Американские выборы — главный источник напряженности в мире
Новый, 2020-й вступил в свои права, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Дмитрий Королев. Обыкновенно политическая жизнь понемногу оживает после затяжных рождественско-новогодних празднований. Но в этом году ее круто «взбодрил» авантюрный ход, совершенный по приказу Дональда Трампа, — убийство иранского национального героя генерала Касема Сулеймани. Кое-кто сходу поспешил сравнить этот акт государственного терроризма с сараевским убийством 1914 года — как поводом к мировой войне.
Резкое обострение по вине Трампа американо-иранских противоречий воочию показывает, что главным источником напряженности и конфликтов по всему миру в наступившем году будут президентские выборы в США. За три года правления Трамп, как это ни удивительно, не начал ни одной новой войны: все его обещания разбомбить КНДР, Иран, Венесуэлу, к счастью, не пошли далее шантажа и грозного «надувания щек». Теперь же, когда внутриполитическая борьба в Штатах достигает апогея, «маленькая победоносная война» могла бы послужить решающим фактором, который склонил бы чашу симпатий электората к тому, кто пообещал сделать Америку вновь великой.
Парадокс в том, что воинственный и импульсивный Трамп оказывается куда более миролюбивым, чем его сдержанные предшественники.
А поскольку и Украина затянулась в эти вашингтонские дрязги — в качестве основного поставщика предвыборного компромата, то выборы в Штатах способны обострить политическую борьбу и у нас, вскрыв многие «язвы» и нашей «элиты».
Накануне 2020 года всплыли очередные пророчества Ванги. Мы, ясное дело, относимся к такого рода вещам с естественнонаучным скептицизмом и отдаем себе отчет в том, что все пророчества сочиняются и раздуваются в интересах тех или иных правящих кругов и лиц как средство воздействия на умонастроения и симпатии обывателя. Однако то, что болгарская ясновидица якобы напророчила на 2020-й, — это все то, что можно без особого риска ошибиться предсказывать, даже не обладая мистическим даром: новый мировой экономический кризис, беспорядки в Европе и по всей планете, очередные погодно-климатические «чудеса». Для всего этого просматривается немало реальных оснований.
Это все придумал Дональд в девятнадцатом году…
Один американский профессор, преподающий международные отношения в Гарварде, критикуя ближневосточную политику Трампа, метко сравнил его с шахматистом, который сделал ход и даже не задумывается о том, что у соперника тоже есть возможность совершать ходы в ответ. И вот Тегеран не просто осмелился совершить ответный ход, обозначив себя в качестве реального игрока, — но совершил ход, достойный самого Магнуса Карлсена! После чего его визави «завис» на шахматных часах, рискуя либо дождаться в итоге падения «флажка», либо залезть в цугцванг.
Иран вовсе не повторил Перл-Харбор — он нанес сугубо символический удар по американскому престижу и самолюбию, сознательно избежав уничтожения живой силы противника. Этим он показал свой настрой на мирное разрешение конфликта и поставил оппонента в крайне неудобное положение. Трампу пришлось в очередной раз пойти на попятную, заявив, что Америка и впредь будет бороться с Тегераном посредством санкций. Однако этими санкциями никого теперь особо и не сломишь; иранский же режим одержал пропагандистскую победу, укрепив свое положение внутри страны, и вдобавок он развязал себе руки в вопросе ядерной программы.
Не самые современные и совершенные иранские ракеты долетели до целей — так же, как долетели в прошлом году, преодолев хваленые преграды ПРО, до НПЗ Саудовской Аравии тоже вроде как иранские ракеты. Американцы теперь оправдываются: дескать, они и не собирались ничего сбивать, у них на базах, подвергшихся атаке, вообще не было соответствующих систем ПВО, они там якобы и не нужны! Это звучит удивительно: почему американское командование, вступая в конфронтацию с Ираном и зная о наличии у того ракет, не озаботилось усилением своей военной группировки в Ираке, не приняло мер по обеспечению ее ПВО и ПРО?
Бесспорно, в военном отношении США и Иран несопоставимы. Однако война с Ираном ставит перед Америкой ряд рисков, на которые, по-видимому, Трамп и не решается пойти. Во-первых, эта война способна объединить в антиамериканизме (и «антиизраилизме») и шиитов, и суннитов — что круто поменяло бы весь расклад сил на Ближнем Востоке. Во-вторых, эта война внесла бы новые трения внутри НАТО: воевать с Ираном не хотят ни союзники из Западной Европы, ни Турция, которая и без того все чаще проявляет возмутительную нелояльность в отношении Вашингтона.
И, самое главное, в-третьих: глубина раскола в американском политикуме и обществе такова, что возможная война скорее не сплотит их, а наоборот, еще больше расколет. Демократы настолько ненавидят нынешнего хозяина Белого дома, что готовы поддержать лозунг «поражения своего правительства в империалистической войне», наплевав на показной американский ура-патриотизм! Иранский кризис, мы видим, вызвал неоднозначную оценку в Конгрессе США — единства в данном вопросе там нет. И демократы постараются «оседлать» зачинающееся антивоенное движение.
Даже обвинение Ирана в трагическом инциденте со случайным уничтожением украинского авиалайнера способно сыграть против американского президента: его противники из числа демократов уже стараются возложить вину на самого Трампа, его провокационные действия против Ирана. Обратите внимание: реакция «мирового сообщества» куда более сдержанная и менее однозначная в определении виновных и степени их вины, чем в случае инцидента над Донбассом (но какова злая ирония: Украина во второй раз попадает в схожую историю!). Тем более что и американцам могут припомнить давний случай, когда их корабельные зенитчики по ошибке сбили иранский борт.
События последних лет показывают, что государства и лидеры, проявляющие стойкость, способны одерживать верх в противостоянии с Америкой. Мадуро — в противоположность Януковичу — не поддался на угрозы, не сбежал и продолжает удерживать власть. Ким Чен Ын — тот и вовсе вертит мистером Трампом как хочет, обыгрывая его в дипломатических играх и упрямо добиваясь выполнения всех своих целей и задач, вовсе не собираясь послушно разоружаться в одностороннем порядке.
Если Трамп таки не ответит на иранскую атаку военными средствами — и тем более, если он не среагирует на возможное обретение Ираном ядерного оружия, это будет однозначно воспринято во всем мире как еще одно проявление слабости США, утраты ими мировой гегемонии. И если Соединенные Штаты и впредь будут пропускать такие удары, какой они получили от Исламской Республики, их со временем перестанут бояться. А уважают в нашем самом лучшем, самом гуманном и справедливом из всех возможных миров, сами хорошо знаете, кого…