Понимаю, что у многих такая постановка вопроса вызовет оторопь. Как же так? Разве не Батька заявил еще два десятилетия назад, что «белорусы – это русские со знаком качества»? Разве не празднуют в Белоруссии на официальном уровне 9 мая, не то, что на Украине или в Прибалтике, не приурочили День Независимости к дате освобождения от немецко-фашистских захватчиков Минска в 1944 году, не сохранили на официальном уровне советскую символику, не почитают ветеранов Великой Отечественной? Разве не Лукашенко инициировал в 1997 – 1999 годах интеграцию с Россией в одно государство?
Начну по порядку.
Во-первых, вслушайтесь внимательно в так радующую вас фразу «белорусы – это русские со знаком качества». Ведь она дословно означает – есть «качественные русские» (жители лукашенковской Белоруссии) и «некачественные», «второй свежести» по Булгакову (собственно русские, живущие в России). Не чувствуете ничего унизительного для себя?
Разница с Украиной в том, что украинцы не хотят считать Россию «старшим братом», да и братом вообще (вспомним крылатое стихотворение Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями, ни по Родине, ни по матери», написанное в 2014 году). Лукашенковская же Белоруссия хочет, чтобы Россия считала ее «старшим братом» (прямые декларации об этом со стороны лукашенковских пропагандистов я приведу в статье дальше).
Во-вторых, обращение к советскому наследию и памяти Великой Отечественной в лукашенковской Белоруссии сугубо инструментальное. Дело в том, что в отличие от республик Прибалтики, которые могли апеллировать к своему существованию в качестве признанных всем миром независимых государств в 1920 – 1940 годах, или Украины, где в 1917 – 1919 годах существовали признанные целым рядом стран Украинская народная республика и Западно-Украинская народная республика, Белоруссия обрела свой государственный статус лишь в советское время. Соответственно, отказ от преемственности к советскому наследию выбивает саму основу из-под белорусского суверенитета. Конечно, в последние годы в стране идет активная апелляцию к наследию Великого княжества Литовского, но объявить его – как и Полоцкое княжество X – XIII веков – «первым белорусским национальным государством» довольно затруднительно.
Кроме того, советская символика позволяет успешно привлекать на свою сторону российских левых, которых – как фетишистов – интересует лишь внешняя форма. Какую реально роль играет советское наследие в Белоруссии, можно понять хотя бы по размаху воссоздания и популяризации именно дворцов литовско-польских феодалов, тогда как празднование 9 мая проходит достаточно «скомканно» (я лично наблюдал в 2013 году это в Минске – все празднование обошлось вывешиванием баннеров, маршем нескольких сотен представителей профсоюзов по центральному Проспекту Независимости и практически незаметным салютом ночью). А уж про борьбу белорусских чиновников с георгиевскими ленточками и «Бессмертным полком» уже хорошо известно.
В-третьих, что касается интеграции с Россией. Да, именно Лукашенко ее начал, подписав 2 апреля 1997 году договор о союзе с Россией, а в 8 декабря 1999 года – договор о создании Союзного государства. Но все последующие 20 лет именно Лукашенко и тормозил реальную интеграцию с Россией. Потому что целью развернутого в 1997 – 1999 годах процесса было именно «поглощение» России, в которой молодой энергичный Лукашенко мог перехватить власть у старого больного Бориса Ельцина. На первый взгляд разговор про «поглощение» маленькой Белоруссией большой России звучит смешно, но лишь на первый взгляд – дело в том, что Лукашенко сразу же начал выстраивать прямые отношения с российскими регионами, а в диалоге с каждым из них Белоруссия являлась более крупным субъектом (как по населению, так и по экономическому потенциалу).
Когда с приходом в 2000 году Владимира Путина вскоре стало ясно, что «поглотить» Россию Лукашенко уже не удастся, вся реальная интеграция была быстро свернута, перейдя в стадию вымогательства дешевых энергоресурсов «за дружбу». В 2007 году эта стадия завершилась и «белорусское экономическое чудо» накрылось медным тазом.
Примерно в это же время белорусская идеология обретает сугубо экспортный характер. До этого Лукашенко демонстративно презирал и игнорировал напрашивавшихся к нему в друзья российских национал-патриотов, которые регулярно ездили в 2005 – 2006 годах в Минск проводить там свои собрания, а в 2007 году создали даже в Москве оргкомитет «Лукашенко-2008» по выдвижению его в президенты России после ухода Путина. Но вот когда Россия закрутила в 2007 году газовый вентиль, и особенно после 2014 года, когда Лукашенко испугался перспектив появления в Белоруссии «зеленых человечков» и «крымского сценария», тогда белорусская пропаганда мощно пошла в Россию.
Пропаганда эта проста и незатейлива – Белоруссия, мол, истинное народное государство, последний осколок «настоящего СССР» (речь не про реальный СССР, который уже всеми изрядно забыт, а про образ из пропагандистских агиток), где колосятся поля и работают заводы (а в России все развалено и распродано)… Так что не этой прекрасной стране надо «идти в нищую Россию», а России надо присоединяться к Белоруссии, хотя бы частями!
Иногда Лукашенко говорил об этом достаточно откровенно, хотя и сводя потом все к шутке. Например, 11 октября 2013 года он заявил на пресс-конференции для российских СМИ в Минске: «Я говорю часто – отдайте нам Калининградскую область. Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край…. Я считаю, что это наша земля. В хорошем смысле этого слова. Я не претендую на то, чтобы завтра забрать Калининград, но если можно было бы – то с удовольствием… Мы недавно с Путиным в Калининграде летели на вертолете. Я смотрю, вы же не пашете землю. В Советском Союзе были самыми лучшими, процветающий край был. Я Владимиру Владимировичу говорю: слушай, отдай вот эти и эти земли». Такой вот, как видим, большой друг России.
Почитаем, например, опусы Константина Семина – был такой ведущий программы «АгитПроп» на государственном телеканале «России24», параллельно демонстративно левачивший и строчивший в Twitter посты о том, что власть в России фашистская, белогвардейская и капиталистическая.
Вот из одной из статей Семина, опубликованной в 2015 году: «С 2006 года в Беларуси воссоздана октябрятская организация. Пионерия и комсомол и не упразднялись. Да, конечно, формальности. Но после того, как все горшки разбиты вдребезги, Беларусь остается колбой, из которой все еще мерцает небольшой осколок советской идентичности». И еще: «Все, что в России заброшено и уничтожено, приватизировано, разграблено и пропито, в Беларуси – работает. Работает. Работает».
Все, как я описывал выше. Только сами белорусы жалуются в беседах, что заводы по всей стране закрываются, нет ни работы, ни внятного будущего. Но любителям «карго-культа» и более близкой географически версии «страны Чавеса» это малоинтересно.
И поэтому, как вы догадываетесь, далее Семин прямо озвучивает вывод: «Мне кажется, на это и надеется Лукашенко – сумеет реинфицировать, перезагрузить, оздоровить саму Россию. Белорусифицировать Россию. Но пока для этого нет предпосылок. И Беларусь ждет. Надо понимать: и высокая инфляция, и бедность, и другие издержки такого ожидания – это плата за шанс». (Интересно, кстати, как у Семина совмещается в голове – в России все разграблено и пропито, все в Белоруссии все работает, но при этом именно в Белоруссии нищета и высокая инфляция.)
А вот еще от Семина, 2016 года, на этот раз совсем уж откровенно: «Не Беларусь надо присоединять к России, а наоборот. И в этом смысле еще неизвестно, кто на самом деле является старшим, а кто – младшим братом. Кому с кого брать пример. У кого дом каменный, а у кого из веток».
Незадолго до своего увольнения с «России 24» Семин начал уже брать и публиковать на своем канале на YouTube интервью с официозными белорусскими пропагандистами вроде Алексея Дзерманта, хотя последнего заподозрить в симпатиях к левым идеям или советскому наследию (являющимся предметом фетишизма Семина и его слушателей) заподозрить сложно. То есть белорусская пропаганда (читай – иновещание) на Россию устами сего деятеля стала уж совсем беззастенчивой и наглой.
Надо четко понимать, какую цель преследует подобная пропаганда, и соответствующего классифицировать деятельность спикеров, занятых ее распространением в России.
Владислав Мальцев — специально для VERUM.TODAY Использование материала возможно только при упоминании издания и наличии гиперссылки на материал При подготовке статьи использовались изображения из открытых источников.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+