Шушинское соглашение предполагает или закладывает основу для того, чтобы между Турцией и Азербайджаном наличествовало бы следующее, уже сейчас или в обозримой перспективе, в случае продолжения существующей политики:
— Пусть и независимая, но скоординированная внешняя политика.
— Коллективная безопасность, с формальной оговоркой про соответствие Уставу и решениям ООН.
— Тесное сотрудничество и взаимодействие между Вооруженными силами стран.
— Общее экономическое пространство – пусть и без перехода (пока) на единую валюту, однако, со свободным перемещением товаров. Иначе говоря, Таможенный союз Турция – Азербайджан.
— Общее пространство перемещения рабочей силы – закладывается через переход на взаимные поездки по внутренним удостоверениям личности, а также через упрощение процедуры легализации граждан одной страны на территории другой страны.
— Объединение усилий в сфере разработок новых технологий и обмен ноу-хау, включая оборонно-промышленный комплекс.
— Скоординированная работа в сфере реализации региональных интеграционных проектов (Тюркский совет) и в осуществлении крупных региональных инфраструктурных проектов (логистика и энергетика).
— Скоординированная и совместная работа в сфере мягкой силы в третьих странах – как на уровне соответствующих организаций, так и зарубежных диаспор Турции и Азербайджана (вряд ли, стоит напоминать о том, в какой стране мира проживает крупнейшая азербайджанская диаспора и какое она имеет там административное и финансовое влияние).
Это — лишь краткое резюме всего изложенного в Шушинском соглашении, целью которого является, как следует из написанного, объединение и процветание Тюркского мира. Разумеется, как указывается в документе, этот документ не направлен против других стран.
Итак, выводы:
1. Без лишних слов Турция и Азербайджан заключили Соглашение, в котором просматриваются черты Договора о союзном государстве.
2. Целью объединения усилий Турции и Азербайджана является «объединение и процветание Тюркского мира», который по тексту упоминается, но понятие не раскрывается, оставляя его на усмотрение подписантов и читателей – вплоть до самых расширительных трактовок.
3. Рост военного присутствия Турции в Азербайджане, после Нагорного Карабаха, в рамках Шушинского соглашения, знаменует кардинальную смену качества влияния страны на постсоветском пространстве – от экономического и гуманитарного в сторону военно-политического.
4. Военное укрепление Турции, как страны НАТО, в Азербайджане означает «квазирасширение» Североатлантического альянса на постсоветском пространстве, счет за который Россия НАТО предъявить не может. Тот же опыт, в принципе, тиражируем на другие государства – бывшие республики СССР, имеющие внутреннюю «конфликтную базу», включая, к примеру: Молдову, Украину, Грузию и Киргизию.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+