийся в украинском теперь Севастополе, присягать отказался. Это сделали, несмотря на сильное давление Киева, лишь отдельные офицеры и матросы, сразу превратившиеся на флоте в изгоев. В результате положение ЧФ стало очень двусмысленным и юридически неопределенным.

Начали возникать довольно опасные попытки захвата Украиной отдельных кораблей. Так, 13 марта 1992 года часть экипажа наиболее современной на флоте подлодки Б-871 под руководством замполита приняла украинскую присягу. Однако два матроса заперлись в аккумуляторном отсеке и заявили, что взорвут лодку, если не получат связь с командиром. В результате мероприятие по «приватизации» лучшей ПЛ флота провалилось. Другое мероприятие удалось: 21 июля 1992-го из Донузлава в Одессу сбежал сторожевик СКР-112, который вошел в состав ВМС Украины (они формально образованы 5 апреля). Но он был настолько старым, что никакой боевой ценности не представлял и уже в 1994 году его утилизировали.

3 августа 1992 года президенты России и Украины подписали соглашение о совместном использовании системы базирования и материально-технического обеспечения до 1995-го. Корабли оставались как бы «общими». Окончательное соглашение о разделе флота было заключено 28 мая 1997 года.

Еще до начала дележа ЧФ ВМС Украины приобрели некоторое количество боевых кораблей и катеров, которые были либо взяты недостроенными на верфях, либо получены из состава вышеупомянутых пограничных бригад. ВМСУ получили три бывших пограничных сторожевых корабля – «Гетман Сагайдачный» проекта 1135П (позже классифицирован как фрегат) и два проекта 1124П («Черновцы» и «Днепр», позже переименованный в «Винницу», классифицированы как корветы). Также на верфях в Киеве были захвачены два почти достроенных МПК проекта 1124М, получивших названия «Луцк» и «Тернополь», на верфи в Феодосии – десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322, названный «Донецком». Три пограничных корабля проекта 1241П («Григорий Куропятников», «Григорий Гнатенко» и ПСКР-813, позже переименованный в «Полтаву») и погранкатера вошли в состав береговой охраны Украины. Последних было довольно много: 4 бронекатера проекта 1204, 4 катера на подводных крыльях проекта 133, 17 катеров проекта 205П и 32 проекта 1400 (часть – в недостроенном состоянии в Феодосии). Один из катеров проекта 1400 позже передали в ВМСУ под названием «Скадовск». Наконец, в состав ВМС Украины был включен десантный катер проекта 1176 Д-305 (переименован в «Вол», затем в «Сватово»).


По договору 1997 года подразумевалось, что ЧФ будет поделен пополам. Общий результат этого процесса оказался весьма своеобразным.

Из трех ПЛ – современной Б-871 проекта 877 (упомянута выше), старой Б-380 проекта 641Б и совсем старой Б-435 проекта 641 украинцам досталась лишь Б-435 (получила название «Запорожье»).

Из четырех крупных надводных кораблей – ракетного крейсера «Москва» проекта 1164 и трех БПК проект 1134Б («Очаков», «Керчь», «Азов») России достались все.

Из пяти сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М России достались «Ладный» проекта 1135 и «Пытливый» проекта 1135М, оба построены в 80-е годы и до сих пор находятся в составе ЧФ РФ. Украина получила «Безукоризненный» (переименован в «Николаев») и «Беззаветный» («Днепропетровск») проекта 1135 и «Разительный» («Севастополь») проекта 1135М. Все эти корабли были 70-х годов постройки. «Николаев» утилизирован уже в 2001-м, списанный «Днепропетровск» утонул в 2005-м, «Севастополь» в 2004 году продали в Турцию как плавучую мишень.

Из двух МПК проекта 1145, пяти относительно новых МПК проекта 1124М и пяти старых МПК проекта 1124 Киев получил лишь два корабля проекта 1124: МПК-43 (переименован в «Сумы») и МПК-52 («Херсон»). Уже к концу 90-х оба они были утилизированы. Впрочем, Украине достались два МПК проекта 1241П (аналогичны вышеупомянутым пограничным кораблям): МПК-93 (переименован в «Ужгород») и МПК-116 («Хмельницкий»).

Из четырех МРК (современный «Бора» проекта 1239, три не новых, но боеспособных проекта 1234) Москва взяла себе все.

Из семи современных на тот момент ракетных катеров проекта 1241 Россия забрала себе все четыре катера модификации 12411, оснащенных очень мощными сверхзвуковыми ПКР «Москит» (такие же установлены на МРК проекта 1239), а также катер проекта 12417 со старыми дозвуковыми ПКР «Термит», но с новым ЗРПК «Кортик». Украинцам остались два катера проекта 1241Т с «Термитами»: Р-54 (переименован в «Никополь», затем в «Приднепровье») и Р-63 («Кременчуг»). Зато из шести старых ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР Россия взяла только один, перевооруженный на современные ПКР «Уран», остальные пять катеров с древними «Термитами» были оставлены Украине. Из них в строй ВМСУ вошли только Р-262 (переименован в «Прилуки») и Р-265 («Каховка»). Р-251 («Цюрупинск») и Р-260 («Умань») отправились на утилизацию, Р-15 («Конотоп») был передан Грузии под названием «Тбилиси» и в августе 2008 года взорван российскими десантниками в Поти.

Киев получил три старых рейдовых катера проекта 376У, которые в ЧФ СССР числились вспомогательными. В украинских ВМС они были вооружены пулеметами и названы «артиллерийскими катерами».

Москва забрала новейший морской тральщик проекта 12660, а также получила четыре морских тральщика проекта 266М, два базовых тральщика проекта 1265 и два рейдовых тральщика (1 проекта 1258, 1 проекта 12592). Киеву достались два тральщика проекта 266М («Зенитчик», переименованный в «Желтые воды», затем в «Чернигов», «Разведчик», ставший «Черкассами»), два проекта 1265 (БТ-79 («Мелитополь») и БТ-126 («Мариуполь»)), 1 проекта 1258 (РТ-214, переименованный в «Геническ»).

Из девяти БДК (4 старых проекта 1171, 5 современных проекта 775) Украине достались «Илья Азаров» проекта 1171 и «Константин Ольшанский» проекта 775. Поровну поделены старые СДК проекта 773 (по одному) и МДК на воздушной подушке проекта 12322 (по три). Украина получила СДК-137 (переименован в «Кировоград»), МДК-57 (стал «Краматорском»), МДК-93 («Горловка»), МДК-123 («Артемьевск»). «Краматорск» и «Артемьевск» так и не ввели в строй, они утилизированы в 1998–2000 годах.

Таким образом, Россия получила практически все корабли и катера ЧФ, представлявшие хоть какую-то боевую ценность, оставив Украине почти исключительно металлолом (за исключением «Ольшанского»). В Киеве, однако, никто этим особенно не возмутился, а в Москве в тот период «свободные и независимые» СМИ и оппозиционные партии бились в истерике по поводу самого факта дележа флота, так и не поняв его сути (в основном не поняли до сих пор).

Полученный флот фактически создавал Украине лишь проблемы. Как уже было показано, значительная часть кораблей и катеров отправлена на утилизацию, так и не войдя в строй. Кроме того, в 2004 году БДК «Ровно» стал гражданским сухогрузом. В 2001-м достроен находившийся на верфи в Феодосии МДК на ВП проекта 12322 «Иван Богун» и сразу же продан в Грецию вместе с «Горловкой», а «Донецк» утилизировали в 2008-м. В 2005 году утонул при разборке МПК «Черновцы» проекта 1124П. В 2012-м списаны и оставлены в отстое в Севастополе МПК «Ужгород» проекта 1241П, ракетные катера «Кременчуг» проекта 1241 и «Каховка» проекта 206МР, оба тральщика проекта 1265 («Мелитополь» и «Мариуполь»). Из состава береговой охраны утилизированы или проданы все четыре катера проекта 133, 12 проекта 205П, 8 проекта 1400. Правда, началось строительство новых пограничных катеров: по одному типов «Катран» и «Орлан», 21 типа «Калкан», 12 типа UMS1000 (американского проекта). Но все эти катера либо были вооружены только пулеметами, либо вообще не несли никакого бортового вооружения.

Очевидна была необходимость строительства «нормальных» кораблей и катеров для ВМС, тем более что Украине от СССР достались огромные кораблестроительные мощности. Первыми из таких кораблей должны были стать корветы проекта 58250. К середине 20-х годов предполагалось построить 10–12 корветов со сдачей головного в 2012 году. Корветы должны были нести французские ПКР «Экзосет» и ЗУР «Астер». Головной корвет «Владимир Великий» заложен в мае 2011-го и до сих пор даже не спущен на воду, оставаясь на верфи в готовности менее 50 процентов, при этом строившая его верфь обанкротилась и ликвидируется. Следующие корабли данного проекта не закладывались.

В 2012 году началось строительство малых бронекатеров проекта 58155 «Гюрза-М», вооруженных 30-мм пушками и теоретически ПТРК «Барьер» (фактически они не установлены). К настоящему времени в строй введены семь катеров проекта 58155: «Аккерман», «Бердянск», «Никополь», «Кременчуг», «Лубны», «Вышгород», «Костополь». На базе этих катеров с 2016 года строятся три штурмовых катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК» с пулеметным вооружением, они будут способны высадить на берег взвод морской пехоты.

В марте 2014 года почти все ВМС Украины были захвачены в Крыму российскими войсками, в Одессе остались лишь «Гетман Сагайдачный», четыре сторожевых катера («Скадовск» и три проекта 376У) и «Сватово». Затем, впрочем, Россия вернула Украине «Винницу», «Прилуки», «Геническ» и «Кировоград» (сейчас он переименован в «Юрий Олефиренко»). После начала гражданской войны на Украине передача кораблей прекращена. В Севастополе остались ПЛ «Запорожье», оба МПК (корвета) проекта 1124М («Луцк» и «Тернополь») и МПК (корвет) проекта 1241П «Хмельницкий», ракетный катер проекта 1241 «Приднепровье», оба тральщика проекта 266М («Чернигов» и «Черкассы»), БДК проекта 775 «Константин Ольшанский». Формально они до сих пор принадлежат Украине, но уже семь лет не обслуживаются, утрачивая остатки боеспособности. Впрочем, не исключено, что «Ольшанский» пополнит-таки состав ЧФ, а «Запорожье» станет музеем.

В российском Крыму были утилизированы ранее списанные корвет проекта 1241П «Ужгород», ракетные катера проекта 1241 «Никополь» и проекта 206МР «Каховка». Пока находятся в отстое тральщики проекта 1265 «Мелитополь» и «Мариуполь». Также в российском Крыму остались несколько пограничных катеров береговой охраны Украины, которые в отличие от кораблей и катеров ВМСУ Россия официально конфисковала. Из них корабль проекта 1241П «Григорий Гнатенко» и катер проекта 205П BG-31 «Буковина» были потоплены на учениях в качестве мишеней. Еще один корабль проекта 1241П «Полтава» и семь катеров (по 1 типов «Катран» и UMS1000, 3 типа «Калкан», 2 проекта 1400) розданы различным гражданским ведомствам. Кроме того, украинский катер BG-119 проекта 1400 31 августа 2014 года в Азовском море потоплен огнем донбасских ополченцев с берега (видимо, танковой ПТУР).

В 2019 году Киев получил от Вашингтона два сторожевых катера типа «Айленд» (без вооружения), названные «Славянск» и «Старобельск». Корвет проекта 1124П «Винница» списан (до этого числился учебным кораблем, возможно, будет переделан в музей), а с единственного оставшегося ракетного катера проекта 206МР «Прилуки» сняты ПУ ПКР, то есть он фактически превратился в сторожевой катер.

Обсуждалась возможность приобретения двух ракетных катеров проекта 1241 (с ПКР «Термит»), ранее списанных из ВМС Польши, но реализована она не была, сейчас оба катера уже утилизированы. Предполагается закупка для ВМС еще трех американских катеров типа «Айленд» и 16 МкVI, а для береговой охраны – 20 французских катеров типа FPB98. Все будут вооружены 25- или 30-мм пушками и пулеметами. Таким вооружением боевым кораблям и коммерческим судам даже среднего водоизмещения можно нанести лишь незначительные повреждения. С другой стороны, даже для сторожевых кораблей (корветов) уничтожение подобных катеров не является проблемой. Немецкие же ПЛ, из которых состояли «волчьи стаи» в годы Второй мировой, могли одновременно выпустить четыре торпеды, что гарантировало потопление любого судна или корабля. Поэтому заявления ряда украинских военных и гражданских руководителей о применении тактики «волчьих стай» свидетельствует лишь об абсолютной некомпетентности этих людей.

Совершенно очевидно, что строить крупные боевые корабли Украина в обозримом будущем не сможет. Теоретически возможна закупка (или даже получение в дар) фрегатов, выводимых из состава иностранных флотов (например, американских типа «Оливер Перри», немецких типа «Бремен», итальянских типа «Маэстрале»). Однако даже получение таких кораблей бесплатно потребует от Украины очень больших затрат на эксплуатацию и обучение личного состава, при этом принципиально не изменит баланс сил на Черном море.

Формально наиболее серьезными проектами сейчас кажется закупка пяти корветов типа ADA, аналогичных кораблям ВМС Турции (предполагается, что до 4 корветов будет построено на Украине, головной – в Турции, его строительство уже началось), а также восьми английских ракетных катеров, аналогичных катерам типа «Супер Вита», построенных для ВМС Греции. Все они по крайней мере будут нести современные ПКР. Однако ПВО корветов и тем более катеров является весьма слабой, а обеспечить господство в воздухе над Черным морем ВВС Украины неспособны. Кроме того, Киев, видимо, получит два британских тральщика типа «Сэндаун», но их лишь условно можно считать боевыми кораблями. Береговая оборона должна получить три дивизиона береговых ПКР «Нептун», созданных на основе советских Х-35, но эти войска по определению пассивны.

Беда в том, что никуда не уходят наиболее принципиальные проблемы современной Украины, – отсутствие экономической базы и главное – ответственного и компетентного военного и политического руководства.