Вопрос года: откуда взялся COVID-19 и причем здесь выборы в США?
Третьего мая все мировые СМИ облетела новость: западные спецслужбы обвиняют Китай в уничтожении доказательств его вины во вспышке COVID-19. Первым об этом написал The Daily Telegraph со ссылкой на доклад альянса разведслужб «Пять глаз». В него входят спецслужбы США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Как следует из документа, китайские власти сознательно скрывали любые новости о появлении коронавируса. Пекин еще в начале декабря 2019 года имел доказательства передачи инфекции от человека к человеку, однако отрицал этот факт вплоть до 20 января. Более того, местные ученые проводили опыты с COVID-19 в лабораториях. А 3 января Национальный комитет здравоохранения Китая дал указание уничтожить образцы коронавируса и не публиковать информацию о неизвестной инфекции.
Называются и конкретные имена — доктор Ши Чжэнли из Уханьского института вирусологии. Еще в 2013 году он изучал выделения летучих мышей, а в 2015 году с американскими коллегами проводил опыты по синтезу коронавирусов
Цель — может ли вирус от летучих мышей передаться млекопитающим. В одной из своих работ, опубликованных в научных журнале, профессор написал следующее:
«Весьма вероятно, что будущие вспышки SARS или MERS, подобные коронавирусам, будут исходить от летучих мышей. И существует повышенная вероятность, что это произойдет в Китае».
Когда согласия нет
Активно идея связки «Китай — вирус» начала продвигаться в последние недели. При этом еще 15 апреля председатель комитета начальников штабов Вооруженных сил США, генерал Марк Милли сообщил: американские власти считают, что коронавирус нового типа имеет искусственное происхождение. Однако спустя две недели управление директора Национальной разведки заявило о противоположном: вирус SARS-CoV-2 не был создан искусственно.
Впрочем, единения в этом вопросе нет до сих пор. Даже внутри «Пяти глаз». Австралийская разведка считает, что вирус возник на рынке в Ухане, тем самым соглашаясь с официальной версией китайских властей. Представители спецслужб остальных четырех государств настаивают на искусственном происхождении COVID-19.
В Китае от подобных обвинений открещиваются. Любые теории, связывающие появление коронавируса с разработками биологического оружия, они считают «абсолютно сумасшедшими».
Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзян напомнил, что ВОЗ «многократно заявляла — нет никаких свидетельств того, что новый коронавирус был создан в лаборатории».
«Ужасная ошибка» Китая
В ночь на 4 мая свое слово сказал и Дональд Трамп. Произошло это не впервые. 1 мая он заявил, что у него есть информация, позволяющая говорить о появлении коронавируса именно в китайской лаборатории. На этот раз глава Белого дома говорил уже о совершенной Китаем ошибке, которая привела к распространению вируса.
«Я думаю, что они совершили ужасную ошибку и не хотели ее признать. Мы хотели приехать, но они не хотели нас пускать. Даже Всемирную организацию здравоохранения не хотели пускать. Они признали это, но гораздо позднее, а не сразу. По-моему, они совершили ошибку и пытались ее скрыть, потушить ее словно пожар, и не смогли сделать это», — сказал Трамп.
Но самое плохое, по мнению президента США, что сделал Китай, так это не запретил выезд своим жителям за пределы страны. В частности, разрешая выезд в США.
Зачем Китаю скрывать вспышку?
На этот счет есть множество версий на любой вкус — от конспирологических (их больше всего) до сугубо бюрократических. Очередную опубликовало Associated Press со ссылкой на данные разведки. По их версии, Китай скрыл масштабы вспышки коронавируса и степень его заразности. Цель — успеть запастись необходимыми средствами защиты и медикаментами.
В частности, Китай преуменьшал тяжесть коронавируса, одновременно с этим наращивая импорт медикаментов и сокращая экспорт медицинских товаров. Подобные выводы основаны на 95-процентной вероятности того, что изменения в поведении Китая в части импорта и экспорта не были в пределах нормального диапазона, говорится в докладе.
Вирус в контексте борьбы за власть
Ряд экономических экспертов видят в текущей ситуации информационную атаку на Китай. Сейчас США могут позволить себе то, что не могли позволить год-два назад во время торговых войн.
К падениям фондового рынка все уже привыкли. Сокращение товарооборота принимается как данность. Сильной инфляции из-за дефицита товаров можно не ждать, ведь у населения просто нет денег, чтобы поддерживать высокий спрос. Как итог: сейчас Трамп может делать все, что пожелает. То есть вводить новые пошлины и санкции, не рискуя навлечь недовольство истеблишмента США. Как ожидается, конечной целью подобной стратегии является вывод производств американских компаний с территории Поднебесной и их возврат в США.
Не стоит забывать и об осенних президентских выборах. Коронавирус и его последствия перечеркнули все успехи Трампа на посту президента: биржи упали, безработица подскочила, промышленность и экономика сокращаются.
Яркий образ внешнего врага тут нужен как никогда. Во второй половине XX века самой частой практикой в таких случаях была демонизация СССР/России. Сейчас – Китая. Вот и повод есть – как бы ни появился COVID-19, произошло это именно в Китае.
Риторика для народа
В свою очередь, все это ведет к массивной популистской риторике. За последние дни появились новости, что:
- американские власти обсуждают возможность лишить Китай «суверенного иммунитета» в американских судах. Это позволит жертвам эпидемии подавать иски против китайского правительства с требованием компенсации.
- Некоторые сенаторы предлагают списать часть американского долга перед Китаем. Просто не выплачивать облигации, мотивируя это компенсацией за последствия распространения коронавируса. Пекин держит 1,2 трлн долларов в гособлигациях Штатов и остается крупнейшим кредитором Вашингтона.
- Трамп намерен подписать указ, запрещающий инвестировать средства государственных пенсионных фондов в китайские акции. Речь идет о сумме около 50 млрд долларов, которая с 2017 года вложена в фонд, состоящий из акций индекса MSCI World. Существенную долю в его портфеле занимают китайские бумаги. И указ Трампа, как ожидается, потребует вывести средства из них.
Каждая подобная новость позволяет той или иной стороне получить новые голоса избирателей. Возможно, что какие-то из этих мер действительно будут приняты. Но не факт, что для китайской экономики это станет ударом. Пока же в Пекине называют все происходящее «политическим фарсом»:
«Не существует никакого международного права, которое поддерживало бы обвинения в адрес страны, которая просто первой сообщила о заболевании», — заявил замминистра иностранных дел КНР Лэ Юйчэн.