Сегодня на Украине проходит саммит «Крымская платформа», подготовка к которому велась украинскими властями несколько месяцев. Возлагая большие надежды на политическое мероприятие, представители украинского руководства отмечают, что судьба инициативы будет во многом зависеть от западных стран, в том числе от их готовности финансировать данный проект.
Напомним, организованный по инициативе президента Украины Владимира Зеленского саммит преследует цель вернуть в международную повестку «крымский вопрос», что, по планам украинских властей, будет способствовать усилению давления на Москву. При этом, как подчеркивают эксперты, проведение «Крымской платформы» имеет для Киева не столько политическое, сколько финансовое значение.
Подводя предварительные итоги, состав участников саммита говорит, что амбициозные цели украинских политиков оказались не поддержаны. В частности, американская администрация, вопреки ожиданиям Киева отправить на «Крымскую платформу» представителей близкого окружения президента Джо Байдена (вице-президент Камала Харрис, глава госдепартамент Энтони Блинкен – Прим. ред.), послала на мероприятие лишь министра энергетики. Также саммит проигнорировали первые лица ведущих европейских стран: от Франции участвует министр иностранных дел, от Великобритании – министр обороны, от Германии – министр энергетики. Добавим, что канцлер ФРГ Ангела Меркель посещала Киев буквально за несколько часов до начала «Крымской платформы», однако не осталась на мероприятии.
Таким образом, уровень мероприятия оказался не тем, на который рассчитывал Киев, готовившийся к участию западных спикеров самого высшего уровня. На этом фоне возникают серьезные риски, что политический и финансовый эффект от мероприятия окажется смазанным.
Говоря о политическом аспекте вопроса, сообщалось, что в рамках переговорной площадки участники намерены обсудить совместные инструменты дальнейшего давления на Москву. Очевидно, в отсутствие «крупных» западных игроков продвигать тему усиления санкций и другие антироссийские инициативы украинским и зарубежным политикам, страдающим русофобией, будет проблематично.
Так или иначе, по мнению ряда экспертов, более важной для Киева является экономическая сторона, учитывая, что в условиях недостаточного интереса к проводимому «крымскому саммиту» есть вероятность не получить ожидаемый объем финансирования.
Комментируя цели «Крымской платформы», глава региональной национально-культурной автономии крымских татар Эйваз Умеров заявил, что Киев, понимая бесполезность подобных инициатив, выполняет обязательства перед «партнерами». Также политик напомнил о выделении Западом на данные проекты крупных средств, которые потом «разворовываются политиками и окружением олигархов». Говоря о грантах, напомним, что в прошлом году в рамках программы по работе с молодежью Крыма Киев получил от Госдепа США два миллиона долларов. Также в феврале посольство Великобритании на Украине направило 235 тысяч долларов на проект поддержки «крымских» административных структур. Очевидно, это лишь малая часть айсберга, за которым через разные теневые схемы направляются финансовые ресурсы на раскачивание ситуации вокруг Крыма.
Впрочем, обвинять украинскую власть в попытках скрыть желание заработать на «крымском вопросе» было бы неуместно. В преддверии «Крымской платформы» заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова отметила, что Киев «не имеет денег», чтобы проводить саммит в ежегодном режиме. Очевидно, политик дала непрозрачный намек что дальнейшая судьба мероприятия будет зависеть от платежеспособных западных «кураторов», которые, как показывает ситуация, отнеслись к саммиту настороженно.
Источник
Рейтинг публикации:
|