Заголовок статьи вовсе не для дискуссии с сектантами в стиле «никому этот газ не нужен» и «лучше бы раздали деньги гражданам». Это к навальным-крутихиным-кунгуровым-мюридам и прочей публике, не обременённой ответственностью за свои слова и, тем паче, за дела, которых нет в принципе.
Тем не менее, хоть и не для дискуссии, но, как крайние хайповые варианты, для рассуждений подойдут.
Так вот, уважающее себя государство с 145-миллионным населением, рассматривающее себя в перспективе не одного столетия, не имеет права думать в таких категориях и не может себе позволить никаких крайностей.
Газопровод «Северный поток-2» — это лишь один из большого множества проектов, реализуемых в России: энергетических, инфраструктурных, производственных, оборонных, культурных, научных и т. д. Не все они на виду, ибо далеко не все столкнулись с таким публичным противодействием, что говорит как раз о том, что именно СП-2 крайне необходимо довести до финиша.
Судите сами.
С какой стати СП-2 вдруг оказался никому не нужен? Потому что в моменте упало потребление газа в Европе? Потому что была тёплая зима, а потом пандемия, чуть совсем не остановившая потребление? И что, зима навсегда превратилась в лето, а карантин теперь навечно? Это убогая логика ущербных людей. По этой логике вообще никакие крупные проекты большой стране не нужны.
Но есть и другая логика: такой стране, как Россия, особенно после запустения 90-х, проектов надо много и разных, рассчитанных не на сиюминутную маржу, а на десятилетия вперёд. Конъюнктура — дама изменчивая, сегодня у неё одно настроение, завтра другое, идти на поводу — уровень юной гимназистки, мечтающей удачно выйти замуж.
Любой, даже небольшой, бизнеспроект имеет срок окупаемости 3-5 лет, что уж говорить о масштабах в рамках континента, где только реализация проекта — это годы, а иногда десятилетия. Инфраструктурные проекты вообще мало поддаются логике окупаемости, это уравнение с бесконечным количеством неизвестных и там все результаты косвенные.
В России одновременно реализуются десятки (на самом деле, сотни) проектов, подобных СП-2 по масштабу. Ну хорошо, допустим СП-2 — это стратегическая ошибка и трубе с Ямала не надо было заходить в море в сторону Германии.
Подсчитаем. Затраты на прокладку по дну Балтики известны — €9,5 млрд, из которых на Газпром приходится 50% - €4,75 млрд, а в рублях по текущему курсу - ₽375 млрд. Допустим, берём эту «пачку» денег и раздаём «всем сестрам по серьгам». В результате, каждому россиянину достаётся по 2.500 рублей! Это вообще о чём?
Впрочем, если не вкладываться, к примеру, в десяток подобных проектов, то сумма в кармане уже увеличивается на порядок. Только вот, откуда она возьмётся у государства, которое ничего не делает? — вопрос открытый.
Но мы, всё-таки, идём дальше: а если не вкладываться в сотни проектов масштаба, подобного СП-2? Калькулятор нужен? Подсказываю: 2.500*100=₽250.000 в каждый карман. Так устроит?
Ну вот и хорошо, все мы стали намного богаче, но не надолго, зато популистам хватит.
А теперь отвечаю на негласный вопрос: о каких таких сотнях проектов идёт речь?
Здесь нет никакого секрета Полишинеля. Вот здесь списки из более чем 1000 крупных проектов с 2000 по 2024 годы, значительная часть из которых уже реализована, часть в стадии реализации, а часть находится в проработке:
Крупнейшие российские проекты
Список составлен на начало 2018 года, так что, он явно требует существенных дополнений, ибо уже существуют проекты, с реализацией до 2030 года и дальше. При этом, сотня-другая из списка — это проекты, значительно превышающие масштабом СП-2. Конечно, не все из них на 100% оправдывают ожидания, но так и должно быть, потому что реальная жизнь — это не популистские бредни, нацеленные на сиюминутный хайп и овации фанатов, а стратегическое видение необходимости широкой диверсификации и комплексного обустройства огромной страны, где ещё очень много мест, находящихся в запустении. Так что, работы хватит не на одно поколение.
И последнее: про «Северные потоки» и их целесообразность.
Пропускная способность двух Северных потоков — 110 млрд кубометров газа в год. Это более чем в два раза меньше объёма, на который рассчитана ГТС Украины. Но есть два, хорошо известных, нюанса:
- Украина, с политической точки зрения, крайне ненадёжный транзитёр.
- украинская ГТС практически не реконструировалась со времён незалежности, что давно ставит вопрос о её ненадёжности с технической точки зрения.
Таким образом, ответ на вопрос о снижении потребления газа в Европе, получен: да, это возможно, но лучше меньше, да лучше — без непредсказуемых транзитных платежей, без ультимативных манипуляций и без рисков (политических и техногенных). Через 4 года контракт о поставках газа через украинскую ГТС закончится и, к сожалению, #давайдосвидания# грандиозный советский проект, на котором поставила крест сама Украина.
А если уж говорить о конкуренции с американским СПГ, то её нет в принципе. А есть очевидная попытка нагнуть всех разом и выставить на деньги — обычная заокеанская технология убеждения посредством санкций и 6-го флота. Но история показывает — это лечится. Для большой страны — год-два не срок, надо будет, подождём и больше.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
--------------------