Ну наконец-то, дождались. Приношу извинения, но статья получилась скорее для мальчиков, как не старался адаптировать информацию для общей аудитории. Но вдруг получилось...
Появилась официальная информация о боевом применение ВКС России самолётов пятого поколения с пониженной радиолокационной заметностью. Речь, конечно, о Су-57, которые четырьмя машинами «пробили» систему ПВО противника, выполнили поставленные задачи, не устраивая кутерьмы на противоракетных виражах. Трюк удался благодаря единому киберпространству, созданному между самолётами, спутниками и наземными пунктами наведения и общего командования.
Короткая справка: Су-57, в младенчестве «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50», — это многоцелевой истребитель пятого поколения, разработки ОКБ Сухого. Должен гарантированно справляться со всеми типами воздушных целей, поражать наземные и надводные, мониторить и патрулировать воздушное пространство на больших удалениях от места базирования, высокоточным оружием уничтожать комплексы ПВО, штабы, системы управления и т.д.
Миры «Терминатора»…
О создании Россией некой боевой информационной сети, типа легендарного «Скайнета» фильмов со Шварценеггером, — разговоры шли давненько. Не вселенского масштаба, конечно, а ограниченного театра боевых действий. Когда автоматические системы связи и коммутации работают в интересах воздушных ударных комплексов, поставляют данные из нескольких источников, следят за навигацией, распознают цели в режиме реального времени. Первые испытания были в Сирии, когда пары МиГ-31 наводились на цели, прикрытые ПВО малой дальности и ПЗРК.
Так себе тренировка, на звание самолёта «пятого поколения» такие подвиги не тянули. Ведь главным номерным признаком этих машин является не скорость полёта, манёвренность, малозаметность или вооружение — смысл цифры «5» скорее заключён в способности летательного аппарата присоединиться к автоматизированной системе передачи объективных данных всех типов. За один вылет ссадить на землю несколько БпЛА, самолёты противника и ещё отработать высокоточным оружием по наземным целям.
Для этого необходимо преодолеть эшелонированную систему ПВО противника, которая на территории Спецоперации представлена очагами, очень крепкими, насыщенными всем спектром ракетно-зенитных комплексов: большой, средней и малой дальности. С ними самолёты «пятого поколения» должны бороться тактикой, применять методы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), наводить на радары противника высокоточные наземные комплексы.
Насколько известно, уже в середине марта Су-57 стали тестировать в боевой обстановке. Для начала их не вводили в разведанные зоны активного поражения средств ПВО противника, машины работали только высокоточными ракетами Х-31ПМ по принципу: подойти к цели на расстояние 50-60 километров, не «задеть» зону поражения наземных комплексов, выпустить припас и спокойно уйти.
Потом малозаметные Су-57 стали летать парами, пользуясь обменом данными между самолётами. Задача выглядела сложнее, одна машина обнаруживала некий объект ПВО, слепила его, вторая же атаковала. Причём, самолёты пробовали разные в подобной связке. Точно установлено: под Николаевом один Су-57 работал по наземным и воздушным целям в паре с истребителем поколения «4++» Су-35С.
Как это работает…
Главная задача для самолётов четвёртого и пятого поколений — это максимально разгрузить лётчиков, снять лишние функции дотошного контроля, слежения, наблюдения и наведения. Большинство операций должна делать бортовая автоматическая система, «виртуальный второй пилот». Он находит цель, определяет параметры, осуществляет прицеливание, в режиме реального времени уточняет координаты. А пилоту остаётся только нажать кнопку «пуск» в удобный момент.
То есть, военно-научная мысль стремится максимально сократить время принятия решений. Без сложнейшей автоматики и вычислителей не обойтись. Увидеть, распознать цели, определить их приоритет, начать уничтожать по уровню значимости и опасности. Человек за штурвалом таких сложных машин, как современный боевой самолёт, на огромных скоростях… не способен обрабатывать подобные объёмы информации, принимать верные решения. Его задача сегодня — контроль за автоматикой, которая, кстати, помогает в пилотировании тоже.
Кабина Су-57
Что ещё известно. Пара наших Су-57 была направлена на уничтожение эшелонированной системы ПВО: «ослепила» радары противника, не отвлекаясь от выполнения основной боевой задачи… попутно ссадила турецкий «Байрактар» и Су-25 противника. Когда очаговая система ПВО была взломана — самолёты нанесли бомбовые удары по мосту в Харьковской области с высочайшей точностью попадания.
Второй эпизод. В середине апреля месяца пара истребителей «пятого поколения» вывела из строя автодорожный мост в Запорожской области, разрушив одну из опор попаданием двух ракет. Сооружение не было разрушено, всего лишь просело, что позволило подошедшим инженерным батальонам Российской Армии быстро приподнять повреждённые пролёты на домкратах, в течение одного дня ввести мост в строй.
Теперь новый этап испытаний в реальной обстановке. По скупым данным произошло вот что: боевая группа из четырёх самолётов опробовала систему «командирского контроля» вооружения всех машин звена. Ведущий принимал решения за лётчиков, использовал данные наземных и бортовых станций, применял «чужие» ракеты без ведома пилотов каждого самолёта. Что именно и где конкретно расковыряла «четвёрка» — неизвестно, но командование осталось очень-очень довольно.
Говоря языком военных, Су-57 прошли полноценные боевые испытания, бортовые и войсковые системы протестировали в автоматическом, полуавтоматическом (директорном) режимах, когда звено истребителей взаимодействует с союзными системами ПВО, общим командованием Спецоперации, наземными ракетными комплексами. Остался, скорее всего, последний этап боевых испытаний — работа по фронту в 100 километров… уже «шестёркой», как было когда-то обещано.
Именно такую задачу поставил в 2019 году Сергей Шойгу после масштабных учений в Астраханской области, когда связанные единой системой управления через командирскую машину двухместные сверхзвуковые истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31 перещёлкали все предложенные им полигонные воздушные цели (высоко- и низколетящие), «ослепив» войсковую систему ПВО на фронте 80 километров и глубиной свыше ста.
Теперь это должны продемонстрировать более совершенные машины «пятого поколения» Су-57. Давайте моделировать, ближайший смельчак, очень рвущийся наполучать «горячих», — это Войско Польское, оснащённое и натасканное по натовским стандартам. Предположим, готовится атака, разворачивается классический воздушный «зонтик». Летят четыре беспилотника «Bayraktar», сверху за ними парит драгоценный американский «General Atomics MQ-9 Reaper», ниже и чуть впереди — разведывательные БпЛА израильского производства.
Вся группировка управляется с земли через спутники, как любят американцы. В непосредственной близости от ударной группы кружат самолёты МиГ-29 или заокеанские F-16C «Jastrząb». Весь этот воздушный балаган необходимо перехватить. Не просто разогнать, а именно гарантированно ссадить на грешную землю. Всех. Личное мастерство пилотов МиГ-31 или Су-57 малопродуктивно, потому что начнётся встречная авиационная дуэль, догонялки за разбегающимися БпЛА.
Командир русской «шестёрки» берёт ответственность на себя, даже не предупреждая подчинённых голосом. Автоматическая система рассчитывает наиболее оптимальную последовательность нанесения ударов, подсказывает приоритетность целей. Лишь потом следуют короткие, чёткие команды остальным самолётам: «пятьсот первый, тебе левее 10, истребитель», «пятьсот третий, правее 20, два беспилотника, первый выше пять»… или как там летуны разговаривают.
Малозаметные самолёты «разбирают» добычу на границе 350-300 километров, удар по авиагруппе противника наносят одновременно, получая от бортовых систем и наземной ПВО корректировки. Стрелочка в каждой боевой машине показывает отклонение на цель, пилот лишь доводит самолёт, обрамляет маркером жертву, нажимает «пуск», пускает шибко мозговитую ракету. Она дело завершит с вероятностью 90%, если речь о самолёте, у беспилотников же шансов нет совсем.
Атака может быть и массированной. Когда командир звена использует все шесть самолётов, не спрашивая пилотов. Одним нажатием кнопки отправляя имеющиеся ракеты средней дальности со всех бортов. Сначала по беспилотникам, затем по сопровождающим визави. Если арсеналы не опустошены, можно отработать по наземным целям. Такова будет война…недалёкого будущего, сегодняшнего и завтрашнего дня.
Выводы…
Испытание малозаметных Су-57 в боевых условиях, причём группой, очень расстроило наших заокеанских «партнёров», которые долго уверяли мировое сообщество: только Пентагон располагает искусственным интеллектом на поле боя, увязывает авиацию, все виды разведки, командование наземными силами вплоть до последнего обозного. А некий генерал Смит пьёт кофе в общем центре управления на авианосце и двигает в режиме реального времени дивизии, авиакрылья, спецназы и полевые кухни с передвижными борделями.
Может быть, для рекламных фильмов такую дичь нести можно. На деле же, бравые янки еще ни разу не сталкивались с равным по военно-технической силе противником после Второй мировой. Бороться с русскими Су-57, работающими группой в полноценной общевойсковой операции, пока невозможно. Когда будет отработана тактика «шестёрок» и боевых машин станет больше, чем сегодня — хвалёное американское превосходство в воздухе закончится.
Никто не спорит, с одним русским самолётом «пятого поколения» можно справиться, с парой — неимоверно трудно, а противостоять группе… где все друг друга прикрывают, а ПВО противника ослеплены или получают искажённые данные — практически невозможно.
Услышал дерзновенную точку зрения одного заслуженного военного лётчика России, который комментировал события вокруг звена Су-57. Товарищ генерал считает: тактика «микро-котлов» на Донбассе выбрана неслучайно. Отрабатывается целая концепция ведения современной войны. Когда относительно небольшая территория накрывается сетью станций слежения и целеуказания, авиация учится подавлять локальные системы ПВО противника за один вылет, успевая без помех отработать с ювелирной точностью по объектам в интересах наземных сил.
Не исключено, ведётся поиск тактик реального противодействия спутниковой разведке НАТО, опережая её в принятии решений. Пока сработает вся цепочка оповещения противника сверху донизу… группа Су-57, СУ-30СМ или Су-35, связанных единой автоматизированной системой между собой и войсками, – работает по ситуации в реальном времени, поражая десятки объектов самых разных типов.
Мало кто сомневается, полигон с реальными боевыми условиями создан, а США бессильны тестировать свои самолёты пятого поколения в настоящем противостоянии с равным по силе противником. Чтобы понять, какой параметр боевых машин получает наибольшее преимущество: малая заметность, боевой потенциал бортового оружия или манёвренность. Концептуальный принципиальный спор...
Невидимки США, F-22
Су-57 и прочие модели модернизированных самолётов класса «4++» поколения заточены на сверх-манёвренность, незаметность — третий или четвёртый приоритет. Вторая сильная сторона наших аппаратов — использование вооружений разных поколений: от высокоточных ракет, до свободно падающих, корректируемых и управляемых авиабомб. Концепцию «полных невидимок» у нас отвергли, предпочитая не обманывать радары, а «слепить» их системой РЭП.
Как только луч противника коснулся боевой машины, срабатывает аппаратура подавления сигналов, противник видит на экранах лишь пульсирующее белое пятно, а не чёткую точку. Запустить наобум лазаря ракету можно, только вероятность поражения снижается, как и КПД радиолокационной станции наведения. Американцы это поняли ещё в Сирии, начали вносить изменения в системы ПВО и самолётов «пятого поколения». Но без прямого столкновения с нашими машинами — это гадания на кофейной гуще, сработает или таки нет.
Сегодня мы обогнали Штаты, активно доводим до совершенства в реальных боевых условиях новые тактики Су-57. Появление в небе целой «четвёрки» в зоне активности ПВО, успешное выполнение боевой задачи — добрые вести. Получается, техника поражения, слаженность пилотирования в парах выполнена, командование уверено в малой заметности бесценных машин, их успешном прохождении слоёных систем радиолокационных полей, автоматизированные бортовые системы не подвержены помехам, спокойно обмениваются данными.
Верим и ждём другие хорошие новости… когда звенья истребителей «пятого поколения» станут грозной атакующей силой. Су-57 создавался для работы в цифровой связке с ударными беспилотниками С-70 «Охотник» и «Гром», двумя-тремя другими ударно-разведывательными БпЛА. Нужно думать, такие испытания тоже пройдут успешно. Один настоящий боевой вылет, как говорят летчики... это год налёта в мирное время. НАТО пусть думает, с кем придётся столкнуться в небе.
Источник
Рейтинг публикации:
|