Как всем хорошо известно, армия США, независимо от своих побед или поражений, находится практически вне критики. Такое положение дел сложилось давно, пронизывая насквозь все сферы общества (культуру, спорт, политику, как внешнюю, так и внутреннюю) и бесцеремонно вторгаясь в каждый дом и чуть не в каждую постель.
По умолчанию считается, что таково состояние американского патриотизма от мала до велика. То есть, того самого патриотизма (а вовсе не либерализма), который в Штатах возведён на пьедестал полноценной идеологии, но которому (в отличие от либерализма) быть в подобном же статусе на российских просторах категорически отказано, ибо «...последнее прибежище негодяев» и никак иначе.
Между тем, как я уже писал пять лет назад, именно американский патриотизм вообще, и Голливуд в частности, проделали львиную долю работы по поднятию патриотизма русского. То есть, в то время как десятки и сотни стран присягали на верность и складывали знамёна к подножию Капитолия, в России, совсем с небольшим перерывом, пошёл строго обратный процесс: пружина сначала сжалась (в 90-е годы), а затем начала необратимо разжиматься, вовлекая в свою динамику всё больше стран и континентов — от Ближнего Востока до Латинской Америки, не говоря о гигантских просторах Евразии.
При этом следует отметить: несмотря на попытки обесценить патриотизм, аргументированно и околонаучно отказывая ему в идеологическом наполнении, за океаном прекрасно знали и знают — это единственная естественная ценность, способная потенциально сплотить нацию и постоянно держать её в напряжении, так как, в отличии от искусственных идеологических конструкций, коих человечество переварило немало, только патриотизм обладает вневременными признаками и не зависит от государственно-общественного устройства. Подобными свойствами не обладают даже религии, несмотря на старания которых в мире множится атеизм, а Боги, как известно, умирают, когда в них перестают верить. Сказанное вовсе не отрицает сплачивающей роли религий, особенно на определённых этапах развития общества, но смею утверждать: патриотизм, любовь к Родине — первичны, а всё остальное вторично.
В современном мире примеры не только США и России, но и всех остальных, в частности Китая, говорят о нарастании центростремительных процессов на базе именно идеологии патриотизма, о чём я подробно писал в статье «Блеск и нищета идеологий»: «весь спектр идеологий, накопленный человечеством, является не более, чем игрой ума, имеющей сугубо относительную ценность и ничтожное значение, независимо от их общественного и научного признания, и в силу неспособности оказать долговременного (по историческим меркам) влияния на цивилизационную парадигму. В человеческом мире действуют и творят совсем другие силы и явления, являющиеся инструментами изначально данных высших императивов, неизменно перемалывающих все временные конструкции».
В частности, попытка придать глобализации идеологическое наполнение уже заканчивается на наших глазах очевидным откатом назад — к национальным государствам, нацеленным на восстановление порушенных суверенитетов и с таким же очевидным возвратом к внутреннему патриотизму.
Однако вернёмся за океан.
24 мая Пентагон на свою голову решил выяснить, «Как служба в армии повлияла на вас?», проведя соответствующий опрос в Твиттере. Ответы обескуражили: подавляющее большинство комментаторов приводили примеры из личной жизни и жизни своих близких, которым довелось поучаствовать в различных операциях и войнах, и которые, надо сказать, Америка ведёт непрерывно всю свою историю с частотой, примерно, одна внешняя агрессия в 1,5 года. Общий тон: глубокое неприятие армии, несущей смерть и разрушающей психику у тех, кому удалось выжить. Опрос породил тысячи комментариев, в которых люди рассказывали о самоубийствах, посттравматических стрессовых расстройствах, ночных кошмарах, депрессиях, алкоголизме, наркомании, биполярных расстройствах, разводах, проблемах со здоровьем в результате ранений и воздействия американского химического оружия.
То есть, разрыв между голливудской пропагандистской виртуальностью и неприглядной реальностью оказался похожим на пропасть, преодолеть которую Пентагон не смог, отделавшись жалкой подачкой: «Если вам или вашим знакомым нужна помощь, позвоните по телефону Кризисной линии для ветеранов по телефону 1-800-273-8255 (и нажмите 1, чтобы поговорить с кем-то СЕЙЧАС) или посетите нас».
Получается, как ни крути, довольно странная картина: самая могущественная в мире армия привлекательна лишь в кино и в пропагандистских мероприятиях, а служить идут в основном за большими деньгами и пожизненными льготами, что, согласитесь, имеет мало общего с настоящим патриотизмом. Возникает вопрос: тогда что это? Ответ, на мой взгляд, звучит примерно так: оголтелая милитаристская пропаганда, прикрывающая необходимость ведения непрерывных внешних войн для сохранения своего лидерства в мире.
Честно говоря, не знаю, что подвигло Минобороны США инициировать опрос, знаю другое: практически сразу Пентагон начал поднимать ставки, а в американском ВПК начались серьёзные подвижки, свидетельствующие о крайней степени нервозности.
Во-первых, на рынке вооружений объявлено о скором появлении новой компании, образованной путём слияния Raytheon и United Technologies (UTC). Совокупная капитализация «новичка» составит $166 млрд, а годовой оборот $74 млрд, что позволит ему расположиться между признанными гигантами Boeing и Lockheed Martin, и составить «большую тройку». Само по себе слияние производителей ракет (Raytheon) и авиационной техники (UTC) процесс рутинный, однако свидетельствующий о попытках мобилизовать ВПК перед лицом новых вызовов и угроз.
Во-вторых, Пентагон решил больше не скрывать своего беспокойства происходящими в мире событиями и любые геополитические изменения тут же примерять к угрозе национальной безопасности США, выдвигая на передний план требования резкого увеличения военного бюджета.
Вот, к примеру, как выглядит риторика в новой стратегии Пентагона относительно настойчивых попыток России обеспечить контроль над прилегающей арктической зоной:
США признают, что российская сторона «в большинстве случаев следовала международному праву», но может пойти на «одностороннее» решение, если «процедуры окажутся не в ее пользу».
Россия «может использовать свою военную силу, чтобы запретить доступ к оспариваемым водам и ресурсам в Арктике».
Также американские военные считают Арктику «потенциальным вектором для проведения атаки» на США. По их словам, Китай и Россия «занимаются деятельностью и развертыванием возможностей в Арктике, которые могут представлять риски для территории США».
Еще одна причина для беспокойства связана с тем, что «ситуация в Арктике может прямо или косвенно ограничить возможности Пентагона перебрасывать силы в мире».
В более широком отношении ситуация в Арктике может оказать влияние «на стратегические задачи США, связанные с соперничеством с Китаем и Россией в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе», говорится в стратегии.
Или, ещё из совсем свежего: ВАШИНГТОН, 11 июня. /ТАСС/. Министерство обороны США вместе с Госдепартаментом должны представить не позднее 15 октября 2019 года отчет о «стратегии США по противодействию российским угрозам на Черном море». И всё это на фоне бесконечных аналитических докладов, типа «Как измотать Россию» ненасильственно и недорого для США и их союзников.
В этой связи, более чем уверен: российский читатель в своём подавляющем большинстве даже не в курсе, сколько военных баз и вооружений имеют США на Аляске и какие меры предпринимаются Америкой для контроля прилегающей арктической территории, ибо всё, что там происходит — внутреннее дело Пентагона и других профильных министерств. И уж тем более, мало кому приходит в голову считать жёсткую внутриамериканскую военную пропаганду, нацеленную на поднятие патриотизма, угрозой национальной безопасности России.
Повторю: всё подобное — это сугубо внутренние дела любой страны и отнюдь не только сверхдержавы, ибо национальная безопасность должна быть направлена, прежде всего, на сохранение своего суверенитета и стабильного развития, а не на разрушение соседних стран и, тем более, тех, кто находится на других континентах путём военных угроз, санкций и «политики сдерживания». В противном случае, весь остальной мир неизбежно начнёт объединять свои возможности и ресурсы, чтобы уже совместно ограничить агрессивный милитаризм заокеанских псов войны, что медленно, но верно уже и происходит.
При этом, также никто не имеет права вмешиваться во внутриполитическую борьбу любой страны, призывая к свержению существующей власти, устраивая перевороты и поддерживая деньгами и оружием одну из сторон. Оправдать подобное возможно только лишь в ситуации, когда есть реальная угроза жизни миллионам соотечественников, волею судьбы оказавшихся за пределами границ, как это произошло на Украине, в Крыму и в Донбассе. Также и военное вмешательство возможно лишь в случае официального обращения законного правительства, либо по решению Совбеза ООН, когда есть опасность дестабилизации целых регионов с превращением их в террористические анклавы. Всё остальное есть акты агрессии, подлежащие международному уголовному преследованию без срока давности.
Возвращаясь к внутренней политике, напомню известную поговорку: Америке не грозит майдан, потому что у них нет американского посольства. То, что в России затихли скандалы, связанные с демонстративными визитами оппозиции к американским послам, говорит лишь о том, что ситуация жёстко и решительно купирована, а действующие лица стали действовать более скрытно и осторожно, не оставляя однако своей конечной цели: ликвидировать Россию как субъект международного права. Фактически в мире осталось только три относительно значимых силы, кровно заинтересованных в такой операции ликвидации:
1. США, фактически не имеющие торгово-экономических связей с Россией,
2. Украина, единственный смысл существования которой — это форпост ментального противостояния коллективного Запада и России.
3. Внутрироссийская несистемная оппозиция.
Всё, более никого не осталось: ни Евросоюза, кровно заинтересованного в рынках сбыта и стабильных поставках энергоресурсов, являющихся критерием его выживаемости, ни Китая и других соседей, постепенно осознающих значение союза с Россией, ни, тем более, далёких регионов, также всё чаще с надеждой смотрящих на Россию.
Так что, даст Бог, с Америкой справимся, Украина сама развалится, а над оппами просто посмеёмся. Главное — знать и помнить, что «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (В.Путин).
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 5
комментариев 2285
Рейтинг поста: