«Уважаемая редакция «2000», в новостях слышал, что недавно коммунисты предложили закон «Об основах внутренней и внешней политики Украины», предполагавший внеблоковый, нейтральный статус Украины, права для русского языка и гарантии социально-экономической защищенности украинских граждан. Закон, к сожалению, не был принят. Нельзя ли вкратце об этом законе?.. Отдельно меня интересует — поддерживали ли этот документ Виктор Янукович и Партия регионов?..»
Виктор ФЕДОРЧУК, Житомир
9 июня Верховная Рада не смогла принять в первом чтении закон «Об основах внутренней и внешней политики Украины», предложенный Компартией. В ВР этот законопроект, автором которого выступил лидер КПУ Петр Симоненко, был зарегистрирован еще в июне 2007 г.
С тех пор коммунистам пришлось с большими трудностями преодолевать различные препятствия, чинившиеся явными и скрытыми противниками предоставления русскому языку равных прав с украинским, нейтрального, внеблокового статуса Украины, расширения сотрудничества с Россией и другими странами СНГ, превращения страны в действительно социально ответственное государство. Лишь в феврале нынешнего года КПУ смогла настоять на включении законопроекта в повестку дня текущей сессии. А 9 июня и состоялось собственно голосование.
Необходимость принятия такого закона диктуется многими причинами, в т. ч. этого прямо требует Конституция, ч.1 ст.85 которой гласит в п. 5: «До повноважень Верховної Ради України належить: ...5) визначення засад внутрішньої і зовнішньої політики». Тем не менее основы внутренней и внешней политики до сих пор Верховной Радой не определены, приоритеты и задачи государства по этой части не обозначены.
Отсутствие императивов во внешней и внутренней политике, установленных единым органом законодательной власти Украины, приводит к бессистемности действий власти на внутренней и внешней арене. Кроме того — позволяет проводить курс, не отвечающий интересам страны и народа.
Наглядным тому примером является президентство Ющенко. Последний в проведении государственного курса руководствуется не четкими установками Верховной Рады (как это должно быть по Конституции), а субъективными представлениями, навязывая жестко прозападный, проамериканский, антироссийский курс во внешней политике, и пытается выстраивать националистические конструкции в политике внутренней. Во что это выливается — ныне имеем «счастье» наблюдать.
Вряд ли кого удивило агрессивное неприятие националистическим крылом парламента предложенного коммунистами законопроекта. В частности, экс-соратник Тягнибока еще по Социал-националистической партии, ныне депутат-нунсовец А. Парубий в ходе дебатов в ВР указывал: «даний законопроект більше нагадує політичну програму Комуністичної партії України... це спеціально був винесений законопроект провокаційно, щоб у цьому залі підняти призабуті теми про другу російську мову як державну, про статус України, про її нейтралітет. Зокрема, у статті 17 цього закону зазначається, що, враховуючи реальне застосування в українському суспільстві російської мови, російській мові має бути наданий статус державної на всій території України».
Возмущался Парубий, что «у статті 18 даного законопроекту, що визначає зовнішньополітичний курс держави, зазначається, що Україна утверджує позаблоковий і нейтральний статус». Это, по его мнению, «чітко суперечить чинному українському законодавству».
Что касается последнего, то он напомнил «Закон України про основи національної безпеки України від 19 червня 2003 року», а кроме того — «Стратегю національної безпеки, утверджену Указом Президента від 12 лютого 2007 року». Названная Парубием «Стратегія», утвержденная указом Ющенко и предполагающая антироссийский пронатовский курс, как раз и смогла появиться на свет из-за отсутствия закона об основах внешней и внутренней политики.
Единственное, в чем можно согласиться с Парубием, так это с тем, что данный законопроект развивал «політичну програму Комуністичної партії України». Но иного, по логике, и быть не может, если мы ведем речь об отвественных политических силах, которые предлагают программы не в качестве политтехнологических трюков, призванных «выудить» голоса избирателей, а для того, чтобы настойчиво и последовательно их реализовывать.
Истерике таких, как Парубий, повторюсь, удивляться не пришлось. Да и сами коммунисты вряд ли ожидали иного. Но вот на чью поддержку в парламенте КПУ наверняка рассчитывала при рассмотрении данного законопроекта и непосредственно при голосовании за документ, так это на депутатов от Партии регионов. Очевидно, и избиратели, отдавшие голоса за тех, кто декларирует защиту прав русскоязычных и заявляет о категорическом неприятии курса на НАТО, были вправе ожидать от ПР поддержки данного законопроекта. Тем более речь шла всего лишь о первом чтении, соответственно ко второму «регионалы» вполне могли внести свои правки и дополнения. Увы!
За законопроект, концептуально лежащий в русле предвыборных обещаний ПР, «регионалы» не отдали ни одного (!) голоса. Хотя, напомню, даже за откровенно националистические законы, прямо противоречащие принципиальным установкам ПР (вроде пресловутого закона о «голодоморе-геноциде»), в партии всегда находилось несколько депутатов, голосовавших «за».
Законопроект «Об основах внутренней и внешней политики Украины» набрал в ВР 46 голосов. В полном составе проголосовала фракция КПУ — 27 депутатов, поддержали документ 18 представителей Блока Литвина и 1 от БЮТ.
Что же столь неприемлемое для себя рассмотрели «регионалы» в законопроекте Симоненко?
Может, им не понравились положения, направленные на «забезпечення вільного і всебічного розвитку громадян усіх національностей, які проживають в Україні» (ст.15)? В частности, ст. 17: «Послідовно проводячи лінію на всебічне зміцнення позицій державної — української мови, держава постійно дбатиме про створення умов для вільного розвитку і використання російської мови, мов інших національностей, які мешкають в Україні, та вивчення поширених у світі мов. Враховуючи реальне застосування в українському суспільстві російської мови, її значення у повсякденному житті народу, російській мові має бути наданий статус державної на всій території України».
Неужто «регионалы» пересмотрели свои подходы к необходимости защищать права русского языка и сделать его вторым государственным?
А может, поостереглись лишний раз прогневить Виктора Андреевича в расчете на его поддержку и административное вспомоществование в ходе избирательной кампании?
Или же не пожелали огорчить своих будущих партнеров по коалиции — не голосовали за законопроект в свете высоковероятного возврата к идее ПРиБЮТ? Ведь из недавних признаний г-на Колесникова, ныне поставленного идеологом избирательной кампании кандидата Януковича, известно, что в ходе переговоров между ПР и БЮТ русский язык и права русскоязычных среди актуальных тем не значились.
Не исключено, «регионалы» решили сохранить себе поле для электорального маневра. На юго-востоке, как и прежде, будут обнадеживать избирателя обещаниями сделать русский язык вторым государственным — когда-нибудь потом. Зато на западе Украины Януковича никто не сможет упрекнуть в посягательствах на «єдину державну мову», а если кто из националистов и попеняет, то он всегда сможет предъявить данное неголосование за законопроект от коммунистов в качестве контраргумента.
Очевидно, не устроили Партию регионов и положения ст. 18 «Зовнішньополітичний курс України». В этой статье указывается, что внешняя политика Украины основывается на принципиальных положениях, обозначенных в Декларации о государственном суверенитете Украины, которая была подтверждена Актом провозглашения независимости Украины, одобренным на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 г.: «утверджує позаблоковий, нейтральний статус... Дотримуючись політики активного нейтралітету, Україна і надалі підтримуватиме і поглиблюватиме взаємовигідні відносини стратегічного партнерства з країнами Співдружності Незалежних Держав, перш за все з Російською Федерацією, країнами, які є її сусідами, державами європейської і світової спільноти».
Обозначенная политика активного нейтралитета вовсе не исключает сотрудничества и с евроатлантическим пространством, но только если это соответствует интересам Украины: «Проводячи курс на інтеграцію в європейські і євроатлантичні структури, держава добиватиметься піднесення вітчизняної економіки, рівня соціального розвитку, функціонування демократичних інститутів суспільного і державного життя до кращих зразків, досягнутих у передових країнах Європи і світу».
Нейтральные Австрия или Швеция активно сотрудничают с НАТО, если речь идет, например, о борьбе с терроризмом или борьбе с оборотом наркотиков. Членами евроатлантической структуры — ОБСЕ — являются страны Европы и США с Канадой. Как видим, предлагавшийся в документе внешнеполитический курс вполне сбалансированный.
А на случай, если все-таки встанет вопрос о присоединении к тому или иному военно-политическому блоку, то решать это должны граждане Украины, и в ст. 18 содержалось существенное предостережение: «Питання участі держави в будь-яких військово-політичних об'єднаннях мають вирішуватися з урахуванням волі всього народу України».
Как будто и «регионалы» того же мнения — если судить по их декларациям и предвыборным посулам. Но подтвердить реальным делом — голосованием в ВР — свои «принципы» Партия регионов почему-то не захотела.
Рисунок Игоря КОНДЕНКО
|
А может, наоборот — неголосование как раз и стало отражением истинных принципов и настоящих, а не декларативных намерений? Ведь антинатовцем, сторонником внеблоковости и нейтралитета без пяти минут кандидат в президенты Виктор Янукович предстает только на предвыборных митингах. Совсем иное дело, когда ему приходится выступать перед западной публикой, да не просто публикой — а политбомондом США и Европы. Там Виктор Федорович неизменно подчеркивает, что является единомышленником президента Ющенко и разделяет все его стратегические установки. И все отличия между ними сводятся лишь тактике реализации.
К примеру, 4 декабря 2006 г. в Центре стратегических международных исследований США в Вашингтоне Виктор Янукович заявил: «Вважаю, що у нас практично немає розбіжностей з Президентом України щодо стратегічних перспектив держави на наступні 20—25 років. Усі питання полягають лише у тактиці... істотна проблема, що викликає дискусії, стосується євроатлантичної інтеграції України, а точніше — переведення питання про членство в НАТО у практичну площину. Це і не дивно — надто живучими виявилися стереотипи «холодної» війни».
То же самое в Европе. Скажем, 17 апреля 2007 г. Виктор Янукович выступал в ПАСЕ: «Хотів би зупинитись на двох принципових моментах. Перше. Мої стосунки з Президентом Віктором Ющенком. З усією відповідальністю хочу вам сказати: я підвів риску під минулими непорозуміннями. За великим рахунком у нас спільне стратегічне бачення майбутнього України. Розбіжності мають винятково тактичний характер».
Надо ли дополнительно разъяснять, какое «стратегічне бачення майбутнього України» у Виктора Ющенко? Совершенно очевидно: Украина — член НАТО! А у Януковича согласно неоднократным его признаниям «спільне» с Ющенко видение украинских перспектив.
Что до тактики, то, конечно, Виктор Федорович, в отличие от Ющенко (электоральным ядром которого была пронатовская западная Украина), не может прямо и открыто заявить, что будет втягивать Украину в НАТО (хотя проводил эту линию будучи премьер-министром). Электорат не поймет. Поэтому Януковичу приходится прибегать к тактической гибкости. Но не без ущерба для стратегии — что и подтвердило неголосование «регионалов» за законопроект Симоненко.
Стоит отметить ст. 14 предлагавшегося законопроекта «Регіональна політика». Вполне в русле федералистских идей Партии регионов. В частности: «Держава послідовно оптимізуватиме економічну самостійність регіонів, зміцнюватиме демократичні засади в діяльності усіх ланок державного апарату, розширюватиме повноваження і посилюватиме відповідальність місцевих органів державної влади та органів місцевого самоврядування за вирішення економічних і соціальних завдань.
З цією метою мають бути внесені відповідні зміни до Конституції України та здійснені заходи стосовно: реформування системи влади та самоврядування на регіональному і місцевому рівні; оптимізації податкової політики в напрямі визначення і збільшення частини податків, що залишаються в розпорядженні сіл, селищ, міст, районів, областей...»
Само собой, поскольку законопроект был отклонен, цитированные (и ряд других) положений, направленных на повышение самостоятельности регионов, по-прежнему остаются в состоянии ожидания.
Наконец, традиционно мощный для коммунистов социально-экономический блок, направленный на защиту прав и интересов подавляющего большинства населения. Очевидно, это еще одна причина, по которой Партия регионов не поддержала данный законопроект: олигархические интересы взяли верх над общенародными.
В самом деле, как могли олигархи и их парламентские сателлиты поддержать, к примеру, государственные гарантии на «реалізацію конституційного положення стосовно гарантування кожному права на достатній життєвий рівень для себе і своєї сім'ї, що включає достатнє харчування, одяг, житло, в тому числі на основі встановлення мінімального рівня почасової оплати праці, обов'язкового для підприємств і організацій всіх форм власності; ...рівень і пропорції почасових ставок, мінімальної заробітної плати, тарифів, ставок по категоріях працюючих на підприємствах і в організаціях усіх форм власності, розмірів пенсій, стипендій, соціальних допомог не нижче від визначеного у встановленому порядку прожиткового мінімуму» (ст.8).
Предлагавшаяся в законопроекте почасовая оплата труда — это законодательно установленный размер оплаты, ниже которого не может проводиться оплата труда работника за час труда. Это и гарантии для трудящихся на достойную оплату их труда, это и детенизация зарплат, что в свою очередь улучшит ситуацию с наполняемостью Пенсионного фонда. Но это же означает, что «владельцам заводов-газет-пароходов» придется дополнительно раскошелиться на зарплату наемным рабочим, которые своим трудом обеспечивают наполняемость офшорных счетов. Немудрено, что ПР (как и прочие олигархические силы в ВР) не стала голосовать за данный законопроект.
Или возьмем ст. 10 «Політика в галузі приватизації». Ну как могли олигархи поддержать нормы о том, что государство сохраняет в своей собственности «стратегічні галузі, включаючи паливно-енергетичний комплекс, передусім ядерну енергетику, оборонно-промисловий комплекс та інші підприємства, які забезпечують життєво важливі інтереси суспільства», «забороняє використання не за прямим призначенням приватизованих дошкільних, шкільних, молодіжних, культурно-просвітницьких, науково-дослідних, учбових та інших об'єктів навчального, виробничого і соціального призначення»! А в случае нарушений приватизационных условий государство «здійснює, у відповідності із законом, реприватизацію чи націоналізацію незаконно приватизованих об'єктів»!
Какой «эффективный собственник» согласится на подобное?!
Законопроект Компартии предусматривал также в ст.12 «Соціальна політика» следующие: «Головними завданнями держави у соціальній сфері є забезпечення декларованих у Конституції України прав і свобод громадян, передусім прав на працю і справедливу її винагороду, на відпочинок, на життя та охорону здоров'я, безоплатну медичну допомогу та медичне обслуговування, на безпечні для життя і здоров'я умови праці та довкілля, на соціальний захист, на безоплатну освіту...» Для какого олигарха эти направления могут быть главными? Это ж только дополнительные расходы из офшорного кармана на «биомассу»!
Или из той же ст. 12: «Недопущення звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод при прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів, а також будь-якого скорочення систем соціального захисту».
Как известно, в проекте изменений к Конституции, готовившихся юристами ПР и БЮТ, предусматривалось заменить в ч.3 ст.22 Основного Закона слово «існуючих» на «конституційних» — очевидно, с тем чтобы впоследствии отменить законы, предоставляющие льготы тем или иным категориям граждан.
Так что олигархи и лоббисты олигархических интересов в ВР действительно не могли поддержать антиолигархический по своей сути законопроект Петра Симоненко.
Очевидно, избирателю следует задуматься над неголосованием Партии регионов за закон «Об основах внутренней и внешней политики Украины» в «коммунистической» редакции. И не только ввиду того, что ПР, собственно, отказалась от поддержки русского языка в качестве второго государственного, от внеблокового, нейтрального статуса Украины.
Не менее показателен и социально-экономический аспект. Ведь не секрет, что на выборы едва ли не все партии и политики идут с левой фразеологией, напяливая тогу «защитников трудящихся». И хотя конфликт интересов олигархов и наемных работников очевиден, многие до сих пор предпочитают верить ушам своим, которые олигархические СМИ проветривают красивыми обещаниями «защитить», «обеспечить», «увеличить» — вместо того чтобы обратиться к элементарному здравому смыслу. В этом плане неголосование ПР за указанный законопроект — для способных верить глазам своим — ставит все на свои места.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Региональная вышиванка
Многие на юге и востоке Украины недовольны позицией Партии Регионов, которая часто защищает интересы своих избирателей только на словах. А на деле у них почему-то кишка тонка!
С Карпухой мы встретились случайно - на станции метро «Выдубичи» прямо в центре зала.
- Привет, Карпуха! Представляешь - одних годами встретить не могу, а тебя случайно уже второй раз за месяц. Какой-то ты вездесущий.
- Здорова. Взаимно.
- Как дела?
- Да вот, будешь смеяться - мне вчера предложили вступить в Партию Регионов…
- Нормально, Карпуха! И как ты?
- Что значит «как»? Отказал естественно, я ж им нужен для статистики, а не мои мозги. И потом, как можно вступать в партию, которую я не уважаю…
Мы вышли на перрон – ехать нам было в одну сторону.
- А за что ж ты их не уважаешь?
- А за что уважать? Избиратели за них голосуют как за своих, по ментальному принципу, а первое, что регионалы в итоге всегда сдают - это именно русский язык.
- А ты вообще-то уверен, что люди голосуют по ментальному принципу?
- Сто пудов! Глянь географию любых общеукраинских выборов.
- Погоди, Карпуха, а разве язык – для людей главная проблема? Я вот не раз слышал, что по всем соцопросам на первом месте для людей – экономическое благополучие, потом социальная защищенность, здоровье и только на десятом или двадцатом - язык…
- Безусловно, но вот в чем прикол: когда голосуют за экономические программы, то нравятся больше те, которые выдвигаются своими, ментально более близкими. Психология восприятия – для восточных людей всегда будет казаться более толковым экономистом Азаров, а для западных – Пинзеник. И так по всем вопросам. Даже по медицинским – на Западной Украине уверены, что их Юща отравили, а на Востоке и Юге – что сам где-то траванулся или вообще неудачно омолодился стволовыми клетками…
Подъехавший поезд заглушил последнюю фразу Карпухи. Мы вошли в вагон.
- Вот за это я Партию Регионов и не уважаю. В стране идет ментальная агрессия и, даже можно сказать, насильственная этническая ассимиляция, а те, которые должны были бы политически защитить права своих избирателей, горой за них стоять, - ничего для этого не делают.
- Карпуха, ты слишком строг к ним. Если честно, а что они могут сделать? У них же, как ни крути, нет двух третей, чтоб сделать русский вторым государственным?
- А это и не нужно.
- Как «не нужно»?
- А не обязательно делать русский вторым государственным, чтоб прекратить беспредел против русскоязычных. Надо просто резко ограничить само понятие «государственный», чтоб оно не распространялось, как кому вздумается, на частную и общественную жизнь. А для этого и Конституцию менять не надо.
Двери закрылись и поезд тронулся в сторону станции «Славутич».
- Интересно. Ну и как же это можно сделать практически?
- А очень просто - путем создания прецедентов. Хочешь, прямо сейчас придумаю. Например, самое элементарное - вот сколько стоит купить кинотеатр в столице или открыть новый?
- Ну не знаю…
- Копейки, по сравнению с тем, что регионалы выкладывают на предвыборные гонки.
- И что?
- Так вот, покупается на партийные деньги один такой кинотеатр, ставится свой директор (только, конечно, боец, а не чмо) и огромными буквами на фасаде пишется: "ЗДЕСЬ ПОКАЗЫВАЮТ ИНОСТРАННЫЕ ФИЛЬМЫ ТОЛЬКО В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ И БЕЗ УКРАИНСКИХ СУБТИТРОВ". Как говорится, для тех, кто любит смотреть фильмы на родном языке и без дураков. Дается реклама в прессе и поехали крутить мировые новинки, как положено. Вопреки всем запретам националистов.
- Блин, Карпуха, ну ты даешь! Так ведь закроют – лицензии тут же лишат.
- А вот хрен им тертый на оба глаза, чтоб легче рыдалось - пусть попробуют лишить!!! Юристы у регионалов для чего? Берут под мышку Конституцию Украины и вперед - во все суды отстаивать права граждан на то, чтоб показывать и смотреть фильмы на том языке, на котором хотят. Декларация прав человека и Конституция выше любых указов и законов о кинематографии и прочей лабуде. И вот тебе скандал. Суды идут, а фильмы показывают.
- Так силой же возьмут, «Беркут» приедет.
- Супер! Пусть попробуют взять силой, да хоть приступом. Набежит пресса. Пусть весь мир, кто еще не в курсе, увидит, какое лицо у современной украинской демократии, с чем они на самом деле борются и в какую Европу идут. Сразу видно станет, что тут не украинскому помогают, а истребляют русский. Ты сам прикинь новостную картинку – спецназ штурмует кинотеатр не за то, что там сидят террористы с заложниками, а за то, что там идет фильм на русском.
- Ну, Карпуха, не знаю, получится ли...
- Получится еще как! Убежден, облажаются оранжевые по самые апельсины. В итоге - прецедент создан и кинотеары потом пойдут, как грибы – и русскоязычные, и венгерские, и татарские и, конечно же, украинские. Сделав это доброе дело – можно взяться и за следующее – открыть в столичном вузе русскоязычный поток и по той же схеме. А потом и телеканал – чтоб без мовных процентовок. Вот это, Игорь, и будет подлинная защита прав своих граждан. Но этого ж нет. Потому я регионалов и не уважаю. Они через пару лет вообще вышиванки понадевают…
Мы помолчали. Поезд ехал по мосту, и я смотрел на воды Днепра, искрящиеся на летнем солнце. На них, то здесь то там, игрушечными корабликами белели красавицы яхты и катера.
- А за кого ж ты будешь голосовать? За их оппонентов, что ли?
- Шутишь. Если я Партию Регионов не уважаю, то их главных соперников просто считаю дикарями. У них всех партии каннибальского типа - по правам людей табунами топчутся. В итоге выбор наш с тобой, брат, невелик: либо голосовать за самих людоедов, либо за тех, кто людоедам потихоньку всё сдаёт... А вообще, в политике должно быть больше технарей, умеющих системно мыслить, а не историков и всяких творческих личностей. Ладно, хватит об этом – мне выходить. Я в яхтклуб спешу – сегодня пускают на воду крейсерскую яхту по проекту моей команды.
- Ну, тогда счастливо – и семь футов тебе под килем.
Карпуха махнул рукой и вышел. Поезд начал набирать скорость, а я, глядя, как Карпуха поднимается по ступенькам, подумал: вот интересно, никому не известный инженер за одну остановку бесплатно и без напряга придумал довольно дерзкую и зримую идею. Политическую акцию, которая могла бы - по-суворовски малыми силами и средствами - эффективно разрешить главную проблему. А целые штабы профессиональных креативщиков до этого не додумались. Не могут? Или, может, это просто им не нужно?
Игорь Судак
http://trenc.com.ua/