Не является особым секретом тот факт, что у России определённый дефицит серьёзных беспилотников, так как в этом направлении приходится опираться только на себя и на свои возможности. И движение в этом направлении есть, несмотря на все трудности, и сегодня мы расскажем о довольно серьёзной машине, недавно совершившей свой первый полёт.
Приветствую на канале!
Буквально на прошлой неделе произошло одно крайне интересное событие - во время посадки был заснят некий новый беспилотник, который до сего момента в объективы камер не попадал (разве что только на статичных стендах). Да и визуально он отличается от всего того, что применяется нашими войсками как минимум габаритами - это очень крупный дрон, значительно больший в размерах, чем тот же "Орион". А он, на секундочку, единственный серийный БЛА класса MALE и успешно применяется по прямому назначению. Так что же это за машина-то такая? Перед нами "Сириус" - новая ступень эволюции и фактически старший "брат" "Ориона", по крайней мере в возможностях. Для чего его вообще создали? Дело в том, что предшественник - машина довольно лёгкая и с собой он берёт не очень много полезной нагрузки - всего 200 килограмм. Если затрагивать ударные операции, то этого хватит чтоб подвесить несколько корректируемых боеприпасов, но достаточно мелкого калибра - серьёзного ущерба не причинит. Другое дело "Сириус" - тут уже более полутонны, что автоматически позволяет применять ракеты посерьёзней. Например, противорадиолокационные - как показывает практика, охота на ПВО является архиважным мероприятием, без проведения которого можно лишиться доброй части авиации. Да и в целом состав вооружения можно варьировать довольно серьёзно, под разные условия.
Но большая грузоподъёмность наверняка имеет под собой не только ударные, но и разведывательные функции - более мощные РЛС, оптические средства и многое-многое другое. Скорее всего "Сириус", что называется из "коробки", оснащён станцией спутниковой связи и не привязан к какой-то определённой точке. Технология не нова, но её интеграция в те же "Орионы" заняла какое-то время, да и не все машины ей оснащаются. Также стоит отметить, что базовый функционал дрона предполагает широкую кооперацию вместе с пилотируемой авиацией. Это, конечно же, не полная реализация концепции беспилотного ведомого, но уже близко к ней - дрон ищет цели, при возможности уничтожает или же это делает человек с безопасного расстояния. При этом ведётся постоянный обмен информацией, позволяющий более детально взглянуть на поле боя. Знающие люди могут заметить, что в принципе всё это умеет более лёгкий и дешёвый предшественник, который ещё и находится в серийном производстве, однако всё опять упирается в грузоподъёмность. И здесь можно привести хороший пример - недавно была замечена новая модификация "Ориона", которому добавили, судя по всему, довольно мощную, но оттого габаритную РЛС, прикрытую бросающимся в глаза мощным обтекателем. Скорее всего в такой конфигурации беспилотник не сможет применять никакого вооружения, оставляя эту возможность либо второй машине, либо уже пилотируемой авиации. Отсюда следует вполне логичный вывод - растягивается время от обнаружения до нейтрализации.
Модуль с РЛС для "Ориона".
И вот тут-то "Сириус" выигрывает у своего предшественника - скорее всего более мощная РЛС идёт уже в базовой версии, не создавая никаких компромиссов. Обнаружил цель, оператор подтвердил, ракета пошла - цепочка действий сокращается и это является ключевым отличием от "Ориона". Но есть кое-что ещё. Учитывая большие габариты и станцию спутниковой связи, можно смело предположить о значительно более продолжительном полёте - более 24 часов. Почему это важно? Как показала практика, нашим войскам на данный момент приходится мониторить более 1000 километров ЛБС, с чем стандартные средства хоть и справляются, но это не то чтобы простая задача - можно что-то и упустить, увы. И проблему можно закрыть, если беспилотников, подобных "Ориону", и уж тем более "Сириусу", будет огромное количество - с десяток таких дронов смогут постоянно вести разведку, находясь при этом на безопасном расстоянии. Скорее всего РЛС и оптика у новинки это позволяет. Но когда-нибудь конфликт закончится и потребность в дронах вырастет ещё больше - у наших границ будет не то чтобы мирное формирование, находящееся в жесточайшем экономическом кризисе, постоянно подогреваемое спецслужбами из-за рубежа. Плюс Европа и ряд её особо "резких" политиков. И всё это придётся контролировать - отсюда и гигантские вливания в сферу БЛА, насчитываемые на данный момент около триллиона рублей.
Крайний справа боеприпас - это ОДАБ-500ПМВ, вес которого немногим более 500 кг. Считается совместимым с "Сириусом".
Возвращаясь к "Сириусу" отметим, что работы по нему ведутся по плану. По крайней мере каких-то особых сложностей не наблюдается, а первый полёт прошел штатно и в заранее озвученные сроки. К слову, американцы утверждают, что новинка полетела ещё весной, но тогда это подтвердить было невозможно. Что касается старта его массового производства, то очень хотелось бы увидеть его к концу этого года - у ГК "Кронштадт" огромный опыт и, будем надеяться, в "Сириусе" их потенциал реализован полностью. Как-никак, именно эта группа смогла создать первый MALE дрон, успешно применяемый нами на данный момент.
Источник
Рейтинг публикации:
|