Уважаемые коллеги!
В минувшую субботу, в принципе, завершились переговоры руководства Правительства и Нацбанка с миссией Международного валютного фонда.
Предметом переговоров была новая программа сотрудничества Украины и Международного валютного фонда.
Предварительная программа, под которой поставили подписи бывшие руководители государства - Президент, Премьер-министр - предусматривала повышение тарифов для населения на газ вдвое, существенное сокращение социальных расходов, повышение пенсионного возраста, разрешение отключать коммунальные услуги за неуплату коммунальных платежей и т.д.
По этой программе прежняя власть за прошлый год получила различных кредитов почти на 20 млрд. долларов США, но тщетно. От их управления Украина получила наибольшее в мире падение ВВП, резкое снижение жизненного уровня населения и т.д.
Поэтому в конце прошлого года Международный валютный фонд прекратил сотрудничество с Украиной. И нам, когда мы начали восстанавливать диалог с МВФ, пришлось столкнуться с огромным недоверием к украинской власти. Это была главная особенность двухмесячных напряженных дискуссий с представителями Международного валютного фонда.
Почему же ныне действующая украинская власть настойчиво, терпеливо вела такие сложные переговоры с МВФ?
Потому что мы приняли страну в крайне тяжелом состоянии, по оценкам некоторых экспертов - в безнадежном. Потеря управляемости государственного управления, тотальное разворовывание народных средств, разрушение и хаос в финансах и реальном секторе экономики.
Во-первых, каждый месяц только по внутренним долгам нам приходилось платить почти по 5 млрд. грн. К этому нужно добавить фактическое банкротство НАК «Нафтогаз Украины» и других государственных монополий, обескровленных долгами и коррумпированным менеджментом.
Во-вторых, финансово-экономический кризис, в который попала страна, никуда не делся. Хотя экономика постепенно оживает, но уровень валового внутреннего продукта далеко не отвечает тому объему бюджетных расходов, которые Украина могла позволить себе в докризисный период. И не нужно забывать, что нынешние статистические отчетные данные сравниваются с провальной базой прошлого года, когда, например, в I квартале валовой внутренний продукт упал более чем на 20%.
Мы все помним, как остановилась химическая промышленность, металлургия. Поэтому у нас впереди сложная работа по восстановлению роста экономики, причем, подчеркиваю, качественного роста.
В-третьих, восстановление мировой экономики происходит не так быстро, как это оценивалось ранее. Более того, бюджетно-долговой кризис в Греции, Испании и других странах привел к продлению периода нестабильности. Международным финансовым организациям пришлось делать многомиллиардные вливания в эти страны. А им самим пришлось, несмотря на внутренние протесты, прибегнуть к резкому сокращению социальных расходов.
Четвертое. Международные финансовые рынки за последнее время, к сожалению, не демонстрируют желаемой стабильности. Все это дало основания ведущим экономистам мира говорить о возможности второй волны кризиса. В такой ситуации наше Правительство не имеет права прятать голову в песок, как страус - как это делали некоторые деятели, которые с экранов телевизоров уверяли, что кризис Украину не затронет, и что власть закроет перед кризисом двери.
Получилось наоборот - безответственное руководство открыло перед кризисом двери настежь. Игнорирования ими очевидных сигналов о приходе кризиса обернулось для нашего государства рекордным обвалом экономики, обесцениванием национальной валюты, резким падением уровня жизни, колоссальными личными потерями людей - уже второй раз после развала Советского Союза. Еще одного такого удара страна не выдержит. Поэтому наша обязанность - сделать возможное и невозможное, чтобы предотвратить или минимизировать возможное влияние второй волны мирового финансово-экономического кризиса.
Наше Правительство не собирается закрывать глаза на очевидные риски. Мы обязаны подготовить страну, создать необходимые резервы, сконцентрировать финансовые ресурсы. Наше Правительство не имело права вести переговоры с МВФ безответственно, по принципу предшественников: обещая больше, выполняя меньше. Мы были обязаны вернуть доверие к украинской власти и обеспечить нашему народу страховку от возможных финансово-экономических потрясений благодаря внешней помощи.
Более того, необходимо обеспечить внутреннюю страховку, создать запас прочности государственных финансов. То есть принять меры, которые сэкономят государственные средства на экстренные нужды.
Поэтому сегодня мы будем рассматривать решение о сокращении расходов текущего года на государственное управление и другие нужды. В то же время, Правительство разрабатывает меры дополнительной социальной защиты населения, которые дадут украинскому обществу необходимую помощь, чтобы выдержать возможную финансово-экономическую турбулентность во внешнем мире.
Отмечу, что очень важным элементом такой защиты является оздоровление ситуации в пенсионном обеспечении.
Предшественники оставили нам колоссальный разрыв доходов и расходов Пенсионного фонда. Государство все возможные ресурсы направит на поддержку Пенсионного фонда. Но главная поддержка - это то, что все работники будут платить взносы в Пенсионный фонд, ведь каждый из нас несет ответственность за содержание тех граждан, которые уже не могут работать. И никто не имеет права стоять в стороне.
Уважаемые члены Правительства! Да, мы видим, что экономика начала оживать и сейчас агентство «Фитч рейтингз» повысило рейтинг Украины до уровня «Б». Внутренний рынок потихоньку выходит из глубины кризиса. Именно в этот момент чрезвычайно важно предоставить экономике ускорение, чтобы шаткое равновесие изменилась развитием. Но собственных ресурсов на это ускорение в Украине, к сожалению, не так много. Ресурсы у МВФ, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка, ЕБРР. Только в первом приближении это примерно 30 млрд. долл. в год. Точка доступа к этим ресурсам, а от них и к международным инвестиционным фондам - это программа сотрудничества с МВФ. Если мы получим доступ, Украина гарантированно, без потрясений пройдет этап мировой рецессии, который затянулся.
Наша экономика получит так называемый зонтик, под которым мы модернизируем наш потенциал и проведем реформы.
А вообще застарелых проблем столько, что передышка нам жизненно необходима. Яркий пример - то, что Украина стала недопустимо уязвимой для стихийных бедствий. Бессистемная работа наших предшественников привела к катастрофическим последствиям, события последних недель это подтверждают. Среди основных причин, во-первых, несистемное финансирования из бюджета в течение последних лет. На ликвидацию последствий наводнений было выделено больше средств, чем на их предупреждение.
Во-вторых, безответственное отношение чиновников разных уровней к выполнению своих обязанностей: начиная с тех, кто должен контролировать обоснованность использования природных ресурсов или качество возведения объектов, и теми, кто должен следить за эффективностью использования бюджетных средств.
Сегодня мы проведем широкое совещание по вопросам создания комплексной государственной программы защиты населения и территорий от стихийных бедствий.
Это огромная программа на 5-7 лет, призванная восстановить дамбы, водорегулирующие сооружения, создать новые гидротехнические, противооползневые сооружения, упорядочить лесопользование, восстановить леса т.д. Средств это требует колоссальных. Но одновременно это гарантированные рабочие места на много лет и гарантированные заказы для отечественных предприятий.
Кстати, ситуация, в первую очередь, в западных областях обнажила еще одну проблему: там не хватает рабочих рук для восстановления нормальной жизни. Эти руки сегодня на заработках в Европе. Следовательно, программа должна содержать и такой компонент, как возвращение людей к работе дома.
Нам очень важно сейчас сплотиться вокруг идеологии опоры на собственные силы, подъем отечественного производства. Нельзя дальше жить одним днем, завозить в страну мяса и мясопродуктов на 0,5 млрд. долларов больше чем экспортируем, угля - на 0,5 млрд. больше, полимерных материалов и пластмасс - на 2 млрд. больше и так далее.
Вы понимаете, до чего мы дожили? Завозим не хай-тек товары, не новые технологии, а сырье и товары с низкой степенью переработки. Продолжать так - значит обрекать нашу экономику на второстепенность.
Кроме того, это вопрос безопасности платежного баланса. Я хочу подчеркнуть, что импортозамещение должно стать безусловным приоритетным критерием для любых отраслевых и территориальных программ развития, которые мы сможем ввести под «финансовым зонтиком» средств МВФ.
Сверхзадача на ближайшие два года, которые нам помогут средства МВФ - это запустить безвозвратные реформы. Сегодня состоится заседание Комитета по реформам у Президента Украины. Именно там действующая власть создает систему координат, в которой будет двигаться Украина в последующий период. Именно эта Программа реформ составит маршрутный лист для Программы действий Правительства.
Поэтому подчеркиваю, что рабочие группы сегодня отчитаются перед Президентом о планах-графиках реализации реформ.
Уважаемые коллеги, сегодня Правительство рассмотрит проекты решений, направленные на совершенствование управления бюджетными средствами, государственным имуществом, реализацию инфраструктурных проектов, совершенствование кадровой политики.
Для эффективного управления реформой энергетического сектора образуется Межведомственная комиссия по вопросам развития энергетики. Ее задача: обновление топливно-энергетического комплекса и энергосбережения.
Правительство должно рассмотреть проект распоряжения по улучшению пропускной способности главных авиационных ворот Украины и их транспортного сообщения со столицей. Сегодня Международный аэропорт «Борисполь» имеет две взлетно-посадочные полосы. Сооружение нового терминала «Д», плановый срок сдачи в эксплуатацию которого - 2010 год, увеличит пассажиропоток до 8 млн. человек в год. Стоит вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы и строительства железнодорожного пассажирского сообщения между Борисполем и Киевом.
Министерство транспорта и связи и Государственное предприятие «Международный аэропорт «Борисполь» должны подготовить до 15 августа текущего года технико-экономическое обоснование на строительство полосы, на железнодорожное сообщение аэропорт-Киев - до 1 декабря 2010 г. Финансирование разработки проектной документации берет на себя аэропорт «Борисполь».
Эффективная реализация государственной политики во всех сферах жизнедеятельности невозможна без высокого уровня государственного менеджмента. К сожалению, в последние годы эта проблема только обострялась. Для ее решения Президент Украины поставил задачу создать эффективную систему повышения квалификации и качественного, профессионального обучения государственных служащих. Этот вопрос чрезвычайно актуален также в контексте повышения роли территориальных общин и органов управления ими.
Правительство разработало нормативный документ, предусматривающий создание действенной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления. Сегодня он будет рассмотрен.
Также в повестке дня - проекты актов Правительства, направленных на совершенствование управления средствами, которые выделяются из государственного бюджета для содействия молодежному жилищному строительству, для проведения работ на объектах Евро-2012, на развитие и модернизацию объектов таможенной системы, приобретение и монтаж специализированного медицинского оборудования в Центре детской кардиологии и кардиохирургии, проведение работ по капитальному ремонту водозащитных сооружений и т.д.
Переходим к рассмотрению вопросов повестки дня. Источник: kmu.gov.ua.
Рейтинг публикации:
|