Для начала констатируем: шансы на заокеанский дефолт ещё остаются, потому как окончательного соглашения между демократами и республиканцами по цифрам не достигнуто. Есть только «принципиальный» компромисс: потолок поднимают, расходы сокращают. Так что, пока нет итоговых цифирь, всё ещё может случиться (хотя скорее нет, чем да).
Суть не в этом, а в вот в чём: почему даже внутри самих США возможный дефолт именуется не иначе, как катастрофа? На весь мир они не замахиваются, чихать они хотели на последствия где-то там, за двумя лужами, но свою поляну блюдут. Вот об этом и поговорим, начиная с общих закономерностей и особо не перегружая подробностями и специфическими терминами.
Возьмём для примера Аргентину, где дефолты следуют один за другим и только в этом веке их уже было два: в 2001 и 2020 г.г., а сейчас вновь преддефолтное состояние.
Самое интересное, что дефолты Аргентины – это уже, своего рода, вид спорта. Никого это особо не волнует, разве что конкретных персонажей: кто-то не угадал, остался во внешней валюте и разорился, а кто-то вылетел из чиновничьего кресла. Ерунда в общем. А всё почему?
А всё потому, что аргентинские дефолты – это как преднамеренное банкротство, имеющее целью сбросить балласт, реструктурировать долги, оздоровиться и с чистого листа. А рейтинги со временем подтянутся.
И хотя аргентинский «спорт» для нас не пример, тем не менее, точно по такой схеме был и наш дефолт на рубеже веков: долги заморозили, реструктурировали и выплатили, и далее в новый путь.
Почему же ни для Аргентины в прошлом и настоящем, ни для России четвертьвековой давности, а также для многих других, дефолты не приводят к катастрофе, а вовсе даже во многом наоборот?
Всё просто: если экономика экспортно ориентированная (положительный внешний торговый баланс), каковыми и являлись, и являются Аргентина и Россия, то в дефолте сразу обнаруживается много плюсов. Поскольку валютный курс резко проваливается, то мгновенно экпортёры в такой же пропорции (условно, конечно) также резко прибавляют в доходах, номинированных в своих дензнаках, а значит и казна государства сразу же резко начинает наполняться. При этом, ввиду сокращения выплат по внешним долгам (проценты обнуляются, выплаты растягиваются) доходы растут ещё больше. А что касается импорта, то здесь практически ничего не меняется. Вот, собственно, и вся хитрость.
Другое дело, если страна имеет большое отрицательное сальдо во внешней торговле, то есть, импортирует значительно больше, чем производит. Вот тут-то и появляются проблемы, потому как при дефолте никакого увеличения доходов казны не происходит ввиду относительной слабости производственной базы экспорта, а вовсе даже наоборот – казна истощается. Что касается внешних кредитов, то здесь тоже возможны и списания, и реструктуризации, однако всё зависит от размера этих долгов: если они критически велики (значительно больше годового номинального ВВП), то простыми ходами здесь не обойтись. Придётся многое прощать кредиторам, что приведёт не просто к падению курса своей валюты, а к катастрофическому её обесцениванию.
По сути дела, описанный в предыдущем абзаце сценарий касается не только США, но и всего Запада, а также, например, Японии, где госдолг приближается к соотношению 300% к годовому ВВП. Тем не менее, ни к Европе, ни к Японии эпитетом «катастрофа» в применении к потенциальному дефолту никто пока не оперирует и вот почему: катастрофа-то у них будет, но это одновременно будет и их личным делом. Ну провалятся они в «каменный век», туда им и дорога, может научатся жить по средствам. А не научатся, значит не судьба.
Короче, история такая: если вдруг в ближайшее время произойдёт дефолт США, это будет настоящая катастрофа, причём практически для всего мира. Понятно, что я намекаю на зелёную резаную бумагу, которая вдруг окажется никому не нужна ни в качестве средства платежа, ни в качестве средства накопления (резервирования). В результате, вся эта гигантская макулатура хлынет не куда-нибудь, а в альма-матер и тогда Великая американская депрессия 100-летней давности покажется детской шалостью. Придётся пересматривать все привычные экономические термины, например, такой, как «гиперинфляция», ибо не будет там никакой гиперинфляции, а будет супер-турбо-сверх-гиперинфляция или что-то в этом роде, чего человечество в багаже своего многотысячелетнего опыта ещё не имеет. Также понятно при этом, что «печатный станок», который сейчас работает исправно, потеряет всякий смысл, ибо может выступать только бензином для костра.
В остальном мире сильно достанется тем, у кого резервы номинированы в долларах США и у кого этого добра много. Опять же у той же Японии и не только. Ещё, например, у Китая – сильно больше триллиона зелёных, которые будут просто обесценены в ноль. Кстати, про Китай можно и нужно несколько подробней.
В общем, для Китая, в случае дефолта США, картина не такая радостная, даже несмотря на круто экспортно ориентированную экономику. Здесь многое зависит от структуры экономики: насколько экспорт будет востребован на внешнем рынке. Ведь те же США однозначно выпадут из перечня покупателей, а это сразу $0,5 трлн. Выпадут и многие другие, потому как в сильно обескровленном мире будет не до «магазинов ненужных вещей», без которых можно обойтись и перетерпеть. А не обойтись будет, например, без продуктов питания, без тепла и электричества, то есть, без энергоносителей, и ещё кое без каких товаров первой необходимости, а также без современного оружия в турбулентном мире, полном новых опасностей. И сельское хозяйство, и энергоносители, и оружие – это, кстати, к России и ещё, в плане продуктов питания, например, к Аргентине. А вовсе не к Китаю, которому свои бы 1,5 миллиарда прокормить и обогреть.
Вот такая картина маслом выруливается в случае дефолта США, которые в своём постдефолтном мире будут точно отброшены в «каменный век», причём вместе со своим пентагоновским металлоломом, но и многие сегодняшние мастодонты пострадают тоже близко к катастрофическому сценарию. Если, конечно, не успеют подготовиться.
Так что, ещё раз повторю: то, что демократы и республиканцы, вроде бы, договариваются о потолке госдолга – это хорошая новость и благо для всего мира, которому надо ещё несколько лет, чтобы подготовиться и максимально заменить доллар в межгосударственных расчётах. Вот тогда только и можно будет с лёгким сердцем забыть об этом паразите, спрятавшемся за двумя лужами.
Александр Дубровский
ТГ-канал Спокойно Z Маша
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1604
Рейтинг поста:
Мы-то забыть сможем.
Но вот сможет ли паразит забыть свою безбедную жизнь кровопийцы?...
Британцы к примеру никак не могут...