В свете все более напористой политики Китая за рубежом, российской интервенции на Украине и в Сирии, а также вмешательства Москвы в президентские выборы в Соединенных Штатов, внимание многих американских политиков, стратегов и аналитиков привлекла концепция конкуренции великих держав.
Согласно общепринятой в стратегическом сообществе точке зрения, политика великих держав – это условное обозначение, под которым следует понимать соперничество между Соединенными Штатами и Китаем (или между Соединенными Штатами и Россией). Однако, на самом деле это гораздо более широкое понятие, и отношения между Китаем, Соединенными Штатами и другими великими державами сегодня играют решающую роль в мире, поскольку они фактически определяют американо-китайское соперничество и мировой порядок в целом.
Изучению и оценке этих отношений посвящен проект американского аналитического центра «Брукингский институт», который получил название «Глобальный Китай: оценка растущей роли Китая в мире». В рамках этого проекта исследуются взаимоотношения Китая с другими великими державами, в частности с США, Европой, Индией и Россией, а также последствия динамики этих отношений для Соединенных Штатов и существующего мирового порядка.
По мнению авторов, ключевым фактором политики великих держав является сильная позиция Вашингтона и Пекина в их отношениях с другими великими державами. Действительно, благодаря экономической и военной мощи обеих стран, а также их лидирующим позициям в сфере передовых технологий, таких как искусственный интеллект, Соединенные Штаты и Китай опережают другие великие державы в развитии, и разрыв между ними увеличивается.
В свете этого растущего разрыва становится все более очевидным, что решения, принимаемые в Пекине и Вашингтоне, будут играть определяющую роль в вопросах, касающихся геополитической стабильности, темпов глобального и национального экономического роста, развития новых технологий, а также международных ценностей и институций. В то же время, стремительно ухудшающиеся отношения между двумя странами ведут к формированию обширной новой структуры, в рамках которой маневрируют другие великие державы.
Обостряющееся соперничество между Соединенными Штатами и Китаем является важным фактором, во многом определяющим политику других великих держав. С позиции руководства Китая, стабилизация связей с другими великими державами обеспечивает защиту от ухудшения отношений с США. Принимая во внимание непредсказуемость поведения администрации Трампа, возвращение к протекционизму во внешнеторговой политике и снижение надежности США в качестве партнера в сфере безопасности, крупные державы, такие как Япония и Индия, немедленно воспользовались готовностью Китая к нормализации отношений и предприняли шаги, пусть и ограниченные, для укрепления своих связей с Пекином.
Например, Токио удалось добиться некоторого потепления в политических и дипломатических отношениях, даже несмотря на усиление экономической конкуренции и соперничества в сфере безопасности, что указывает на высокий уровень изощренности политики обоих правительств в части, касающейся развития двусторонних связей. Что касается Нью-Дели, снижение напряженности в отношениях с Китаем является не столь выраженным. Китай и Индия осуществляют ограниченное сотрудничество и постоянное взаимодействие, в то же время стремясь урегулировать свои многочисленные разногласия.
Степень этих улучшений, разумеется, весьма ограничена: как в случае Индии, так и Японии, обеспокоенность существующим положением, растущей ролью Китая в регионе, и особенно продолжающимися территориальными спорами, по-прежнему сдерживает стремление к нормализации двусторонних отношений. Именно это является одной из главных причин их устойчивой приверженности прочным связям с Соединенными Штатами в целом и президентом Трампом лично.
Другая великая держава, соседствующая с Китаем – Россия. За последние годы между ними произошло драматическое сближение. Растущая и совершенно очевидная конвергенция между Москвой и Пекином является одной из наиболее важных тенденций, определяющих сегодня систему отношений между великими державами на планете. Китай и Россия разделяют обоюдную заинтересованность в борьбе против сохранения мирового порядка, в котором доминируют Соединенные Штаты.
Россия предоставляет Китаю свою передовую военную технику, энергоносители и доступ к освоению Арктики. Китай, в свою очередь, является крупнейшим торговым партнером России и предоставляет капитал, технологические достижения и рынок для дальнейшей разработки природных ресурсов. Обе страны оказывают друг другу поддержку в международных организациях и дипломатических структурах. Глубина и устойчивость тенденции укрепления китайско-российского альянса в ближайшие годы будет ключевым объектом наблюдений и исследований.
Профессор Джорджтаунского университета и директор Центра российских и восточноевропейских исследований Анжела Стент пишет, что укрепляющееся китайско-российское партнерство представляет собой одно из самых конкретных и долгосрочных достижений во внешней политике президента России Владимира Путина. Поворотный момент в двусторонних отношениях наступил в 2014 году, после введения международных санкций из-за аннексии Крыма. Владимир Путин совершил «разворот к Китаю», чтобы сбалансировать резко охладившиеся отношения России с Соединенными Штатами и Европой. И это позволило России избежать международной изоляции, с помощью которой Запад пытался заставить Москву изменить свое поведение.
Китай весьма заинтересован в доступе к российской нефти и газу, а также ее военной технике и арктическим морским путям. Россия даже оказала помощь Китаю в разработке системы раннего предупреждения о ядерных атаках и заключила контракты, предусматривающие внедрение китайского технологического оборудования в сфере телекоммуникаций. Кроме того, в последние годы обе страны регулярно координируют свои позиции в глобальных институтах.
Несмотря на это сближение, утверждает Стент, между Россией и Китаем имеются точки напряженности. Так, например, у Москвы имеются причины для озабоченности в связи с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Кроме того, между лидерами двух стран отсутствует полное согласие в отношении видения постзападного многополярного мирового порядка. Хотя сегодня Соединенные Штаты едва ли способны разрушить это стратегическое партнерство, Стент утверждает, что Вашингтону следует соблюдать осторожность, чтобы своими действиями не способствовать его дальнейшему укреплению.
Пакет документов Брукигнского института содержит материалы, посвященные отношениям Китая с другими великими державами, а также динамике развития этих отношений, которая существенно различается в зависимости от конкретной страны и региона. В нем рассматриваются уникальные комбинации сотрудничества и соперничества в каждом конкретном случае и различные подходы, которые каждая из великих держав использовала для маневрирования в условиях обострения соперничества между Соединенными Штатами и Китаем. Наконец, авторы подробно рассматривают, как изменяющаяся система взаимоотношений между великими державами может повлиять на мировой порядок в целом, и приводят ряд политических рекомендаций для Соединенных Штатов и других держав, которые касаются возможностей их воздействия на развитие событий.