Тем, кто интересуется проводимой в отношении России политикой, недавние дебаты в Демократической партии принесли долгожданное облегчение. Темы, касающиеся России, почти не возникали – и это после шквала всевозможных статей и передач, захлестнувших американские СМИ в течение последних трёх лет. Порой было очень тревожно наблюдать за тем, как внутри- и внешнеполитические вопросы переплетались между собой, оказывая негативное влияние на эти весьма значимые двусторонние связи.
Тем не менее, кризис в отношениях с Москвой далеко не разрешён – и одной из самых актуальных проблем является строительство газопровода «Северный поток-2», который свяжет Россию и Германию. Рассмотрим этот вопрос подробнее, чтобы понять, к чему приводит бесконечная антироссийская истерия.
Похоже, что в настоящее время участь этого балтийского маршрута во многом зависит от швейцарского подрядчика Allseas. Эта компания, представляющая собой «семейный бизнес», не имеет серьёзных проектов в США – а вот заказы российского «Газпрома», напротив, обладают для неё огромной ценностью. На сегодняшний день прокладка труб ведётся в водах Финляндии, причём подводные работы уже завершены на 60 процентов.
Обе основные партии США едины в своём неприятии новых российских трубопроводов, однако Берлин явно не разделяет подобной позиции. Похоже, что после нескольких неспокойных лет внешнеполитическое руководство Германии уже не испытывает особого энтузиазма в отношении ведущей роли США.
В феврале этого года крупнейший аналитический центр Европы, берлинский Институт изучения вопросов международных отношений и безопасности, опубликовал исследование, в котором говорится, что стремление Вашингтона ограничить поставки российского газа в Европу «недвусмысленно нацелено на федеральное правительство Германии, которое президент Трамп охарактеризовал как «пленника России». Уже в первом предложении авторы прямо заявляют о том, что всё более активное использование Америкой экономических инструментов по отношению к России негативно отражается на европейских и в частности, германских интересах.
В данной аналитике, основывающейся, прежде всего, на экономических расчётах, содержатся аргументы против американских ограничений европейской независимости и отмечается серьёзное воздействие на европейские компании новых антироссийских санкций. Правда, в документе не указаны весьма значимые геополитические аспекты, которые благоприятствуют развитию партнёрских отношений между Германией и Россией. Эти титаны уже пережили самую кровопролитную битву в мировой истории; более трёх столетий они яростно соперничали за господство в Восточной Европе – не настало ли, наконец, время для мира, сотрудничества и благополучия?
Американцы старательно используют любую возможность, чтобы оторвать Россию от Европы, однако вместо этого нужно стремиться к укреплению взаимосвязей и построению всеохватывающей архитектуры европейской безопасности, в которой Москва обязательно должна принимать участие. Подобное развитие событий не столь уж фантастично, учитывая недавние новости о восстановлении российских полномочий в ПАСЕ. Дальнейшему прогрессу может способствовать положительная динамика в тонком украинском вопросе. Определённо верным шагом представляется согласие России позволить германским и французским специалистам понаблюдать за ситуацией в Керченском проливе в начале этого года.
Тем не менее, некоторые беспринципные люди по обе стороны Атлантики по-прежнему стремятся внести враждебность в отношения с Россией. В самом деле, страшно подумать, сколько компаний, работающих в сфере кибербезопасности, пойдут ко дну, если Россия с Западом наладят хороший контакт. Многие вашингтонские аналитические центры будут вынуждены уволить целые полчища молодых специалистов по «гибридным войнам».
Как напомнить западным СМИ о российской угрозе? Один из вернейших способов – начать в очередной раз твердить о гибели малазийского самолёта. Напомним, эта страшная катастрофа, которую можно было не допустить, произошла в июле 2014 года и унесла 283 жизни. Но почему-то ни один журналист не задался вопросом о том, как гражданскому лайнеру разрешили лететь над территорией активных боевых действий, где в течение нескольких месяцев до этой трагедии был сбит не один самолёт. Разумеется, подобный подход обозначил бы ответственность сотрудников авиалинии и авиадиспетчеров аэропорта отправления, которые планируют маршрут полёта, не говоря уже о европейских компетентных органах.
Любой военный эксперт пояснит, что «туман войны» очень силён и гражданские войны отличаются крайней жестокостью. Приняв эти основополагающие факты, Европе, России и Америке необходимо объединить усилия, преодолеть антагонизм последних пяти лет и прекратить отчаянные попытки обвинить во всём какую-либо одну сторону. Похоже, что Владимир Зеленский бросил вызов «экспертам» и выступил с программой мира и компромисса, в результате чего одержал убедительную победу на президентских выборах. Если эти мирные предложения начнут претворяться в жизнь, им нужно оказывать всемерную поддержку. Восточноевропейским народам (и украинцам в частности) необходимо исцеление и примирение, а не наращивание напряжённости и безрассудное экономическое «разъединение».