6 июня 2021 в киевском Александровском костёле состоялась обычная воскресная месса, которую тем не менее транслировал «Первый национальный» телеканал
Причина особого внимания к данному ординарному событию вскрылась ещё до начала службы. Предварила её речь Секретаря Апостольской нунциатуры, поверенного в делах посольства Ватикана монсеньора Себастиано Санна. Тот объявил, что 10 мая 2021 года папа Франциск возвёл киевский костёл в ранг кафедрального храма Киевско-Житомирской диецезии Римско-католической церкви (РКЦ).
В чём же знаковость данного события? Чтобы было понятно, обратимся к «Совместному заявлению Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла» от 13 февраля 2016 г. В данном документе, принятом по итогам встречи папы Франциска» и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване, говорится: «Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия… исключает любые формы прозелитизма. Мы не соперники, а братья».
Итак, папа Франциск и патриарх Кирилл подтвердили, что представляемые ими сообщества являются «Церквами-сёстрами» и, следовательно, прозелитизм (миссионерство одной из них на канонической территории другой) недопустим. Однако что как не прозелитизм перенесение главной кафедры католической диецезии в центр православного крещения Руси? В первую столицу её православных митрополитов!
«Допустим, – скажет кто-то. – Но разве пребывание католической кафедры в провинциальном Житомире не было уже недопустимой формой миссии там, где имя Христово было известно со времён православного крещения Руси?» На самом деле расположение здесь «столицы диецезии» формально не было даже миссией. Католические ксёндзы (как правило, поляки) не «несли благовестие о Христе, непросвещённым народам», а окормляли поляков-католиков, «понаехавших» сюда с началом Люблинской унии 1669 года. Пережила местная шляхта и Российскую империю, и Советский Союз.
Поделюсь воспоминанием о последних годах СССР, когда в УССР ещё существовала геология, а я как молодой специалист-геохимик участвовал в полевых исследованиях на границе Полесья и Волыни.
Деревня в каких-то двадцати километрах от оживлённой международной трассы в пределах Житомирской области, но развал уже полный. Сельмаг работает только летом, когда водитель продуктовой машины соглашается ездить по грунтовке через лес. В весенне-осеннюю распутицу и при сильных снегопадах люди сами два раза в неделю ходят в определённое время к машине за шесть километров на опушку, где со стороны трассы заканчивается асфальт. Зато у входа в село установлен четырехметровый дубовый поклонный крест. На мой вопрос, «а почему на кресте висят молоток и клещи», слышу от проходящей мимо бабули: «Тю, а вы шо, не с Польщи?» Я тогда не понял ещё, что это означало «Вы, что, с Луны свалились?» Или в мягком варианте: «Вы что, не местный?» Разговорились. Поведала, что сын у неё офицер, и сейчас воюет где-то далеко «за Польшей». Переспросил, не в Киргизии ли (там как раз разгорелся один из конфликтов, которыми готовился развал СССР). «Точно! Аж за Польшей». Как я понял, «Польша» оставалась синонимом ойкумены для местных жителей старшего поколения (бабуле было около 70), причём со столицей в Москве! Всё это прекрасно укладывалось в головах полещуков и подолян. По крайней мере в местах компактного проживания поляков на Полесье и Подолье, которые почти не затронули Волынская резня и т. н. обмен населением между Польшей и СССР в 1944-1946 гг.
Чуть позже, в первые годы незалежности, я поражался тому, что в райцентрах Житомирской области уже возводились капитальные костёлы, способные, казалось, вместить всех верующих населённого пункта. И всё же формально это была забота исключительно о единоверцах. И вот теперь – переход в Киев.
«Со времён казацких освободительных войн XVII века на территории современной Украины католические кафедры и иезуитские находились вне Киева, – напоминает нам сопредседатель Союза православных братств Валентин Лукияник. – Таким образом католики вынуждены были признать особое положение Киева в православной Руси. А теперь они поняли, что на Украине вполне можно возобновить свою давнюю политику “Дранг нах Остен”».
«Позиционирование себя в столице – это уровень общегосударственной конфессии, тогда как нахождение кафедры в Житомире указывало на региональный статус конфессии, – считает православный публицист Игорь Друзь. – Житомир – это место компактного проживания поляков, а Киев давно таковым не является. Сейчас тут католики только прозелиты. Значит, Ватикан настроен на усиление прозелитизма, вопреки обещаниям, данным в Гаване».
Именно «на усиление», а не на возобновление прозелитизма. Потому что после Гаваны прозелитизм и не прекращался. Оставим в стороне открытое объявление лидером т. н. «Украинской греко-католической церкви» (УГКЦ) Шэвчуком курса «Выдвигаемся на Восток!» (куда до незалежности не ступала нога униата). Ватикан делает вид, что не в силах сдержать своих галичанских чад в это «непростое для Украины время». Однако буквально через день после Гаванской встречи во время службы в «Патриаршем соборе УГКЦ» в Киеве папский нунций на Украине Клаудио Гуджеротти заявил, что в ближайшее время отправляется «в зону боевых действий на востоке Украины, чтобы помогать страждущим от имени Папы Римского». Не случайно и при этом непосредственный подчинённый одного из гаванских подписантов признался, что его мало волнует, будет ли такого рода «помощь» расценена как прозелитизм.
Не прошло и двух месяцев, как тогдашний ординарий Житомирско-Киевской диецезии архибискуп Петро Мальчук благословил «экуменическое служение бойцам и гражданским в зоне АТО» в виде «Христианской службы спасения». «Миссией ХСП, – заявляют её организаторы, – является… распространения Царства Божьего на Украине (sic), а особенно на территории, охватываемые войной, через проповедь Слова Божьего… Задача спасателей: осуществление евангелизационной, гуманитарной, образовательной и социальной миссии в прифронтовой зоне» (выделено мной. – Д.С.). В связи с этой, ну совсем не прозелитической инициативой ХСП срочно формирует «команды экстренной молитвы» для проведения «заступнических молитв» и «молитв внутреннего исцеления». А для пущей интенсивности всего этого «отказа от прозелитизма» «Служба открыта к сотрудничеству с Вооруженными Силами Украины, Национальной гвардией Украины, Службой безопасности Украины, Национальной полицией Украины, Пограничной службой Украины, Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, органами государственной власти, органами местного самоуправления, военно-гражданскими администрациями, учреждениями здравоохранения, органами социальных служб, учебными заведениями, другими государственными и неправительственными органами, учреждениями и организациями независимо от ведомственного подчинения».
Ещё через два месяца, запуская акцию «Папа для Украины», госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин обратился к студентам Украинского католического университета и Львовской духовной семинарии: «Если вы традиционно развивались на западе Украины, а сегодня восток Украины нуждается в вас – не стоит колебаться… Дух мобильности в служении покажет, что ваша Церковь – не провинциальное явление… Каждая Церковь, сосредоточенная на себе, которая не проповедует, – это лишь ностальгия по идеальному несуществующему прошлому».
В качестве личного примера Паролин начал свой визит на Украину с исторически латинофобского Запорожья. Забегая вперёд, отметим, что вдохновлённая таким «заступничеством» микроскопическая (если не комическая) католическая община соседнего Никополя решила «освятить Днепр» и «очистить его воды» (очевидно, замутнённые «схизматическим Крещением Руси»).
А затем ещё и выступила за исключение из символического Устава города упоминания о православном небесном покровителе Никополя. Судя по всему, ксёндз-«просветитель» и по совместительству «очиститель» даже и не догадывался, что великомученик Никита Готфский – святой IV века. То есть почитаемый и в католичестве.
Возвращаясь же к акции «Папа для Украины», не следует думать, что это некая традиционная система грантов исключительно для преподавателей и студентов униатских учреждений, к которым обращался госсекретарь Ватикана. Скорее это система потоков «гуманитарной помощи» (чтобы «непрозелетическая проповедь» доходчивей была), на которых «сидит» католический фонд Caritas Ukraine.
В августе того же года, когда была подписана Гаванская декларация (2016), нунций Гуджеротти посетил Одессу, чтобы благословить «молодое поколение военно-морских сил Украины». От имени преимущественно православных жителей юга Украины его приветствовал глава «Одесского экзархата УГКЦ» Мыхайло Бубний: «Для нас большая честь приветствовать такого высокого гостя… на Одесской земле». Из слов униата следует, что туземцы ещё не слышали о Христе, а потому присутствие на ней миссионера столь высокого ранга есть «исполнение слов Папы Франциска, который призывает пастырей Христовых нести благую весть по всем уголкам земли». Как сообщала пресс-служба Одесского экзархата УГКЦ, после приветствия экзарха «молодежь преподнесла душистый каравай и цветы как символ богатства нашей (то есть их, униатов. – Д.С.) земли».
Отметим здесь, что за полгода до этого папа Франциск не только отрекался от прозелитизма, но и «скорбел о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям» и призывал «наши Церкви на Украине» «воздерживаться от участия в противоборстве». При этом благословивший моряков ВСУ посол Ватикана не мог не знать, что главнокомандующий ВСУ и остальные военачальники не раз оглашали реваншистские намерения.
Всё это наряду с государственным телеосвещением переноса католической кафедры в столицу – один из признаков того, что Римско-католическая церковь (РКЦ), наряду с УГКЦ и СЦУ, входит в пул «государственных церквей Украины». Собственно, это было предрешено ещё тогда, когда РКЦ поддержала майдан. В качестве благодарности, свидетельствуя государственный статус РКЦ, постмайданная власть определила католическое рождество государственным праздником.
На Украине осуществляется планомерное разрушение культурно-исторического стержня исконно православного этноса. Как уже не раз отмечалось, официальные спикеры УПЦ (МП) в таких случаях предпочитают отмалчиваться. Зато, когда требуется проявить верноподданность антиправославному государству, они – в первых рядах. И речь идёт о тех самых спикерах, которые пять лет назад рьяно расхваливали Гаванскую декларацию.
А не честнее ли признать, что отказ от «прозелитизма» – это, прежде всего, отказ от православной миссии в тех краях, где не знают истинного Христа и истинно спасительного пути в Церковь? Только для этого нужно признать, что католическое сообщество – никакая не «Церковь-сестра». И даже вообще не Церковь. И понятие «каноническая территория» к ней неприменимо. Тогда бы и развязались руки для противостояния католической экспансии в православной стране. «Истина сделает вас свободными», – открыла о Себе Истина 2 тысячи лет назад.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+