Для тех, кто, может, не понял Медведева с первого раза, Дмитрий Анатольевич повторил 14 августа на совместной с немецким канцлером Ангелой Меркель пресс-конференции в Сочи: «Я не вижу сейчас перспектив восстановления нормальных отношений (с Украиной. — С. Л.) при действующих руководителях».
Российский президент отметил, что российско-украинские отношения в последние годы «радикально ухудшились». «И я сказал об этом открыто — я считаю, что это вина не российской стороны, что бы мне потом там ни отвечали, — подчеркнул он. — Все, что я хотел сказать президенту Украины, я уже все сказал». «Если я буду сейчас излагать, почему я это сделал, приводить какие-то дополнительные аргументы, я боюсь, что получится только жестче, а мне бы сейчас не хотелось вступать в полемику по этим вопросам, — отметил Медведев, — все, что я хотел передать, я передал, пусть еще раз прочитают».
При этом президент РФ в очередной раз выразил надежду на восстановление нормальных отношений с Украиной при новом руководстве страны: «Поживем — увидим. Я надеюсь, что у нового руководства Украины будет значительное число возможностей, чтобы существенно улучшить наши отношения. Россия к этому очень стремится. Для нас это важнейший внешнеполитический приоритет» («Интерфакс-Украина», 14.08.09).
Все это было произнесено российским лидером в присутствии Ангелы Меркель, т. е. Дмитрий Медведев не только акцентировал внимание на своей позиции относительно украинского руководства, но и послал ясный и недвусмысленный сигнал Европе: Ющенко — политический ноль, «украинский Саакашвили», более совершенно не интересный России как партнер. Кроме того, послание Медведева к Ющенко от 11 августа — не приглашение к разговору, диалогу или дискуссии. Это приговор. Окончательный и не подлежащий обжалованию.
Ющенко мог бы не напрягаться с ответом. К чему российскому президенту слова (сколько их было прежде!), если Ющенко уже давно на все ответил — реальными недружественными по отношению к России шагами, конкретными антироссийскими провокациями.
«Сами с усами»
Ответы Медведеву (а по большому счету — самой Украине, жизненно заинтересованной в нормализации украинско-российских взаимоотношений), изложившему видение России относительно проблем в межгосударственном диалоге, должны давать те, кто имеет шанс прийти на смену Ющенко, т. е. кандидаты в президенты Украины. Россия готова налаживать отношения, более того, как подчеркнул Медведев, для Москвы — «это важнейший внешнеполитический приоритет».
В этом плане апелляции Ющенко, поданные им в письменной форме на имя Медведева и в виде обращения к украинскому народу, никакой ценности не представляют. И интересны лишь в качестве своеобразного учебного пособия «как не надо делать».
Как и следовало ожидать, это был набор старых мантр вроде уверения в готовности дружить, обещания не создавать России угроз. И, конечно же, очередные напоминания о суверенитете — мол, «сами с усами», и не лезьте в наши внутренние дела.
«Не може бути предметом політичних нарікань з боку Росії і курс України на інтеграцію в НАТО. Це змушує нас знову повторювати прописні істини про те, що право на вибір міжнародних засобів забезпечення національної безпеки, зокрема, участі у військово-політичних союзах, є невід'ємним елементом державного суверенітету будь-якої країни, і Росія має його поважати. Нагадую Вам, що Закон України «Про основи національної безпеки України», який був ухвалений Верховною Радою України у 2003 році, у тому числі і керівництвом нинішньої опозиції, передбачає пряму інтеграцію України до НАТО, аж до прямого членства. Цим керується Президент України», — написал Ющенко Медведеву (и повторил это в обращении к украинскому народу).
Конечно же, не обошлось без фальсификации, ибо статья 8 упомянутого Ющенко закона предполагает не просто «пряму інтеграцію України до НАТО, аж до прямого членства», но «при збереженні добросусідських відносин і стратегічного партнерства з Російською Федерацією». Т. е. законодатель четко оговорил, что интеграция в НАТО возможна только в том случае, если вступление Украины в альянс не повредит отношениям с Россией. Это норма украинского закона. И ее, как и ряд других законов, Ющенко грубо попирал весь срок своего президентства.
Безусловно, Украина вправе апеллировать к государственному суверенитету и требовать к нему уважения. Но Россия ни на что подобное и не посягает. Наоборот — напоминает, что и Большой договор с Россией 1997 года не под дулом пистолета подписывался, а был самым что ни на есть суверенным решением Украины.
И раз уж Ющенко вспомнил про «прописні істини», то придется и ему напомнить следующую: суверенитет любого государства — не есть «что хочу, то ворочу». Государство, вступая в договорные обязательства с другим (государством) и организацией (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и т. д.), добровольно (если угодно — суверенно) ограничивает свой суверенитет рамками взятых на себя обязательств. К примеру, Украина не может, апеллируя к своему суверенитету, направо-налево передавать/продавать ядерные технологии, т. к. является участником Договора о нераспространении ядерного оружия.
Документ следует выполнять
Имеет Украина обязательства и перед Россией — согласно Большому договору 1997 года. Например, ст.6 указанного документа гласит: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны».
И когда Москва ставит под вопрос интеграцию Украины в НАТО — имеет право! Россия считает (и вполне обоснованно) расширение НАТО угрозой своей национальной безопасности. Российское «право вето» на вступление Украины в альянс фактически заложено в Большом договоре (а равно и в украинском законе об основах национальной безопасности). И это не есть посягательство Москвы на украинские независимость и суверенитет — но законное требование выполнять возложенные на себя договорные обязательства.
Не нравится Украине — она в суверенном праве поставить вопрос о денонсации Большого договора как препятствующего евроатлантической интеграции (иной вопрос — последствия, в частности для украинской территориальной целостности). Но если документ подписан и имеет силу, его следует выполнять, относиться к России как к стратегическому партнеру.
То же самое в вопросе поставок оружия Грузии. Ющенко назвал обвинения Медведева «безпідставними» на том основании, что Грузия-де «не була і зараз не є об'єктом жодних міжнародних санкцій чи ембарго Ради Безпеки ООН, ОБСЄ, Європейського Союзу та інших міжнародних організацій на поставки озброєнь, військової техніки чи товарів подвійного використання».
Но то, что Грузия не находится под санкциями, не отменяет соглашений между Россией и Украиной, в частности Большого договора, являющегося фундаментом стратегического партнерства. Принимая решение о поставках оружия в Грузию, Украина обязана была учитывать ситуацию, сложившуюся на Кавказе, обострение российско-грузинских отношений, соотносить этот шаг с позицией России (о которой Москва неоднократно информировала Киев), строго следовать положениям цитированной ст. 6 Большого договора — воздерживаться «от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против» России.
Совершенно очевидно, что поставки оружия Грузии, а равно антироссийская дипломатическая активность Украины в момент событий на Кавказе в августе 2008-го, попытки блокирования ЧФ РФ и проч. — все это были и поддержка действий (режима Саакашвили), и непосредственно действия, направленные против России. В нарушение Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.
Обоснованны ли претензии Москвы, в т. ч. изложенные в обращении Медведева, по поводу энергетической политики Киева, например — в вопросе подписания Брюссельской декларации о т. н. «модернизации украинской ГТС»? Да. Статья 20-я Большого договора гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем»... Т. е. стратегическое украинско-российское партнерство, как видно из нормы статьи, предполагает сохранение и развитие сложившихся (еще в советские годы) систем и комплексов, их функционирование в качестве единого целого. Соответственно — любые действия с украинской ГТС, включая ее модернизацию, должны как минимум согласовываться с Россией.
Конечно, требовать от Ющенко руководствоваться международными соглашениями и договорами — столь же наивно, как, к примеру, призывать его следовать нормам украинской Конституции, неоднократно им растоптанной. Но прочим украинским политикам, еще не списанным Кремлем в качестве недоговороспособных партнеров, имеет смысл почаще заглядывать в украинское законодательство, частью которого, как известно, являются подписанные и ратифицированные международные договора.
В частности, неплохо бы премьер-министру Тимошенко выйти на часок-другой из прорыва и внимательно ознакомиться с положениями Большого договора, прежде чем в вызывающем тоне комментировать российского президента. «Украина самостоятельно, без внешнего вмешательства, будет определять свою внешнюю и внутреннюю политику, в том числе и в гуманитарной сфере. Мы самостоятельно изучим собственное прошлое, самостоятельно разберемся с настоящим, самостоятельно будем строить собственное будущее... вмешательство в наши внутренние дела является недопустимым», — заявила Тимошенко 14 августа.
На самом деле Россия вправе поднимать вопросы гуманитарного характера, требовать обеспечения прав русских и русскоязычных граждан Украины. Сие прямо вытекает из Большого договора. Статья 12-я, в частности, гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом...»
Таким образом, Москва имеет все законные основания не только на заявление своей позиции относительно гуманитарной политики, реализуемой официальным Киевом, но и на выдвижение требований по этой части — чтобы гуманитарная политика Украины соответствовала духу и букве Большого договора.
Любые ассимиляционные потуги украинской власти, ограничения на использование русского языка (в образовании, СМИ, судах и т. д.) — это грубое нарушение Украиной взятых на себя обязательств.
Народ не обманешь
Напоследок — об отношении россиян к Украине и украинцев к России. В последние дни «оранжевыми» политиками и СМИ широко тиражировались соцопросы, демонстрирующие крайне негативное отношение россиян к Украине на фоне очень положительного отношения украинцев к России.
Это был своего рода ответ «оранжевых» Медведеву. Дескать, о каком антироссийском курсе Украины можно говорить, если Россию в Украине так любят. Мол, наоборот, это у России антиукраинский курс, это в России формируют из Украины «образ врага» — раз уж россияне так плохо к ней относятся.
Ряд статей со сравнительным «анализом» был размещен на сайте «УП». Рупор атлантизма «ЗН» (№ 30 (758) 15 — 21.08.2009), комментируя обращение Медведева, сокрушалось: «число россиян, испытывающих негативные чувства к Украине, за год увеличилось с 33% до 56%. А любовь украинцев к России только растет. Можно сказать, зашкаливает (уже до 93%). Несмотря на войну с Грузией, очередные убийства журналистов и правозащитников, несмотря на бесконечный поток обвинений в адрес собственной страны...»
И глава президентского Секретариата г-жа Ульянченко в заявлении (от имени «Нашей Украины») также сослалась на указанные опросы: «Україна робить усе, щоб така недалекоглядна політика не вплинула на дружнє ставлення українців до російського народу. Про це переконливо свідчать соціологічні опитування, проведені спільно з компанією Київський міжнародний інститут соціології в Україні і Левада-Центр в Росії. Кількість українців, що вважають росіян своїми друзями та добрими сусідами за період березень 2008 по березень 2009 рр. виросла з 88% до 93%. Натомість нас не може не турбувати постійне антиукраїнське зомбування, яке відбувається в Росії. За період правління нинішнього Президента Росії, кількість росіян, що вважають Україну недружньою державою, зросла з 30% до 56%, тобто майже вдвоє».
Ну, во-первых, заметим, что в опросах речь шла об отношении народов к государствам. В частности, россиян — к государству Украина. Но не об их отношении к народу Украины. Разницу, полагаю, понимают все. Но что есть отношение к государству? Это, собственно, отношение к тому государственному курсу, который реализуют власти.
Иными словами: россияне плохо относятся не к Украине вообще, тем более не к украинцам, а к «оранжевой» Украине, если угодно — к «Украине Ющенко»; к Украине, поставляющей оружие Саакашвили, от которого затем погибают российские граждане; к Украине, присваивающей звание Героя нацистскому прихвостню; к Украине, угрожающей их национальной безопасности, пытающейся приблизить военный блок НАТО к российским границам; к той Украине, которая попирает языковые и культурные права их соотечественников... список длинный и хорошо всем известный.
А как они должны относиться к такой Украине? Вполне адекватное отношение. А разве в самой Украине граждане лучше относятся к «оранжевому» режиму? Еще хуже! Рейтинг Ющенко на грани погрешности — это и есть отношение самих украинцев к тому государству, которое не любят и россияне.
Столь разительное отличие в отношении украинцев и россиян к России и Украине соответственно — показатель той давней мудрости, что народ не глуп (как рассчитывают иные политиканы) и все понимает.
Если бы Россия действительно проводила целенаправленную антиукраинскую политику, если бы Россия выступала провокатором обострения украинско-российских отношений, если бы от России исходила угроза — это непременно нашло бы отражение и в позиции украинцев по отношению к России, ее курсу, ее властям. Но картина прямо противоположная! Отношение украинцев к России только улучшается!
Украинцы, в подавляющем большинстве хорошо относящиеся к России, есть убедительное свидетельство того, что наши граждане вполне отдают себе отчет: имеющиеся проблемы в межгосударственных отношениях — не следствие антиукраинской политики Кремля, но антироссийской политики Банковой!
93% украинцев, хорошо относящихся к России, — это оценка действий России, российских властей по отношению к Украине. Это приговор всем русофобам, пытающимся рассорить братские народы. Это приговор антироссийскому прозападному курсу Ющенко. Но это и назидание новому руководству Украины, которое появится после президентских выборов и с которым Россия готова выстраивать партнерские, дружеские и добрососедские отношения.