Смена курса США в отношении Саудовской Аравии является продолжением политики перезагрузки отношений между двумя странами. Вашингтон ранее приостановил сделку по поставкам оружия, которую Эр-Рияд подписал с администрацией Дональда Трампа некоторое время назад. Новая администрация США считает, что партнерские отношения с Ибн Салманом — это дипломатический вызов, противоречащий обещаниям о прогрессе в области прав человека и продвижению интересов США во всем мире, так как наследный принц Саудовской Аравии несет ответственность за войну в Йемене.
Дело продвигается ускоренными темпами. Отказ от контакта с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом может обернуться не только головной болью, но и способствовать «замене или даже смене ролей», особенно если администрация Байдена поддержит предложение Брукингского института о том, чтобы оказать давление на саудовцев. Он настаивает на прекращении домашнего ареста бывшего наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Найефа, и даже считает его альтернативой Ибн Салману, так как он был близок к администрации Барака Обамы и его вице-президенту, который ныне занимает пост главы государства. По словам бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета, бывший наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Найеф сыграл важную роль в борьбе с терроризмом, вызвав уважение американских силовиков, которые назвали его одним из самых важных и мудрых партнеров.
Новая политика администрации США несет в себе множество сообщений и коннотаций, которые могут так или иначе изменить многие региональные уравнения и привести к радикальным изменениям в работе с некоторыми чувствительными файлами в регионе. Но здесь возникает важный вопрос: разрушит ли администрация Байдена мечту молодого принца когда-нибудь стать королем Саудовской Аравии и Хранителем двух святынь?
Пощечина наследному принцу
Австрийская газета Kurier сообщила, что репутация наследного принца Саудовской Аравии была запятнана его внутренней и внешней политикой, в том числе убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги и войной в Йемене. Это главная причина, по которой администрация Байдена не хочет вести диалог с Мухаммедом ибн Салманом.
Газета Kurier со ссылкой на экспертов раскрыла подробности нового подхода администрации Байдена к своим отношениям с Саудовской Аравией. Новая администрация США не будет работать с лицами, причастными к преступлениям против человечности и военным преступлениям, в соответствии с обещаниями, которые дал Джо Байден во время своей предвыборной кампании. Кроме того, она подталкивает власти Саудовской Аравии к прогрессу в области защиты прав человека, намекая, что это благотворно повлияет на отношения двух стран на следующем этапе.
С другой стороны, новая американская администрация выражает абсолютную поддержку Саудовской Аравии в ее стремлении противостоять иранскому влиянию в регионе. Это говорит о том, что страны будут придерживаться выбранной позиции настолько, насколько это возможно, в свете общих интересов, даже если у них возникнут разногласия по каким-либо вопросам.
Аарон Дэвид Миллер, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и бывший советник по ближневосточному урегулированию нескольких госсекретарей США, назвал этот шаг «попыткой осадить Мухаммеда ибн Салмана, которого нынешняя администрация США считает безрассудным и беспощадным». Об этом сообщило агентство Bloomberg.
Критика в отношении политики молодого принца не ограничилась официальными кругами в Белом доме; она просочилась в академические и исследовательские круги. Брукингский институт в своем отчете раскритиковал деятельность Ибн Салмана и его двоюродных братьев, возложив на них ответственность за то, что бывший наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Найеф находится под домашним арестом.
Отказ от политики Трампа
Изменение позиции США в отношении Саудовской Аравии — это полноценный отказ от политики администрации Дональда Трампа, рассматривавшей молодого принца как фактического правителя Саудовской Аравии, который принимает окончательное решение по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Дональд Трамп и его зять Джаред Кушнер закрыли глаза на все преступления, совершенные Ибн Салманом, чтобы добраться до наследного принца и взять его под контроль. Они проигнорировали свержение бывшего наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Найефа, закрыли глаза на убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги и отказались привлечь его к международной ответственности за преступления, совершенные в Йемене.
Эти преступления подвергались критике со стороны демократов, которые неоднократно требовали от Трампа прекратить поддерживать безрассудного принца, но он игнорировал их голоса из-за финансовых выгод, что в итоге испортило репутацию американского лидера на международном уровне.
Политика «карт-бланш» провалилась. Администрация Дональда Трампа предоставила наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману полную неприкосновенность и закрывала глаза на его преступные действия, чем вызвала гнев международных правозащитных организаций. Таким образом, вполне вероятно, что многие политические уравнения вскоре изменятся, но как администрация Байдена поступит с наследным принцем, за которым остается последнее слово во многих файлах?
Взаимодействие с Ибн Салманом
Бывший советник Министерства иностранных дел Саудовской Аравии Салем аль-Ями прокомментировал заявление пресс-секретаря президента США Джейн Псаки.
«Слова о перезагрузке и переоценке отношений сказаны скорее для прессы, чем отражают реальную политическую позицию. Мы не слышали о таких заявлениях в отношении политики и международных отношений», — заявил он.
Аль-Ями отметил наличие заметных изменений в политике Байдена по сравнению с его предшественником Дональдом Трампом, но он считает, что это никоим образом не повлияет на будущее американо-саудовских отношений. По его словам, освобождение некоторых саудовских женщин-активисток — это заигрывание руководства Саудовской Аравии с новой американской администрацией, которая настаивает на прогрессе в области прав человека в Эр-Рияде. Об этом он сообщил программе «Massaya dw», транслируемой на канале DW Arabia.
Разговоры о замене наследного принца и возвращении Ибн Найефа иногда мелькают в американских отчетах, но они далеки от реальности. Подобные разговоры могут способствовать опасному росту напряженности в отношениях между двумя странами, чего американцы как раз избегают в свете общих интересов и наличия незавершенных файлов, которые требуют объединения усилий и сотрудничества США и Саудовской Аравии. Речь идет в том числе и о подрыве иранского влияния в регионе.
Но означает ли это, что Ибн Салман будет исключен из американо-саудовского диалога в будущем? Конечно нет, так как наследный принц сохраняет контроль над всеми важными файлами, как внутренними, так и внешними. Кроме того, нельзя забывать о его прочных отношениях с американскими союзниками на Ближнем Востоке, особенно с Израилем и ОАЭ.
Есть инструменты, которые помогут оставить Ибн Салмана на месте, но отстранят его от власти, к которой он привык в последние годы. Не исключено, что американцы будут контактировать с ним на уровне министра обороны США. Тем не менее изменение американской позиции будет иметь последствия, если не угрожать отношениям двух стран.
США ставят свои интересы выше любых других соображений. Американцы время от времени говорят о правах человека, используя их для продвижения своей политики в регионе, и, соответственно, для контроля за американо-саудовскими отношениями. Но в ближайшее время никаких столкновений между Саудовской Аравией и США не предвидится, так как они имеют общие интересы.
В конце концов, изменения, которые произошли в политике США в отношении Саудовской Аравии, несомненно, стоят как кость в горле наследного принца. Они в некоторой степени ограничивают его безрассудство и беспощадность в политике и в отношении прав человека, поскольку ранее предоставленный ему «карт-бланш» больше не действует. Это должно заставить Ибн Салмана задумываться о каждом шаге, будь то во внутренней или внешней политике, так как он будет теперь находиться под постоянным контролем.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.