АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ
Сепаратизм по-украински
Хотя в Конституции записано, что Украина – унитарное государство, а высшее руководство и тонкая прослойка националистической интеллигенции твердят, что «схід та захід – разом», внутри государства протекают процессы, которые в политологической практике принято называть скрытым сепаратизмом.
Причём он проявляется совсем не там, где его ищут – не в Северодонецком съезде, объявленном оранжевой властью в своё время сепаратистским. Сепаратизм всегда имеет причину, которая и ведёт к отделению части страны (от лат. separatio – отделение). Самыми распространёнными причинами сепаратизма являются этническая и религиозная составляющие. Сепаратизм должен обладать оформившейся идеологией, чего в Северодонецке не было.
А вот скрытый сепаратизм, обладающий перечисленными признаками, на Украине имеется. И даже не один.
Естественный сепаратизм: крымско-татарский
Самым развитым, безусловно, является сепаратизм крымско-татарский. Хотя бы потому, что крымские татары – это отдельный сформировавшийся этнос, не связанный с Украиной ничем, кроме территории проживания. Татары говорят на языке тюркской языковой группы, исповедуют суннитский ислам, живут достаточно замкнуто. Семейных да и дружеских связей вне пределов своего этноса, как правило, не заводят. Они помнят времена существования своего независимого государства (Крымского ханства), в котором были привилегированным этносом. Крымские татары фактически не интегрированы ни в культурную, ни в экономическую, ни в социальную жизнь Украины за пределами Крыма. Если однажды крымские татары захотят отделиться от Украины, этот процесс для них будет практически безболезненным.
Факторами серьёзности крымско-татарского сепаратизма являются наличие провозглашённой и чёткой программы действий, а также единого руководящего органа, способного в нужный момент взять на себя ведущую роль. Такой программой является «Декларация о национальном суверенитете крымских татар», принятая на втором курултае крымско-татарского народа 26 – 30 июня 1991 года. В ней прямо говорится: «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».
А руководящий орган – это так и не зарегистрированный Минюстом Украины «Меджлис крымско-татарского народа», которому в случае противодействия государственных органов достижению целей, провозглашенных курултаем и декларацией, вменяется «добиваться признания крымско-татарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение».
Ещё одним фактором, способствующим усилению крымско-татарского сепаратизма, является Турция, которая, в отличие от Украины, крымским татарам и этнически, и религиозно более близка. К тому же в Турции проживают около пяти миллионов турок крымско-татарского происхождения - это потомки тех, кто покинул полуостров в конце XVIII – середине XIX веков. Где гарантия того, что турецкие «крымчаки» тоже не захотят вернуться на родину своих предков? Ведь предков многих из них в своё время также депортировали. И чем отличается депортация крымских татар после Крымской войны от депортации времен Великой Отечественной? Для крымских татар ничем. И если же это произойдет, рухнет единственная преграда на пути возможного выхода татарского Крыма из украинского государства - нынешняя малочисленность крымско-татарского населения.
Сепаратизм непризнанных: русинский
Второй по значимости сепаратизм на Украине – русинство. Сейчас многие ставят в вину России тот факт, что до 1917 года она не признавала украинцев отдельной нацией, утверждая, что малороссы – это всего лишь субэтнос. Но точно также сейчас ведёт себя и Украина, отказываясь признавать нацию русин. Русинами себя называет часть политически активных жителей Закарпатской области. Они провозглашают себя не субэтносом (как это предлагает делать им Киев), а отдельным восточнославянским народом, хоть и близким к украинцам, но им не идентичным, со своей самобытной историей, культурой и языком.
В советское время многие элементы украинской националистической идеологии удачно вписывались и в общесоюзный контекст. Поэтому после того, как в 1945 году Закарпатье (или Подкарпатская Русь) было присоединено к СССР (Закарпатскую область присоединили к УССР, а не к РСФСР, как просила часть местной интеллигенции), там были уничтожены все русинские и карпаторосские организации. Карпатороссами называли себя те русины, которые считали себя частью (субэтносом) русского народа. То же самое произошло и в тех социалистических странах, где компактно проживали русины, – в Венгрии, Чехословакии, Польше. Но после распада СССР и развала «соцлагеря» многие из восточнославянского населения этих стран во время своей национальной самоидентификации стали отдавать предпочтение понятию «русин», а не понятию «украинец».
Подобное развитие событий в определенной мере инспирируется и властями этих стран, которые вполне естественно не хотят иметь у себя (во избежание сепаратизма) компактно проживающих в приграничье украинцев. Естественно, им лучше иметь дело с не имеющими государственности русинами, которые мало того, что не хотят ни к кому присоединяться, но могут ещё и выступить с территориальными претензиями к Украине. Например, с идеей присоединить Закарпатье на правах автономии к Словакии, как это было в предвоенный период.
Правда, сейчас вся русинская активность, как правило, сводится к стремлению добиться признания за собой прав отдельной нации. И в этом русины добились больших успехов. Отдельной нацией их считают практически во всех странах Западной Европы, а также в США, Австралии, а с 2003 года – и в России. Во многих из этих стран есть русинские школы, вузы, газеты, радиостанции и телеканалы.
Сдерживает распространение русинского сепаратизма немногочисленность самих русин: их во всём мире 3-4 млн., а также то, что не признанная на Украине нация не консолидирована. Русины распорошены среди десятков разных культурных, религиозных и политических организаций. Единого мощного центра, как «Меджлис» у татар или «Рух» у украинцев начала 90-х годов, у них нет. Но ведь может и появиться...
Спаратизм «единственно истинных»: галицкий
Как это ни фантастично, но на Украине вполне серьёзно стоит вопрос о скрытом галицком сепаратизме. И дело не в том, что Львовский облсовет очень легко объявляет о своём неподчинении несостоявшемуся «президенту» Януковичу в 2004 году и состоявшемуся президенту Януковичу в 2010-м. Слишком уж галичане легко идут на разрыв отношений с Киевом. А причина всё в том же скрытом сепаратизме.
Ведь сепаратизм это не только, когда одна нация хочет отделиться от другой, но зачастую и результат внутринациональных противоречий. Тут очень показателен черногорский пример. Черногорцы считали себя самыми сербскими сербами, а сербов, живущих в самой Сербии, считали неполноценными сербами – сербианцами. Приблизительно такое же настроение и у многих галичан, считающих себя «самыми украинскими» украинцами. При этом они терпят себя в составе большой Украины только при условии, что вся страна будет кроиться по их, галицким, лекалам. У людей, симпатизирующих подобному виду сепаратизма, есть свои организации типа Западно-Украинского Братства (ЗУБ) во главе с политологом Олегом Хавичем. Идеи, близкие к сепаратистским, разделяют некоторые деятели культуры, как например писатель Юрий Андрухович или художник Владимир Кастырко.
Идеи сепаратистов постоянно озвучивались в газетах «Поступ» и журнале «Ї». Последний, кстати, недавно напечатал словарь галицкого диалекта, так называемый «гвары», следуя которому подругу следует называть агафка, одежду – анцуг, голодранца – голодрыга, кота – караба... И не нужно улыбаться. Это практически протоязык, который при небольшом усилии может превратиться в полноценный язык. С учётом того, что его ещё могут перевести с кириллицы на латиницу, подобная «гвара» будет походить на украинский язык меньше, чем, например, русский или польский.
Нужно помнить также, что греко-католики, которыми являются большинство галичан, за все годы независимости так и не сделали попытки отделиться от влияния Ватикана и унифицировать себя с остальной Украиной в рамках любой из православных юрисдикций. Так что и религиозная основа для развития сепаратизма в Галичине имеется.
До недавнего времени сдерживающим фактором галицкого сепаратизма являлось то, что пока и в гуманитарной, и внешнеполитической сфере деятельности Украины всё происходило в соответствии с чаяниями галичан. Но уже сейчас идеи «своеобразной «Незалежной Галичины» выплеснулись в массы. Что подтверждают вполне себе украиноцентристы, такие например как Юрий Луцнко, недавно заявивший в эфире телеканала «Украина»: «Был в Тернополе, был во Львове, был в Луцке, в Ровно. Я видел обстановку среди людей. Я в основном был в книжных магазинах и разговаривал с продавцами. Такого напряжения и задавания вопросов о том, «не пора ли уже разделять страну?», я никогда не слышал. Это ведь правда. Господа, разве я не прав, что сегодня начинают говорить, что страна стенка на стенку дальше жить не может?»
***
Действительно не может. И если будут продолжатся ошибки прошлого то перед Украиной рано или поздно станет вопрос, какой сценарий развода лучше Чехословацкий или не дай бог Югославский.
Пока же Украина остаётся страной перспективной для разного рода сепаратизмов, поскольку в первую очередь сепаратизм – это ответ на невероятную централизацию власти в стране. А подобной болезнью мы страдаем давно и в хронической форме. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В этом моменте автор несколько не прав. Ну не будет этот процесс безболезненным никак. И дело тут не только в относительной малочисленности крымско-татарского этноса по отношению к остальному, фактически русскоязычному населению. Дело еще и в том, что в настоящий момент в Крыму существует и активно развивается внутреннее противодействие откровенно националистическим устремлениям верхушки крымскотатарского народа. Чтобы не быть голословным, хочу обратить внимание читателя на практическое прекращение тактики "насильственного захвата земель", возврата их "коренным владельцам", разного рода "демонстраций протеста против притеснения крымских татар". Все это является результатом консолидации антинационалистических сил в ответ на ярко выраженную косолидацию крымскотатарских националистов. И этот процесс в настоящее время приводит к даже к пространственному разделению населения по этническому признаку. И тут разделение сил видно весьма ярко. Крымскотатарских "анклавов" в Крыму не так уж и много. Самый яркий это Бахчисарай и Бахчисарайский район. Так что и тут не так все однозначно, как это пытается выразить автор.