С другом стародавним намедни полночи просидел в Тенетах, за жизнь его горемычную послушал. Больше о детках своих сокрушался, всё остальное в жизни ровно и стабильно. Кобылица Ксюша учится через пень-колоду в престижном вузе, нахватала потребительских кредитов на сотню тыщ (кто студентке посмел выдать?), татуху набила на половину хм… модельного зада.
Наследник отчего бизнеса, младшенький Никита подсел на компьютерные игрушки, выкрасился в непонятный белый оттенок и категорически не рассматривает службу в армии на следующий год… Оба родителя не уважают, только требуют: дай да дай. Обижаются в случаях наиболее гневных отказов и предложений самим заработать. Жуть…
Грусть-тоска, печаль-обида отцовская. Сдобренная через каждую жалобу артистическим вздохом: «Ну как так? Нас вспомни! Как эти балбесы жить собираются, не дай боХ, что со мной случится. Пропадут!».
Ну и так далее по тексту. Закончил ваш покорный слуга разговор, достал смартфон, послюнил химический карандаш… так и написал по стеклу напротив светящейся закладки «Тарас-школа» — «Старпёр!».
Ладно, это шутки. Хотя в чём-то безусловно прав дворовый заводила, второгодник и хулиган Тарас. Наше с ним детство прошло в 80-ые, и очень странно, как это мы выжили в том страшном советском мирке. Катаясь с младенчества в машинах без подушек и ремней безопасности, детских кресел. Без шлемов на самокатах, велосипедах, мопедах, мотоциклах.
Весь окружающий нас мир был выкрашен вонючими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери в подъезды не имели домофонов, в доме шкафы не запирались никогда. Воду мы пили из колонки на углу, ужас.
Лимонад и квас — толпой, из одной бутылки или бидона. Мыть руки антисептическим мылом, прежде чем разорвать в клочья свежайший хрустящий батон? Ну да… обязательно. Добытые с величайшими опасностями зелёные яблоки и сливы, кислющая вишня с косточками? Ха, а ведь не прорастала в брюхе, что странно. Зато заросли родного двора могли напоминать окрестности холерного барака, если кормовой кукурузой с колхозного поля перебарщивали…
Свалка! О, мама родная наша! Где ещё можно найти кучу интересных вещей, смастерить из хлама и редких подшипников тележку или самокат самой фантастической конструкции? Правда без тормозов, но эта гениальная мысль приходила только в крапиве и лопухах у подошвы самой крутой горы в округе. А понимание, что шайтан-арбой необходимо как-то рулить, — после нескольких расквашенных носов. Но любая техническая проблема к вечеру решалась! Самостоятельно!
Мы ходили с первого класса в школу пешком сами, особо продвинутые организмы — пользовались автобусом (с пересадкой!). С третьего класса могли, по-соседски, прихватить прицепом дошколят до детского сада, со всей серьёзностью надавать нянечке указаний: соплячке Оксанке не стоит сегодня сластить сильно чай, у неё диатез (так мамка её сказала!).
Из школы приходилось возвращаться долго, несколько часов. Находили куда залезть, забраться, проникнуть, просочиться. Были грозой и проклятьем строек, промышленных площадок, автопарков и всего народного хозяйства СССР. Но портфели и карманы неизменно заполняли полезные «трофеи», которыми с гордостью хвалились вечерами, пока не зажигались фонари (если такие были, обычно светомаскировку страны поддерживали обязательной в арсенале рогаткой).
Родителей видели утром и поздно вечером. Целый день никто из взрослых даже представить себе не мог, где мы находимся, чем занимаемся. Шах и мат, полная свобода! Мобильников нет, встроенных маячков и следящих приложений… ха! Как выживали, ума не приложу. Стреляли из пугачей и «поджигных», что-то взрывали и куда-то подкладывали, забирались во все немыслимые и «опасно для жизни!» места. Резали руки и ноги, ломали кости, пробивали черепа и теряли зубы.
А родители, хорошенько оборвав уши вечером, лишь цедили раненому уличному бойцу или примкнувшей к ним партизанке: сами виноваты! Только после этого: дай посмотрю, что там у тебя. Оказать во дворе первую медицинскую: тампон, йод, бинт? Ха, нет проблем! Ногу-руку дёрнуть вывихнутую? Подходи, я на секции видел! Что-то серьёзнее? Бегом к тётке Томе, она бывшая медичка и добрая, «родокам» не сдаст!
Никто ни на кого не подавал в суд, хотя бывало всякое. Изредка скандальная мамаша пойдет «разбираться». А её бесхарактерное чадо месяцами будет потом выбираться из всеобщего презрения, унижения, полного одиночества. Стукач и ябеда, пшёл вон! Виноваты были только мы, никто другой. Расцарапанные, в синяках и шишках, вечно занятые нарушением прав человека и полукриминальным промыслом. Дрались до первой крови, не обращали внимание на неизбежные фингалы.
Майские праздники! Вот оно, предчувствие лета… Когда по нескольку раз на дню нужно смотаться к речке, попробовать температуру воды. Успеть раньше смельчаков соседнего двора первыми занять лучший пляж «до сентября наш!». Как все не перетонули, не сгинули в простудных страшных заболеваниях? Сутками напролёт барахтаясь на «необорудованных местах отдыха», превращаясь в синих пупырчатых тварей…
Попробуй не научиться саженками перескакивать на другой берег «против течения», нырять под вот-вот готовый обрушиться глиняный скат за самыми крупными раками в округе! Лучше вообще носа не кажи потом во дворе, трус!
Сколько же потребляли мучного и сладкого! Вечные баранки, сушки, сухари, булочки, пирожные, мороженое, квас и лимонад на ходу… но никто не толстел (разве вечно пухленькие Армен, Софочка с Борисиком, ну это им с национальностью родителей не повезло). У них другой мир был, нам непонятный. Музыкальные школы, чистые наутюженные костюмчики, секция шахмат и читальные залы детской библиотеки. А мы просто носились, как угорелые. Каждый день придумывая себе развлечение позабористее.
Не было игровых приставок, компьютеров, 500 каналов спутникового телевидения, компакт-дисков, сотовых телефонов, интернета. Пару раз в неделю атака кинотеатра (в летний, само собой — проникнуть нужно бесплатно), а детский фильм или набор мультиков в три часа дня — это в ближайшую квартиру или дом. Гурьбой. Там и покормят, если чья матушка в отпуске.
Обязанности? Ну да, такое лихо было. Справлялись, не замечая и не ропща. Заправить кровать, вынести мусор, подмести чего. Одёжку наспех залатать для дворовых приключений, в магазины (строго по списку!) смотаться. Ванную почистить с картошкой, мимо унитаза не промахиваться, пакеты целлофановые хозяйственным мылом простирнуть. На рыбалку утром испарился? Добычу выпотроши и без чешуи чтоб! За малышнёй присмотри. Это совсем не трудно.
Потому что всегда рядом друзья и боевые подруги. Кто-то в чём-то всегда был сильнее, умелее, сообразительнее. Помогут. Ленка из третьего подъезда научила всех мастерски отпаривать через марлю школьную форму и жарить рыбу. Её лучшая подружайка Алка — стряпать нехитрые супчики, штопать любые прорехи в одежке.
Мы их учили кататься на великах «без рук», перескакивать через заборы, плавать и правильно бить в нос обидчику. Забирались на второй-третий этаж по балконам, «если ключи забыла» (как не поубивались?). Ремонтировали всё что угодно… от оторванной ручки портфеля — до магнитофона (обязательно умник из кружка радиолюбителей был во дворе). Пока родителей нет: самостоятельно пришпандорить, прикрутить, приколотить, починить, поправить — нет проблем! Сам не смог — друг помог!
А вечерами обязательно сидели на «нашей» лавочке, собственноручно сколоченной. Ума не приложу, о чём можно было болтать часами напролёт в том скудном информационном поле детворы СССР?
Двор был малым домом. Когда нужно собраться, рысью бежали к нужным дверям, смело стучали, жали звонки… а чаще просто заходили, перебирая ногами на коврике в прихожей и нагло поторапливали. Отбрёхиваясь от мамаш с их наказами: да-да, купаться — ни ногой, в магазин — успеем, к программе «Время» — домой… Всё понял, тёть Тань. Хитрили безбожно, опять пропадали на полдня. Без всякой охраны и пригляда.
Неудачи? Жизненные болезненные уроки? А куда без них. Как так, ходить год в секцию «на футбол, хоккей или баскетбол»… и не попасть в школьную команду? Страшная обида. Но ничего, научились справляться. Разочарования закаляли. Кто-то не справлялся даже с учёбой, оставаясь на «второй год». Но дурнями их не считали, давали списывать, подсказывали на уроках шипящим хором, громко вопили на ставящих «колы» злобных училок. Спасали часто, как того же Тараса. Куда деваться — заведено так!
А вредные учителя редко «тянули статистику», даже заносчивых отличников осаживали. Давали публично понять: твои знания — в лучшем случае на «трояк» тянут. Несмотря на чины и должности родителей. И гороно, которому всегда не хватало «медалистов».
Но самое полезное жизненное приобретение «детей СССР» — это отношение к деньгам. О, это целое искусство! Культ одного рубля! Который всегда был у нормального пацана и, конечно же, — более расчётливой и экономной девчонки. Редко он задерживался в банкноте, его немедля старались разменять на монетки. Ценность и важность каждой — понимали с самых первых классов. Обязательно охотясь за железными «юбилейными рублями» для коллекции, жёлтенькую купюру обожали, ценили, всегда правильно распоряжались.
Нет, были зелёная трешка, синяя пятёрка, красный червонец и уж тем более диковинная лиловая двадцатипятирублевка. Но это было далеко от нас, выросших на воле детей. С этими денежками мы не уживались. Другое дело рубль! Самый доступный, близкий и понятный.
Как его заработать? Если лентяй — насобирай за неделю, с тех «двадцатников», которые обязательно выдают родители на буфетные расходы. Но лучше заработать, чтобы безбедно жить до следующих каникул! Лето для этого финансового упражнения — лучшая пора. Нужно своё собственное цинковое ведро (чтобы от родителей не зависеть!). Стоит… 90 копеек. На сдачу — молочное мороженное в соседнем Гастрономе.
Отправляйся за раками с друзьями, их после обеда любой «пивняк» купит с «чёрного хода». За червонец — ведро! Только варить правильно научись, чтобы с укропчиком, да соли не жалей. Или себеля, сорную рыбку мелкую, «пауком» натаскай. Бабки на рынке с руками отрывают, потом кошатницам за полтинничек толкают пакетик! Можно в «чук» выиграть, если мальчишеское казино хорошее во дворе или школе.
Набор марок, значок редкий. Не сменять, а продать. Стеклянные бутылки и банки — вообще халява! Будь внимателен, бдителен, рубль всегда под ногами где-то валяется, ждёт предприимчивого советского ребёнка!
Рубль — это покрытая легендами вечная мечта. С кучей историй, как купленные на него лотерейные билеты приносили пылесос, стиральную машинку, телевизор и… даже «Жигули». Обязательно ведь по именам знали счастливчиков, были такие, живёхонькие ходили рядом! Попробовать самому? Обязательно! И не раз!
Закружила жизнь мальчишеская, лень домой на обед? Не беда, в любом продуктовом на рубль — одиннадцать коржиков, либо десять сочников с творогом. Десять стаканов томатного сока. Собрались с ночёвкой на рыбалку? Тёть Маш, нам две пачки пельменей в красной пачке, ага — «Русские». Ничего вкуснее этого пацанского (и студенческого) варева — на свете не сыскать!
Можно в центр городка смотаться, там шесть огромных чебуреков купить. От пуза на всю стайку! Очередь за ними всегда большая? Ничего, советскому ребёнку пирожки с капустой, картошкой, рисом, яйцом и повидлом прекрасно заходят. На один рубль можно неделю их покупать, до икоты.
Повзрослел? Работяга летом в подсобниках? Ничего, твой ежедневный бюджет — всё равно рубль. Дневной обязательный рацион: бутылка кефира, батон хлеба, сто граммов сыра, столько же варёной колбасы из буфета. С голода не умрёшь, если лень со сковородками и кастрюльками возиться.
Вечно липкая и скользкая бутылка подсолнечного масла — 99 копеек, большая редкость, баночка майонеза — 33. Замыслили советские пацаны рыбы насолить, потом опять в «пивняк» продать? За рубль можно купить четырнадцать килограммовых кирпичей «соли каменной» (7 копеек — штука). «Экстра» (по 11 копеек) не подойдёт, барство это. Да и карась с подлещиком её не любят.
Ох, ух эти алкаши и пэтэушники великовозрастные! Пацан, подь сюда! Дай две копейки! И гад такой, к жёлтенькому рублю прикладывает твою медь… покупает бутылку плодово-ягодного вина (0,7 литра). Но это аристократы подворотен. Обычно яблочным сидром обходятся. А твои две копейки ему на телефон-автомат нужны, свою кралю вызвать на пленэр под липами.
Эх, повзрослел ненароком? Девочку обхаживаешь? Рубль твоё спасение. Всегда будет в портфеле для неё шоколадка, бутылочка «Пепси» и пара заграничных «жевачек со вкладышами». «Кафе-мороженое» со взрослыми тётеньками-официантками двери распахнет, где на рубль принесут красавице шарики с шоколадной крошкой, молочный коктейль с пирожным. А сам сиди, яблочный через соломинку тяни, ведь «горло болит, кхе-кхе».
— Мам, дай на парикмахерскую, в школе завуч за вихры оттрепала! — сейчас, как же. Из карманных в «салон красоты» ходи, если родители бдительность не потеряли. А тебе на карман не упали лишние 15 копеек (полубокс) или вообще 40 медяков (со скобкой и пробором). Хотя ты туда не ходишь, дядя Серёга из первого подъезда ручной машинкой оболванит, что твой губатый Зайцев! Всего-то помогай сеть рыбацкую перебрать ему, как попросит.
Культура нужна? С рублём можно на любой стадион, в музей, в детский театр, зоопарк, на всякие аттракционы и заезжих «мотогонщиков». Хоть насквозь культурой пропитайся! Но это лишнее. Потому что на неделю нужно купить канистру (20 литров) бензина АИ-72. Всегда поддатый дядя Саша разрешает на его «Москвиче» по пустырю у гаражей кататься. А на твой рубль он купит себе большой комплексный обед (которого на троих хватает, да без изжоги). Ага, именно его. Наверное.
Но были более серьёзные подходы к пацанскому рублю. Каждый год что-то планировалось «из крупного». Велосипед хочешь? Не проблема, родители половину подкинут, остальное — сам копи. Вот тебе фарфоровый Пятачок или его мамаша розовая, ссыпай медяки на мопед. Магнитофон новомодный? Это баловство, сам давай сынок. Летом куча всякой работы для подростка, не ленись. Не завидуй «деревенским», которые 1 сентября степенно сообщают о своих сотенных заработках «помощника комбайнёра». В городе тоже можно…
Ладно, пора заканчивать и перелистывать эту ностальгическую страничку. Спасибо советскому детству хочу сказать. За то, что все наши поступки… были только нашими. Под личную ответственность. С готовностью её нести. Когда ни от кого не спрячешься, если проступок подл или несправедлив. Не поймут: ни друзья, ни тем более — недруги. А правильные родители всегда примут сторону закона.
Эх, друже Тарас. Как тебе объяснить, в чём главная проблема твоих детей? Лишь в тебе, не передал очень ценный ресурс по наследству. Второгодник и завсегдатай «детской комнаты милиции», ты пережил всё: бандитов, алчных людей в погонах, чиновников. Построил успешный бизнес. Без образования, богатого наследства, помощи родителей… и криминала. На советском характере. Потому что, лучше всех нас умел распоряжаться своим советским рублём.
Почти всё наше поколение хотело и умело рисковать, решать любые проблемы самостоятельно. Обращаться за помощью к родителям — это… неправильно, редчайшие исключения. Сами всё придумывали, спорили, выпутывались, знали — где на стороне совета спросить. Это была свобода выбора. Не всегда она заканчивалась успехом, но винить других в неудачах… в голову не приходило. Как и применять формулу: «мне кто-то что-то должен».
Забудь и иди дальше, друже Тарас. Наш советский мир для твоих детей — дик и непонятен, убог и скучен. Их мир — нам удивителен, смешон и вызывает скептическую ухмылку. Но таков он. Мир, который именно мы им построили. Нече на зеркало пенять, коли…
Не будь «старпёром». Не кручинься, раз не смог главное донести в воспитательном процессе. Что не деньги всё решают, а собственные навыки, умения, характер и… друзья. С которыми порой непросто, но уживаться необходимо. То ещё умение. В Тенетах и школах такого теперь не преподают.
Источник
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7078
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста: