К середине лета 2019 г. в Германии сложилась необычная внутриполитическая ситуация. Одним из важнейших факторов, влияющих на соотношение партийно-политических сил, стал резкий рост популярности партии «Зеленые/Союз 90» и их лидеров. Итоги выборов в Европарламент в конце мая 2019 г. (20,5%) показали, что она стала второй после ХДС/ХСС (28,9%) по электоральной поддержке на федеральном уровне политической силой Германии, существенно обогнав СДПГ (15,9%) и «Альтернативу для Германии» (11%). Более того, опросы специализированных институтов свидетельствуют, что по популярности «зеленые» в июне–июле 2019 г. сравнялись с блоком ХДС/ХСС (25–26%). При этом растут критические настроения среди избирателей — 55% граждан ФРГ не готовы доверить этаблированным партиям решение стоящих перед страной проблем.
«Зеленые/Союз 90»
В среднесрочной перспективе партия претендует на стабильную 20-процентную поддержку федерального электората (в сентябре 2017 г. на выборах в бундестаг они получили только 8,7% и заняли пятое место среди других политических сил). Одновременно растут риски попасть в ловушку электорального разочарования, как это случилось в 2011–2013 гг., когда «зеленые» не оправдали возлагавшихся на них надежд. Поэтому одна из основных задач — гарантировать устойчивое положение партии как второй по популярности политической силы, избавив ее от имиджа «экологических популистов» и «партии одной темы». Это очень сложная задача. Сегодня партия находится между Сциллой эйфории и Харибдой опасений не соответствовать ожиданиям своих сторонников. Пока ей выгоднее быть привлекательной (в глазах избирателей) оппозиционной силой в отношении существующей коалиции, чем брать на себя реальную политическую ответственность. Одно — обещать, другое — наполнять обещания конкретными делами. Проблемной сферой в отношении с будущими коалиционными партнерами могут стать их масштабные требования по защите климата.
В условиях глубокого кризиса СДПГ, неопределенности с ее новым руководством и его будущими отношениями с коалиционными партнерами выросли риски распада правительственной коалиции, соответственно, увеличилась вероятность варианта вхождения Зеленых в новый состав правительства. В его пользу говорит принципиальная готовность партии к достижению компромиссов, которую она проявила осенью 2017 г. в рамках переговоров о создании ямайской коалиции. Многие эксперты расценили это как «деидеологизированный прагматизм».
Роберт Хабек и Анналена Бербок — два харизматичных лидера, которых давно не было на политическом небосклоне Германии — с ноября 2017 г. по май 2019 г. сделали многое для того, чтобы партия в восприятии электората стала основной силой, представляющей интересы левой середины немецкого общества. И это им удалось. Сегодня «зеленые» оказались в центре политических обсуждений. Каждый второй участник опросов общественного мнения считает, что партия выступает за «современную гражданскую политику». Важно, что ее поддерживает молодежь, в т.ч. в рамках пятничных демонстраций школьников Fridays-for-Future в поддержку защиты климата. На фоне усталости электората от нынешней правительственной коалиции популярность зеленых растет не только в крупных городских агломерациях (на выборах в ЕП они получили большинство голосов не только в 9/10 крупнейших городов Германии, в т.ч. расположенных в традиционной вотчине социал-демократов — Рурском регионе, но и в сельских районах). Другое дело — Восточная Германия. Партии предстоит усилить свои позиции и закрепиться в новых федеральных землях. Насколько ей удастся завоевать симпатии восточногерманского «гражданского либерального центра», содействуя преодолению по-прежнему существующего раскола страны на Запад и Восток, покажут осенние земельные выборы в Саксонии, Бранденбурге (1 сентября) и Тюрингии (27 октября). Сегодня эта задача представляется трудновыполнимой.
Оба председателя избегают обсуждения вопросов о возможных канцлерстве и коалиционных вариантах на федеральном уровне, из которых наиболее вероятной представляется коалиция с блоком ХДС/ХСС (с «Ямайкой» все сложнее). Теоретически возможна договоренность с СДПГ и партией «Левая». Такие коалиции уже есть на земельном уровне в Восточной Германии и с июля 2019 г. в западногерманском Бремене.
На сегодняшний день у партии неплохие шансы стать во главе будущего федерального правительства. И А. Бербок, и Р. Хабек занимают жесткую позицию по отношению к России, поддерживая антироссийские санкции ЕС, выступая против кооперации с Газпромом и критикуя дефицит демократических реформ (особенно по линии гражданского общества); одновременно ставя во главу угла приоритет мультиполярного подхода во внешней политике, они требуют дистанцирования от США.
В целом у «зеленых» неплохие шансы для закрепления в качестве второй по популярности политической силы на федеральном уровне. Однако по состоянию на вторую половину 2019 г. партии выгоднее быть в конструктивной оппозиции, спекулирующей на актуальных темах, по которым достижение реальных решений (на уровне правительства) очень сложно или маловероятно. К тому же организационно-материальная структура партии до сих пор была ориентирована на 10–12% итоги федеральных выборов. В сравнении с ХДС/ХСС и СДПГ она менее обеспечена людскими, финансовыми и прочими ресурсами, чтобы гарантировано удерживать нынешнюю планку популярности в среднесрочной перспективе. «Зеленые» и дальше будут показывать свою готовность в случае необходимости «взять власть в свои руки», но в реальности — всячески оттягивать вероятность наступления такого события. Как и другие политические силы, они не заинтересованы в досрочных выборах, результаты которых, несмотря на опросы общественного мнения, мало предсказуемы.
Социал-демократы
Низкие показатели в ходе выборов в ЕП (15,8%) и в сенат земли Бремен (прошли 26 мая) спровоцировали председателя СДПГ А. Налес в начале июня уйти в отставку со своих постов. Провальные результаты были предсказуемы. Руководству партии за последние полтора года не удалось выработать пути выхода из продолжающегося несколько лет и постоянно углубляющегося кризиса. Предложенная в начале 2019 г. концепция реформирования социального государства (основные авторы: М. Швезиг и К. Кюнерт), включающая отказ от пособий Харц-4, не впечатлила избирателей. Только 7% немцев накануне выборов в ЕП считали, что социал-демократы способны дать лучшие ответы на вызовы будущего и лишь 5% — что они могут проводить эффективную политику по защите климата и охране окружающей среды. Именно эти темы, а не гарантии сохранения рабочих мест, являются сегодня основными в электоральных предпочтениях граждан Германии разных возрастных групп.
В настоящее время можно наблюдать процесс трудного поиска лидеров/нового руководства, который сопровождается дальнейшим падением уровня популярности партии. В конце июня президиум СДПГ утвердил концептуальный подход к климатической политике (разработка началась еще при А. Налес), постаравшись определить свою нишу, отличную от ниш «зеленых» и других партий (либералы делают ставку на рынок, ХДС/ХСС — на сохранение конкурентоспособности промышленности), ориентированную на наемных работников как основной целевой группы. На 11 страницах представлены 10 пунктов, суть которых сводится к необходимости учета интересов работающего человека. Основной лейтмотив: «Экологическим является все, что создает рабочие места. Защита климата должна сопровождаться защитой этих мест».
Во второй половине 2019 г. СДПГ предстоит продолжить сложный путь обновления через поиск новой социальной парадигмы, разработки актуальных программных установок, а также выдвижения политиков, способных увлекать и убеждать избирателей. Неплохой задел есть на коммунальном уровне — социал-демократы могут гордиться успехами на прямых выборах обер-бургомистров городов. Шансы партии в будущем могут вырасти с возвратом политического маятника от климатических и миграционных вопросов в сторону народнохозяйственных проблем, но когда это произойдет, спрогнозировать трудно. Пока основными задачами являются участие в осенних земельных выборах (прогнозы для СДПГ неутешительные), обновление руководства, прекращение внутрипартийных разногласий, консолидация партийного базиса и конструктивное взаимодействие с партнерами по большой коалиции. Последний пункт во многом будет определяться решением съезда СДПГ 6-8 декабря 2019 г. и позицией новых сопредседателей.
ХДС/ХСС
Ситуация в ХДС/ХСС существенно лучше, но, тем не менее, непростая. Потери блока на европарламентских выборах были меньше (получили 28,9%), а баварцы, благодаря шпитценкандидату М. Веберу, даже получили дополнительные голоса. Одновременно ХДС набрала большинство голосов на земельных выборах в Бремене, впервые в истории опередив социал-демократов, но сформировать правительство не смогла.
Неожиданный удар по популярности блока нанесла блогосфера — примерно за неделю до выборов немецкий блогер Ренцо в 55-минутном клипе на канале в YouTube подверг жесткой критике народные партии, в первую очередь ХДС. За пару дней количество просмотров превысило 7 млн. Его поддержали молодые коллеги по цеху. Руководство партии не дало своевременного и адекватного ответа. Более того, авторитет председателя ХДС А.-К. Карренбауэр (АКК) существенно снизился после ее заявления о необходимости введения ограничений на подобные обсуждения в интернете.
Похоже, что АКК пока не оправдывает возлагавшихся на нее надежд и ожиданий. Неслучайно в ходе опросов общественного мнения наиболее успешным кандидатом на пост федерального канцлера граждане называют не АКК, а ее бывшего соперника в борьбе за руководство партией Ф. Мерца. Он сам при каждом удобном случае всячески поддерживает АКК (она считает, что канцлер-кандидатом должен быть председатель партии) и выражает готовность помогать ей. А такая поддержка и ей, и партии, в первую очередь, нужна в поиске своей ниши в сфере защиты климата. В этом вопросе ХДС/ХСС активно продвигают идею введения специального налога на выбросы парникового газа.
Не повысило рейтинг блока согласие А. Меркель отказаться от механизма шпитценкандидатов и выдвинуть, по предложению французского президента Э. Макрона, на пост председателя Комиссии ЕС министра обороны Урсулу фон дер Ляйнен (ХДС). Хотя федеральный канцлер воздержалась от голосования в Совете Евросоюза в начале июля, такой поступок вызвал неприятие у партнера по коалиции СДПГ (а также оппозиционеров в лице «зеленых»), предупредившей, что в своей фракции в середине июля немецкие социал-демократы будут голосовать против этой кандидатуры. Несмотря на согласие М. Вебера, председатель ХСС М. Зедер выразил свой протест, сказав, что «это плюс для Германии, но поражение для Европы», одновременно призывав критически настроенных коалиционных партнеров поддержать соотечественницу.
Предпринятые усилия ведущих европейских и немецких политиков в поддержку фон дер Ляйнен, а также ее встречи с фракциями ЕП, обещания и выступления сделали свое дело. 16 июля она собрала заветные 383 голоса депутатов ЕП (при необходимых 374). Германия впервые за полвека смогла сделать своего кандидата главой Еврокомиссии, но предшествующая этому событию жесткая позиция социал-демократов не улучшила атмосферы в большой коалиции. Абсолютно неожиданным стало и согласие АКК (в тот же вечер) войти в правительство (в начале июля она отрицала возможность стать членом кабинета) и занять освободившийся пост министра обороны. Представители «зеленых» и либералов сразу критически высказались в отношении такого назначения. Насколько АКК сможет повысить свой политический рейтинг в такой непростой должности, сказать сложно.
Фактором неопределенности будущего правительственной коалиции стало состояние здоровья федерального канцлера Германии (явное недомогание в июне-июле во время проведения официальных мероприятий). Активную дискуссию по этому поводу организовали средства массовой информации. Однако и сама глава кабинета (17 июля ей исполнилось 65 лет), и экспертное сообщество нивелировали попытки СМИ сделать его предметом политического дискурса. Очевидно, что в последующие месяцы А. Меркель останется политическим тяжеловесом и в Германии, и в Евросоюзе, готовым и способным довести нынешнюю большую коалицию до парламентских выборов в сентябре 2021 г., в том числе через достижение необходимых компромиссов как внутри блока ХДС/ХСС, так и в непростых отношениях с СДПГ. На мой взгляд, это наиболее вероятный вариант развития событий, который вполне благоприятен и для российско-германских отношений. Можно также утверждать, что большой коалиции после выборов 2021 г. не будет.
«Альтернатива для Германии»
В связи с убийством 2 июня коммунального политика Вальтера Любке (ХДС) АдГ оказалась в центре жесткой критики представителей других партий, обвинивших ее в связях с правыми радикалами и экстремистами. В конце июня Федеральное ведомство по охране конституции опубликовало отчет о ситуации с правоэкстремистскими силами в Германии, активность которых в 2018 г. выросла, что усилило критическое давление на «Альтернативу». Действительно, часть правящей верхушки партии в своих высказываниях нередко солидаризируется с позициями правых радикалов — именно это делает ее нерукопожатной в земельных парламентах и бундестаге. Важная роль в определении роли различных течений «Альтернативы» принадлежит съезду, который пройдет в конце ноября 2019 г.
В преддверии земельных выборов в трех восточногерманских землях, в которых позиции АдГ весьма сильны, АКК и генеральный секретарь ХДС П. Цимяк в конце июня выступили с заявлениями о невозможности и недопустимости какой-либо кооперации с ее представителями, которые, в свою очередь, говорят о своей партии как самой перспективной правоконсервативной силе — будущем партнере ХДС/ХСС.
В первой половине лета 2019 г. в партии развернулась дискуссия об отношении к экстремистским и радикальным силам, которая подтвердила отсутствие единства по этому вопросу как внутри руководства, так и среди рядовых членов партии. Очевидно, что до 2021 г. антимигрантские и праворадикальные лозунги останутся важнейшими инструментами борьбы за избирателя. У АдГ есть хорошие шансы увеличить присутствие в земельных парламентах Саксонии, Бранденбурга и Тюрингии, что заставит другие партии искать новые методы противостояния/противодействия праворадикальным оппонентам, которые продолжат использовать популистский инструментарий для повышения популярности своих политиков, «представляющих интересы народа» и вынуждая депутатов других партий поддерживать их инициативы в ландтагах.
***
Выборы в ЕП подтвердили наличие кризиса в народных партиях, в первую очередь, СДПГ, которой предстоит выбрать в начале декабря 2019 г. новое руководство и продолжить поиск привлекательных для электората программных установок, в первую очередь, в вопросах защиты климата и охраны окружающей среды. Именно эти темы обеспечили в середине лета исторически высокие рейтинги «зеленых» и их сопредседателей. В немецком политическом дискурсе активно обсуждается вопрос об их возможном лидерстве в случае досрочных или очередных выборов в бундестаг, соответственно, о коалиционных вариантах, не исключающих «зеленого» канцлера.
Экспертное сообщество охотно спекулирует на тему досрочного прекращения деятельности нынешнего правительства и отводит «зеленым» одну из ведущих ролей в развитии такого рода событий. На самом деле у большой коалиции, несмотря на противоречия, достаточно высокий потенциал для продолжения своей деятельности. Более того, ни ХДС/ХСС, ни СДПГ на сегодняшний день к досрочным выборам не готовы. К сентябрю 2021 г. им необходимо консолидировать свои ряды и выдвинуть идеи и установки, которые позволят им вернуть избирателей, ушедших к другим партиям, в первую очередь, к «зеленым» и «Альтернативе». Последним также требуется время для непростой работы по удержанию существующих позиций и укреплению своего организационного и финансового потенциала на региональном и федеральном уровне.
Уже ясно, что большой коалиции в 2021 г. не будет. Очевидно, что в правительство войдет партия «Зеленые/Союз 90». Не исключено, что именно она будет его формировать. Для России это будет означать появление более сложного и неудобного партнера.