Они работают на полное расшатывание системы власти 27 февраля в Белоруссии состоится референдум по изменению конституции. Он должен поставить окончательную точку в политическом кризисе, разразившемся в республике после президентских выборов в августе 2020 г. Представители белорусской оппозиции в эмиграции, однако, так не считают. Они заранее объявили конституционный референдум «нелегитимным» и призывают граждан к действиям, которые должны способствовать срыву голосования. В чем суть конституционной реформы? Основным содержанием предлагаемых конституционных поправок является введение в систему власти нового органа – Всебелорусского народного собрания (ВНС) и перераспределение властных полномочий между президентом и ВНС. ВНС будет состоять из 1200 человек. Механизм его формирования в новой конституции не прописан – предполагается, что этот вопрос будет регулироваться отдельным законом, который предполагается разработать к осени 2022 г. Однако реальной властью будет обладать не столько само ВНС, которое будет созываться раз в год, сколько его постоянный президиум во главе с председателем. ВНС (фактически его президиум) возьмет на себя часть полномочий и функций, ныне принадлежащих президенту. Именно ВНС, а не глава государства будет назначать судей и членов Центральной избирательной комиссии. Кроме того, ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, а также решать вопрос об отправке военнослужащих за пределы Белоруссии. К слову, сама возможность отправки белорусских военных за пределы республики будет конституционно закреплена впервые. Кроме того, ВНС получит право смещать президента со своей должности в случае совершения им тех или иных антигосударственных действий. Правом импичмента также обладает белорусский парламент (Национальное собрание), но по сравнению с ним импичмент от ВНС может проходить по упрощённой и ускоренной процедуре. Соответственно, полномочия президента сократятся, он утратит право издавать декреты, имеющие силу закона (норма, предусмотренная действующей редакцией конституции), и окажется в определенной зависимости от ВНС. В то же время президент останется сильной политической фигурой с широкими полномочиями и контролем над силовым аппаратом, а также вертикалью исполнительной власти. Нетрудно предположить, что основной смысл конституционной реформы заключается в подготовке к транзиту власти по «казахстанской» модели. В связи с этим большинство экспертов прогнозировали перемещение А. Лукашенко на пост председателя ВНС и выдвижение на места президента некого преемника. Январские события в Казахстане, однако, продемонстрировали уязвимость подобной модели и риск, связанный с возникновением фактического двоевластия. В Белоруссии тем не менее не стали отказываться от запущенной реформы, но внесли существенное уточнение. А. Лукашенко получит право совмещать посты президента и председателя ВНС. Таким образом, он сохранит всю полноту власти в своих руках, а транзит, по всей видимости, будет отложен. Что предлагает оппозиция? Почему белорусская оппозиция воспринимает конституционную реформу в штыки, вполне понятно. Ведь реформа задумана не в качестве компромисса с оппозицией, а скорее наоборот – как инструмент сохранения власти в руках сложившегося вокруг А. Лукашенко правящего слоя после возможного ухода сильного лидера, на которого завязана нынешняя система власти. После августа 2020 г. вся белорусская прозападная оппозиция оказалась за бортом политической системы и утратила любые рычаги влияния на власть. До событий 2020 г. такие рычаги были, и немалые, учитывая, что практически все популярные белорусские СМИ входили в западную сеть влияния, а власть, проводившая многовекторный курс и стремившаяся к сближению с Западом, была вынуждена прислушиваться к прозападным активистам и в чем-то подыгрывать им. Сегодня ситуация принципиально иная. Шаткий компромисс между белорусской властью и прозападной оппозицией разрушен, и изгнанные из Белоруссии оппозиционеры работают на полное расшатывание власти. Конституционный референдум – повод нанести новый удар. Кроме того, оппозиции важно продемонстрировать, что протест в Белоруссии не перегорел и почва «горит под ногами правящего режима». Итак, что предлагают С. Тихановская, П. Латушко и прочие оппозиционеры, фланирующие между Варшавой и Вильнюсом? Их основной рецепт прост – портить бюллетени, фотографировать их и присылать фото на виртуальную платформу «Голос», которая сыграла важную роль в дискредитации результатов президентского голосования в 2020 г. Однако белорусские власти не сидят сложа руки и готовятся к возможным провокациям, принимая превентивные меры. Так, голосование не будет проводиться на зарубежных участках при белорусских дипломатических представительствах. Официально это объясняется сложной эпидемиологической ситуацией, но нельзя забывать, что значительная часть оппозиционно настроенных граждан сейчас находится в эмиграции и они вполне могли бы сорвать голосование на зарубежных участках, если бы оно там проводилось. Другая мера – отсутствие шторок в кабинках для голосования. Опять же формальный повод для этого решения – COVID-19, но нетрудно догадаться, что такая мера затруднит манипуляции с бюллетенем и его фотографирование. К слову, голосование без шторок уже проводилось в августе 2020 г. под тем же предлогом. В целом не стоит рассчитывать, что конституционный референдум может спровоцировать какую-то новую волну протестов и беспорядков. Белорусская власть полностью контролирует ситуацию в стране. Думается, что белорусская оппозиция и не рассчитывает на такой сценарий. Однако она попытается использовать референдум как повод для введения новых санкций против белорусских властей, а фото испорченных бюллетней, которые появятся в сети, послужат для обоснования нелегитимности голосования. Соответственно, деньги налогоплательщиков, потраченные на изговление бюллетеней, просто пропадут. Всеволод Шимов, ФСК Источник: news-front.info.
Рейтинг публикации:
|