Как известно, европейские власти, закрыв своё небо для российских авиакомпаний, на этом не остановились. Следом они запретили продажи в Россию самолётов Airbus и запчастей к ним. Но даже это не всё: последовало распоряжение – изъять из российского авиапарка самолёты, находящиеся в лизинге, то есть, те, которые ещё не были выкуплены у лизинговых компаний, на балансе которых (читай, в собственности) они находятся до полного погашения лизинговой стоимости.
Последствия:
- Поскольку Россия в качестве контрмеры закрыла своё небо для санкционеров, у тех резко возросли издержки при полётах на большие расстояния, в частности (и прежде всего), в Юго-Восточную Азию. Место европейцев немедленно заняли рейсы Китая, Филиппин, Индонезии и других стран, что грозит в самом недалёком будущем цепочке громких европейских банкротств ввиду того, что пассажиропоток быстро переместится на компании, свободно пролетающие над Россией.
- Запрет на продажи Airbus приведёт к тому, что производитель резко снизит свои доходы, а заказы переместятся, например, в сторону американского Boing, который, ввиду зависимости от российского титана, ни под какие санкции предусмотрительно не подписывался и теперь имеет шанс, наконец, задавить своего главного конкурента. Кроме того, следует ожидать, что второе дыхание получат как российские проекты (МС-21 300, Ил-96 400 и другие), так и совместные российско-китайские широкофюзеляжные CR-929. Новые самолёты постепенно начнут замещать европейские, часть из которых, по мере выхода из строя, будет использоваться в качестве «поставщиков» запчастей.
- Относительно европейских лизинговых компаний: сегодня было совещание в Минтрансе, по итогам которого Росавиации выпустило телеграмму, где обязало авиакомпании дать исчерпывающие сведения о том, какие самолёты находятся в лизинге, у каких компаний и были ли уже обращения с требованием их вернуть.
Для справки: всего в российском авиапарке до 41% самолётов Airbus, как выкупленных, так и находящихся в лизинге.
Один из наиболее вероятных сценариев: ни один самолёт не уйдёт в Европу, все они останутся в России.
Пикантность ситуации заключается в том, что, например, при закрытом небе нет возможности переправить самолёты в Европу. Но это не всё.
В случае, если прекратится поставка необходимых запчастей, самолёт попадает в простой и будет занимать место на стоянке в аэропорту. Следовательно, аэропорт будет начислять плату за стоянку, которую авиакомпании регрессом начнут перевыставлять в адрес либо поставщиков (производителей) запчастей, либо лизинговым компаниям (в зависимости от того, как это прописано в договоре). В любом случае, ответственный за такие политические решения, наносящие материальный вред свободному предпринимательству, найдётся.
Вопрос: что будет с лизинговыми компаниями, теряющими не только многомиллионные доходы, но и сами объекты лизинга? Ответ очевиден (см. п. 1): цепочка громких банкротств.
Наконец, главное: в случае добросовестного исполнения лизингового договора со стороны лизингополучателя, нет никаких оснований у лизингодателя применять меры принудительного изъятия предмета лизинга. Никаких форсмажоров в одностороннюю пользу лизингодателя в лизинговых договорах не предусмотрено. Любой суд, даже европейский, признает правоту авиакомпании и пошлёт лизингодателя в пешее эротическое путешествие. Тем более, что подобный форсмажор играет исключительно в пользу авиакомпании.
И последнее: ввиду паралича хождения евро в качестве взаиморасчётов с Россией по инициативе европейских властей, дополненного запретом российского правительства, лизинговые компании уже сейчас могут идти в то самое путешествие по адресу из трёх букафф. Например, в суд, а пока суд да дело, пусть думают, как содержать тысячи своих сотрудников в ситуации, созданной своими же воинственными властями.
Александр Дубровский
Подписывайтесь на новый ТГ-канал «СпокойноМаша»
Рейтинг публикации:
|