В ходе проведения международного форума «Российская энергетическая неделя» президент России Владимир Путин заявил о том, что увеличение поставок в страны ЕС по украинскому маршруту является опасным ввиду того, что газотранспортная система страны находится в весьма изношенном состоянии.
Вместе с тем российский лидер подчеркнул, что для наращивания объемов газа через Украину возможно только после того как Киев соблаговолит полностью привести свою газотранспортную систему в надлежащее состояние.
«Если Россия увеличит транзит газа через Украину, газопровод страны, который не ремонтировался десятилетиями, может просто «лопнуть»», – подчеркнул Путин на форуме.
Он также отметил, что, несмотря на существующие политические разногласия с Киевом, «Газпром» все же увеличил в этом году объем экспортных поставок голубого топлива по национальной ГТС на 10% больше, чем было оговорено в транзитном договоре двух стран.
Стоит отметить, что газотранспортная система Украины – это достаточно сложный трубопровод, включающий в себя определенное техническое и инженерное оборудование (72 компрессорные станции), а также 13 подземных газовых хранилищ. К сожалению, в настоящее время весь механизм работает не на должном уровне, так как многие годы не ремонтировался. Магистральный газопровод также нуждается в постепенной модернизации в связи с тем, что многие его участки изношены более чем на 80%.
По данным информационных источников, за весь период независимости, начиная с 1991 года, Киев за свои транзитные услуги получил от России около 100 миллиардов долларов. Правда, лишь четверть была вложена в саму магистраль, тогда как оставшаяся сумма просто испарилась. При этом первоначально по ГТС прокачивали более 100 миллиардов кубометров ежегодно, что давало возможность стране зарабатывать около трех миллиардов долларов в год. Согласно условиям последнего контракта, заключенного между «Газпромом» и «Нафтогазом» до 2025 года включительно, Россия будет поставлять не более 40 миллиардов кубов. Естественно, Киев это абсолютно не устраивает. Ведь чем меньше газа поставляется по трубе в страны ЕС через ГТС Украины, тем ниже будет общая плата за услуги по транспортировке углеводорода конечному потребителю. Но почему-то никто не задумывается о том, что именно наращивание объемов может привести к тому, что газопровод просто не выдержит таких мощностей, ведь обслуживать требуется регулярно все компрессорные станции, а на это нужно колоссальное количество денег, которых у Киева просто нет.
Эксперты отмечают, что газотранспортная система Украины функционирует в нормальном режиме только за счет сокращения объемов экспортных поставок газа. Кроме того, ГТС достаточно дорогое удовольствие, так как ее обслуживают 73 компрессорные станции, которые тоже необходимо поддерживать в нормальном техническом состоянии.
К примеру, балтийская магистраль «Северный поток-2», проложенная из России в Германию, вообще не имеет ни одной компрессорной точки. Это в свою очередь дает возможность не только качать больше, но и благодаря долгосрочным контрактам с Европой продавать голубое топливо по цене, которая устроит обе заинтересованные стороны. В случае с Украиной «Газпром» рискует не только своим статусом, как надежного поставщика голубого топлива, но и деньгами за слишком дорогостоящие услуги по перекачке. Кроме того, весь доход, получаемый от транзита газа в Европу, Киев использует не для модернизации национальной ГТС, а на временное латание дыр в украинском бюджете.
По самым скромным подсчетам, чтобы привести газовую магистраль в нормальное состояние, необходимо инвестировать в нее свыше 10 миллиардов долларов. Ну а требовать и вынуждать «Газпром» прокачивать больше голубого топлива по изношенному годами маршруту – это довольно глупая, а главное, опасная затея. Ведь если украинская ГТС не выдержит и «лопнет», то пострадать от этого может как Европа, так и российский поставщик энергоресурса, которого Брюссель и Вашингтон, как это уже принято, постарается опять сделать крайним.
Источник
Рейтинг публикации:
|