Несмотря на то, что в последнее время все внимание вашингтонского политического истеблишмента сосредоточено на процедуре импичмента президента, а также на заявления многих экспертов в сфере обороны, утверждающих, что Украина имеет решающее значение для национальной безопасности Соединенных Штатов, пора взглянуть в глаза реальности. Украина – не более чем отвлекающий фактор, который ни в коей мере не является существенным для американских интересов безопасности.
Пришло время, наконец, понять, что самая серьезная угроза для Запада и, в частности, для Америки, исходит сегодня от Китая. К большому сожалению, внешнеполитическая элита Соединенных Штатов до сих пор так и не осознала до конца эту реальность. Напротив, они не жалея сил добиваются прямо противоположного результата, который не только не отвечает, но и непосредственно угрожает интересам Америки, толкая Россию в радостные геополитические объятия Китая.
При этом американо-российские отношения достигли самой низкой точки с момента завершения холодной войны, и сегодня две великие державы оказались на грани ядерной конфронтации. Таким образом, именно американская политика создала комплекс предпосылок для того, чтобы Россия превратилась в главный деструктивный фактор в геополитическом соперничестве за Евразию. Это была преступная небрежность на самом высшем уровне, и сегодня интересы безопасности США диктуют необходимость кардинального пересмотра американской политики в отношении России.
Соединенные Штаты должны отказаться от идеи дальнейшего расширения НАТО, предложить Москве убедительные экономические стимулы, чтобы обратить ее взгляды на Запад, а не на Восток, а также изменить вектор своей международной дипломатии таким образом, чтобы помочь России сохранить баланс сил в Центральной Азии и не допустить дальнейшего усиления китайского доминирования.
Трагедия, которая разворачивается в настоящий момент, отнюдь не была предопределена закономерностями исторического развития. Американский дипломат и ученый Джордж Кеннан, знаменитый «крестный отец» доктрины сдерживания времен холодной войны, в 1997 году высказал практически точное пророчество по поводу ближайшего будущего:
«… Расширение НАТО было бы самой роковой ошибкой в американской политике после завершения холодной войны.
Вполне можно ожидать, что такое решение приведет к вспышке националистических, антизападных и милитаристских настроений в российской политической элите и в обществе, а также окажет крайне негативный эффект на развитие демократии в новой России. Кроме того, оно будет способствовать возрождению атмосферы холодной войны в отношениях между Востоком и Западом и спровоцирует изменения в российской внешней политике, которые прямо противоположны интересам Соединенных Штатов и западного мира».
Разумеется, это было сказано задолго до того, как на Западе впервые услышали имя Владимира Путина. По иронии судьбы, после своего прихода к власти, даже Путин поначалу выступал за присоединение России к НАТО и создание общей архитектуры безопасности. Кроме того, он стал первым из мировых лидеров, которые позвонили Джорджу Бушу-младшему после катастрофы 11 сентября, чтобы выразить сочувствие. Однако, западная политика в последующие годы представляла собой настоящий парад упущенных возможностей.
На протяжении последних трех десятилетий они следовали сплошной чередой: начиная от кампании бомбовых ударов НАТО по Югославии без санкции Совета Безопасности ООН, выхода из договора о об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26 мая 1972 года, дестабилизации Ближнего Востока в результате ничем не оправданного военного вторжения в Ирак в 2003 году, и заканчивая множеством так называемых «цветных революций», в том числе и в бывших советских республиках.
Эти события укрепили уверенность России в том, что существует реальная угроза военной агрессии со стороны Запада. Очень многие западные политики и эксперты считают, что это проявление паранойи, или, если выражаться менее деликатно, внешняя оболочка агрессивности, изначально присущей России. Им следовало бы лучше знать историю России, которая подвергалась масштабным разрушительным вторжениям практически в каждом столетии. Так, в семнадцатом веке на нее нападала Польша, в восемнадцатом – Швеция, в девятнадцатом – наполеоновская Франция, а в двадцатом – сначала Германская империя при Вильгельме, а затем нацистская Германия при Гитлере.
Отсутствие должного понимания ситуации и игнорирование особой чувствительности России, которая, несмотря ни на что, оставалась великой державой, в вопросах безопасности, привела к совершенно безумной политике Запада в отношении Украины.
У Украины весьма сложная история, и она отнюдь не исчерпывается тем, что на ее территории была расположена Киевская Русь, которая стала колыбелью российской государственности. Впрочем, сам факт, что для российского народа это составляет одну из опор национального самосознания, должен был остановить Запад от катастрофического решения открыть двери к вступлению в НАТО для Украины (и, в несколько меньшей степени, для Грузии).
Безусловно, длинный список ошибок, совершенных западными странами, отнюдь не оправдывает агрессивных действий самой России, нарушающих международное право. Но сосредотачиваться исключительно на подобных нарушениях без учета общего исторического контекста означает лишать внешнюю политику в отношении России каких-либо позитивных перспектив. На данный момент Запад, и особенно Соединенные Штаты, должны выйти за пределы устаревшей доктрины, отказаться от затянувшейся враждебности и понять, наконец, что на самом деле движет Россией.
Если этого не произойдет, и конфронтация с Россией продолжится, высока вероятность повторения Карибского ракетного кризиса 1962 года или инцидента во время учений «Able Archer» в 1983 году, когда мир оказался на грани ядерной катастрофы. Однако, учитывая появление гиперзвуковых ракет, на этот раз конфликт может оказаться еще более опасным.
Кроме того, велика угроза, связанная с тем, что Россия продолжит сближаться с Китаем, даже когда он распространит свое экономическое влияние по всей огромной Евразии и станет геоэкономическим гегемоном, способным сделать реальностью кошмар отца геополитики Макиндера, по сути, объединив всю эту гигантскую территорию против Запада.
Таким образом, Америка и Запад в широком смысле должны кардинально изменить свою политику и предпринять следующие меры.
Во-первых, необходимо последовать рекомендациям крупнейшего стратега Збигнева Бжезинского и «финляндизировать» Украину. При этом дверь в НАТО должна быть для нее закрыта раз и навсегда.
Во-вторых, Соединенные Штаты, наряду с Германией, должны приложить усилия и найти пути для увеличения потока западных инвестиций в различные секторы российской экономики, за исключением горнодобывающей индустрии.
Америка должна самым тщательным образом отслеживать влияние Китая в странах российского «ближнего зарубежья» и дать Москве понять, что если уж в регионе неизбежно существование сфер влияния, то в Вашингтоне предпочитают, чтобы они были российскими, а не китайскими.
Для Запада настало время отказаться от многолетней губительной политики, положить конец конфронтации с Россией и сосредоточиться на противодействии китайской экспансии. И первым важным шагом на этом пути должно стать перемещение затянувшегося конфликта с Москвой из-за Украины на второй план.