Некоторое время назад в России очень активно обсуждалась западная система «кэнселинга», или «культуры исключения», «культуры отмены», когда влиятельную персону исключают из общественной, политической и культурной жизни за какие-то аморальные проступки
Обсуждали – и осуждали эту культуру. На щит поднимались персоны, которых обвинили, затравили – а они, как оказались, были невиновны. Кевин Спейси, который, как выяснилось, не насиловал мальчиков – но при этом был уже исключен из нового сезона «Карточного домика» и даже был вырезан из уже снятого фильма (там его роль специально по новой отыграл другой актер).
Джонни Депп, который, как выяснилось, не бил свою жену Эмбер Херд – но уже потерял роль в «Пиратах Карибского моря» и был затравлен на всех голливудских углах. Самым известным же пострадавшим стал бывший директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, который, как оказывается, не насиловал горничную – но уже не смог вернуться в гонку за пост президента Франции, в которой он был фаворитом.
Однако жизнь показала, что России «культура исключения» нужна. Да, в несколько измененном виде – наказывать исключением из общественно-политической жизни необходимо не за недоказанные обвинения в уголовном преступлении, а за слова и поступки, которые не просто противоречат каким-то общественным нормам, но подрывают основные, базовые нормы. Столпы российской идеологии и самосознания.
Да, отдельные примеры уже есть. После того, как известная телеведущая Регина Тодоренко усомнилась в невиновности женщин, ставших жертвами домашнего насилия, с ней стали массово разрывать контракты рекламодатели, а журнал Glamour лишил титула «Женщина года». А все потому, что госпожа Тодоренко оспорила столп современного либерального феминистского самосознания. Но России сейчас нужен не только кэнселинг со стороны либеральной части общества, но и кэнселинг со стороны государства. В отношении тех людей, которые демонстративно разрушают основы российской общественной морали и идеологии.
Государственный кэнселинг
Взять, к примеру, известного пропагандиста наркотиков Алишера Моргенштерна. Блогер с многомиллионной аудиторией подписчиков заявил о бессмысленности отмечания Дня Победы. «Я вообще не понимаю вот этого праздника Победы, которая состоялась 76 лет назад. Из года в год на это тратятся миллионы, дату широко празднуют, всем что-то пытаются доказать. Не знаю, может, это скрепы какие-то? Не понимаю! Наверное, гордиться просто больше нечем. Вспоминать каждый год на протяжении почти века о том, что когда-то тогда вы победили», – заявил он.
С точки зрения закона он ничего не нарушил. Всего лишь опошлил день, когда Россия отмечает свою (а СССР – это, по сути, Большая Россия) победу в единственной, пожалуй, за свою тысячелетнюю историю войне, в которой воевала не за территорию, а за выживание своего населения как такового. День, в который Россия победила самое страшное на свете зло – нацизм. День, который действительно скрепляет не только все народы нынешней России, но и все те, что после распада СССР остались за ее пределами. День, когда мы, в конце концов, поминаем наших предков, которые тогда за нас воевали – и те 26 миллионов советских граждан, которые войну не пережили.
И тот факт, что Алишер потом извинился, ничего, по сути, не меняет. Как можно верить в искренность человека, который позиционировал выписанный ему судом штраф в 100 тысяч рублей за пропаганду наркотиков как «пиар»? В отношении господина Моргенштерна – как с точки зрения наказания его лично, так и в плане показательной порки для других «блогеров» (которым может прийти на ум помочиться в Вечный огонь или нарисовать граффити на Родине-Матери в Волгограде) – нужно ввести даже не кэнселинг, а самое настоящее Damnatio memoriae, или проклятье памяти. Конечно, без древнеримских перегибов из серии уничтожения родственников проклинаемого – но, тем не менее, с полным устранением его из культуры и общественной жизни.
Рекламодатели (из числа тех, кто не хочет иметь проблем с общественным мнением) не должны с ним сотрудничать, весь его контент, все его сочетания букв, которые он именует песнями, должны проверяться на предмет нарушения законов РФ и по решению суда удаляться из YouTube и других платформ. Никакого упоминания в СМИ. Конечно, это не приведет к полному забвению Моргенштерна, но как минимум лишит его значительной части доходов. И объяснит другим готовность государства защищать память тех людей, которые защищали и умирали за наше государство 80 лет назад.
Про государство и про войну
Однако в то же время нужно посмотреть на проблему чуть глубже. Некоторые отечественные интеллектуалы возмущаются тем, что кумирами молодежи является Моргенштерн или недавно отправленный полировать лавку в СИЗО блогер Хованский (призывавший чеченских террористов проспонсировать какой-то новый теракт наподобие Беслана и радовавшийся смерти детей), а не какие-нибудь победители олимпиад по физике или химии. Почему кумиром кавказской молодежи является Хабиб Нурмагомедов со своими исламистскими взглядами и демонстративным желанием не ассоциировать себя с Россией (почему он и не выходит с триколором), а не патриотически настроенные борцы и другие спортсмены. А происходит это ровно потому, что у государства нет четкой и эффективной молодежной политики – ни в плане образования, ни в плане идеологии, ни в плане внедрения нужных ценностей. Ни даже в плане отношения к памяти Победы.
Ведь когда пропагандист наркотиков Моргенштерн оскорблял память Дня Победы, он понимал, что его сегмент подписчиков (который и приносит ему деньги) не сильно оскорбится. Когда я поговорил со своими студентами-пиарщиками про кейс Моргенштерна, значительная часть аудитории оказалась на его стороне. Не потому, что они не признают подвиг прадедов (хотя есть и такие), а потому, что им этот подвиг подают неправильно. Либо через дикий школьный официоз («дети, сегодня все идем в музей войны, кто не пойдет – неуд), либо через опошление темы Победы в масскультуре (см. ролик Бузовой на 9 мая). Про то, как в современном кинематографе подается тема Победы, вообще говорить противно – на одну условную «Брестскую крепость» приходится десять «Сволочей», «Утомленных солнцем» и переснятых «А зори здесь тихие».
И не сказать, что ориентированных на новые поколения проектов нет. Например, в YouТube есть группа «Про людей и про войну», в которой публикуются короткометражки, сделанные мало кому известной группой молодых режиссеров. Серия роликов о моментах в ходе войны и послевоенного времени, часть из которых снята по реальным историям. И снята настолько хорошо, что, например, соотношение лайков к дизлайкам в некоторых роликах составляет 100 к 1, чего я никогда не видел. И это в молодежном-то YouТube, переполненном людьми, скептически относящимся к теме Победы. Но почему-то этих режиссеров государство не пиарит, деньги им на полный метр не дает – в отличие от маститых «специалистов», снимающих на госсредства антисоветское кино из серии «шапками закидали» или «простим коллаборанта».
Может, пора не только предавать «проклятью памяти» Моргенштерна, но и вспомнить о чем-то другом? Например, об обязанности государства учить молодежь? Ведь в ином случае ее будут учить именно моргенштерны. Или кто похуже.
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, ВЗГЛЯД
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+