III.
Кто-то однажды сравнил Церковь с реанимационным отделением – очень удачное сравнение. Действительно, там находятся те, кто ни при каких иных обстоятельствах не в состоянии спастись, духовные «разбойники», «блудницы» и «мытари». Но Христос принял зрак раба и претерпел крестную смерть ради нас, ради «малых сих». И, конечно же, задачи Церкви спасать души носят универсальный характер, вне зависимости от условий ее существования. Меняются государства, режимы, власть предержащие, Церковь остается неизменной в своем сакральном величии Тела Христова. И должна спасать людей, приноравливаясь ко времени несения своего служения.
Один замечательный православный философ удивительно тонко писал по этому поводу: «В основе своей христианин стремится к нравственному богоподобию, имея живой идеал в Христе, а способы и правила в достижении этого идеала – в учении и руководстве Церкви. Его задачи жизни не исчерпываются в земном существовании и здесь не осуществимы полностью. Мир для него лишь арена борьбы за свой нравственный тип и за приобщение к нему возможно большего числа людей – это и есть христианское «спасение». Христианин хорошо знает, что достижение правды здесь возможно лишь относительно. Поэтому ломать закон социальной жизни он не станет. Улучшать же общественную жизнь христианин всегда готов – по своей обязанности и личной потребности поддерживать и приумножать господство правды»11.
Сегодняшняя ситуация не так трагична, слава Богу, для христиан в России, как это иногда представляют. Если уйти от крайностей, к которым следует отнести иногда навязываемую внецерковному российскому обществу «симфонию» или крайний атеистический либерализм, то мы обнаружим множество полей для деятельности.
В первую очередь, духовное окормление россиян, совершенно запутавшихся в многообразия предлагаемых в течение последних 30 лет рецептов построения счастливого общества и решения личных проблем каждого из нас. Настало время вспомнить об абсолютных ценностях и национальной гордости, подарившей нам бесчисленное множество духовных и ратных подвигов.
По счастью, сегодня Церковь уже получила право войти в школу и в семью – слава Богу! Безусловно, это право накладывает на христиан обязанность учить детей не утилитарным ценностям, а истинной нравственности.
В социальной области едва ли кто-нибудь может состязаться с бесценным и многообразным опытом Церкви по части организации социального призрения. Ни один государственный орган, ни одна отдельно взятая общественная организация не в состоянии решить задачи материального поддержания больных, одиноких стариков, малообеспеченных людей. С этой деятельностью тесно связано тюремное служение Церкви – кто еще обладает для осужденных таким безусловным авторитетом, способным исправить их, как священник?! Конечно, это – риторический вопрос.
И, наконец, политическая деятельность Церкви. Ее нельзя понимать в шаблонном виде, как это иногда представляют. Совершенно неразумно и нецелесообразно представителям клира вступать в политические партии или организовывать их. Любая партия (даже КПСС) представляла лишь часть общества, а Церковь обязана представлять все общество, всю Ойкумену. Ведь каждая Поместная Церковь являет собой всю полноту Кафолической Церкви12. Какая уж тут партия…
Но если под политикой понимать искусство управления государством в широком смысле слова, то, безусловно, быть вне политики или уйти от нее Церковь не может и не должна. Этот тезис относится как раз к вопросу о нравственных ценностях, бытующих в обществе, целях деятельности государства, абсолютных началах, которые следует класть в основу своей деятельности всем нам.
Как видим, задач много, и те проблемы, которые родились в «эпоху перемен», требуют их скорейшего разрешения. Как же их решать, если далеко не всегда внешние обстоятельства располагают к эффективной деятельности христиан? Но мы забываем старый принцип: нужно стремиться к высшим, идеальным формам – для нас воцерковленному обществу, древней византийской «симфонии», и использовать те возможности, которые нам дарит время. Это и есть наш «царский путь» служения Богу и исполнения своего долга христианина жить по Христу.
_____________________________________________
Используемая литература:
1 Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. №4. 1990. С.170-172. 2Гэлбрейт Дж.К. Справедливое общество: гуманистический взгляд//Новая индустриальная волна на Западе. Антология/ под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С.26.
2 Гэлбрейт Дж.К. Справедливое общество: гуманистический взгляд//Новая индустриальная волна на Западе. Антология/ под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С.26.
3 Тихомиров Л.А. Два объяснения// Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997. С.313.
4 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. С.159, 160.
5 «Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//ДВС. В 4 т. Т.3. СПб., 1996. С.514.
6 Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий – император и святой. М., 2010. С.136.
7 Асмус Валентин, протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)// htp: oroik. Netda.chten_99/ asmus.htm.
8 Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003. С.248.
9 Градовский А.Д. Государство и прогресс// Градовский А.Д. Сочинения. СПб., 2001. С.67.
10 Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?//Леонтьев К.Н. Восток. Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза. М., 1996. С.273, 274.
11 Тихомиров Л.А. Государственность и религия// Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М.,1999. С.132.
12 Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С.144-146.
Величко А.М.,
доктор юридических наук, публицист
vizantolog.ru Источник: narochnitskaia.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сильно сомнительно. Говорят, что у теперешних христиан и муслимов раньше была и вера одна, и не было тогда ни православных, ни католиков, ни мусульман. Недаром на куполах самых древних русских церквей христианский крест и мусульманский полумесяц мирно соседствуют.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 280
Рейтинг поста:
Из школьного курса литературы известно, как один человек стал Творцом, и что из этого получилось.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
1 Согласно Википедии - "Церковнославянский язык — одна из современных форм старославянского языка, употребляемая в основном в православном богослужении. Первый алфавит с использованием современных букв на основе греческого собрали проповедники Кирилл и Мефодий.
Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне и который, по исследованиям современных лингвистов, и лег в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка". Т.е. солунский говор лег в основу церковнославянского языка,а не является им.
2. Ну все таки большинство в России то проживает и проживало русских, которые и были православными. А к остальным вероисповеданиям относились терпимо. Потому то и духовный стержень народа православие.
3. Советую почитать
4. Храмы сооружаются или во имя Живоначальной Троицы, или в воспоминание особенно важных событий в жизни Иисуса Христа(Преображения, Вознесения Господня) и Пресвятой Девы Марии(Рождества Богородицы, Успения), или в честь святых угодников Божиих (Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца) и согласно с этим имеют каждый свое особенное название. Но, в сущности, все они являются одним и тем же - храмами Божими, потому что
всякий храм посвящается Богу и престол каждого храма есть селение славы Божией.
5. Угу, вожди слепые. Киевский институт онкологии. Батюшка служит в вагончике. Все что может - отдает в детское отделение. Свято-Кирилловский монастырь Киева на территории психиатрической больницы - арендует в Киевской области землю. Выращенной продукцией кормят больных,так как государство содержит не ахти как больницу.
6. Бабку и священника равнять не стоит. По разные стороны баррикад находятся. Бабки явно не на светлой стороне. Имею собственный опыт с онкологией - рак кишечника. Когда лежал в больнице, было, по скудоумию, общение с экстрасенсом. Несколько "сеансов" было - чуть не окочурился. Ощущения гм, мягко сказать неприятные. 22 июня с момента операции 5 лет будет. через полгода после операции метастазы в печени ставили. Вразумление понял. Вера в Бога, регулярная исповедь и Причастие - через 4 месяца печень чистая. Так что зря Вы так на Православие ополчились, зря. А то что есть недостойные священники - так и среди мирян есть разные люди.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Второй вариант не так популярен. Мало того, что общество навешало массу ярлыков, ещё и найти что-то стоящее по этой теме крайне затруднительно (нет единой книги, как, например, Библия). Другая сложность - это следование и развитие базовых принципов (сотворять), что стоит человеку не только времени, но и энергии (да и мыслить приходиться довольно часто).
Ну а кому вообще ничего не интересно, кроме поспать, поесть, тоже имеют на это право. Может первый раз пришли, и хочется просто попробовать всё на вкус. Зачем лишать их этого удовольствия.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 38
Рейтинг поста:
1. Кирилл и Мефодий. Действовали под протекторатом папы римского это раз. Второе. Откройте их житие, и прочитайте:"Прежде убо словени не имexy книг, но чертами и резами чьтеху и гадааху" - у славян не было книг, но существовала руническая система письма, о чем ясно заявлено в житии. Никакого языка они не создавали, а то, что вы называете церковнославянским - это Солунский говор Македонского наречия Древнеболгарского языка, на который, собственно, и осуществлен перевод с использованием греческого унциала.
2. Духовный стержень говорите. Ага, выходит ЗАО РПЦ МП это духовный стержень будистов Бурятии, мусульман Кавказа и евреев Москвы? Впрочем, относительно последних, быть может, Вы и правы.
3. Врата адовы не одолеют РПЦ, потому как "если дом разделится сам в себе, не может устоять дом".
4. Домом молитвы говорите. А чей тогда дом нарекается "Храм изображения казанской матери бога"?
5. Если кто-то молился, падал на колени и проч. - дай Бог тому прощение и великую награду. Вот они-то и церковь - а эти... так про них все сказано "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие", "любят же предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах", гробы разукрашенные - их поганой метлой в их же врата.
6. Когда человеу ставят диагноз страшный, он иногда начинает мочу пить, а иногда богочеловеченку есть и кровушкой запивать. Может к бабке пойти, может к попу. Кстати, большинство идет к бабке ибо та за теже услуги меньше берет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
Вы бы почитали Православный Катехизис для начала, что бы понять, что подразумевает под собой выражение "раб Божий". И Кирилл и Мефодий были как раз создателями церковно-славянского языка и соответсвенно азбуки Это исторический факт. А то что сейчас с подачи Запада муссируются разные теории, лишь бы разрушить духовный стержень народа, Вам похоже невдомек. Так как и слова Бжезинского, о том, что после крушения СССР главным врагом является православие. Но и врата адовы не одолеют Церковь.
VindeX, во первых не надо за всех священников - их просто относительно мало и все изьяны на виду. И клир как раз имеет непосредственное отношение к Истинной Церкви. Да Царство Божие внутри человека есть, но Господь при жизни посещал храм между прочим. «И говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется» (Мф.21:13). И кого допустим к социальным институтам? Сектантов? Либерастов? Вопрос риторический. СССР перед Отечественной войной очень атеистический был, но когда грянула война, по свидетельствам людей церкви были наполнены и молились люди очень уж усердно. И в бою, в тяжких ситуациях, комиссары даже на колени падали и молились и крестились. И не надо по одному священнику судить о всех. Вы же не судите по одному кассиру, бухгалтеру и т.д. о всех людях?
И еще - когда человеку ставят диагноз рак, например, и врач говорит, что только на Бога надежда - как-то сразу люди забывают о "прогнившем" клире...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
2. Когда из уст попов раздаётся: "Человек - есть раб божий!", моя душа испытывает бурю возмущения: "Мы не рабы!"
3. Язык не поворачивается назвать батюшкой толстого, с лоснящимися щёками человека, даже если он в сутане.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 38
Рейтинг поста: