Реальное значение проходящего сейчас визита в нашу страну председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, безусловно, возможно будет оценивать лишь некоторое время спустя, после того, как его переговоры с президентом России Владимиром Путиным выльются в нечто конкретное – вроде заключения новых межгосударственных договоров или сделок, значимых для
экономики обеих стран. Пока что радует то, что первые совместные заявления лидеров, пусть и состоящие в основном из самых общих фраз, наполнены оптимизмом и демонстрируют стремление к дальнейшему развитию сотрудничества. Углубление российско-китайского партнерства, не говоря уж о выводе его на качественно новый уровень было бы крайне выгодно и своевременно как для Пекина, так и для Москвы.
После состоявшейся в Кремле встречи с главой нашего государства, китайский лидер отметил, что отношения между странами «переживают сегодня наилучший уровень своего развития». В свою очередь, Владимир Путин заявил о выходе сотрудничества «на беспрецедентно высокий уровень», не преминув заострив внимание на том, что происходит это на фоне «углубляющегося конфликта с США». В связи с этим более, чем закономерным выглядит то, что единственная конкретная договоренность, о которой стало известно сразу после встречи глав государств, касается как раз расширения использования национальных валют – рубля и юаня не только в двусторонней торговле России и Китая, но и в финансировании инвестиционных проектов, количество и уровень которых должны возрастать. По сути, это – еще один весомый шаг, направленный на подрыв господства американского доллара.
Продолжая
политику настоящей «экономической агрессии» против Пекина, Вашингтон своими руками толкает его к поиску не только новых рынков сбыта для своих товаров, но и реальных союзников, способных «подставить плечо» в борьбе с государством, мнящим себя №1 на планете. И вот тут дальнейшее развитие событий зависит в первую очередь, как раз от Пекина. В прошлом году, пытаясь быть «дисциплинированными игроками» на геополитической «шахматной доске», где правила устанавливают Соединенные Штаты, китайцы, вслед за бизнесменами Запада принялись выводить из России свои капиталы. По данным, обнародованным в свое время Центробанком России, только за первое полугодие 2018 года в Поднебесную таким образом «сбежало» более миллиарда долларов, инвестированных ранее в экономику нашей страны. Объем китайских вложений в России сократился почти на четверть, и, что самое неприятное, более 90% этих сумм «вынимались» непосредственно из капитала отечественных компаний.
Нельзя назвать примерами плодотворного сотрудничества и многие другие моменты, серьезно омрачающие экономические отношения России и Китая. Речь, в первую очередь, об отказе Пекина от проекта трансконтинентальной высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия», которая должна была соединить Поднебесную не только с Россией, но и с Европой, его нежелании вкладывать деньги в газопровод «Сила Сибири» и некоторые прочие масштабные инфраструктурные проекты, которые Москва предлагала реализовать совместными усилиями. Да и бесконечное затягивание решения вопроса о выпуске юаневых ОФЗ, с помощью которых Россия опять-таки, планировала привлечь дополнительные инвестиции, тоже не кажется проявлением стремления к углублению экономической кооперации двух стран. По состоянию на конец прошлого года, объем вложений Китая в российскую экономику составлял примерно 1% от общих иностранных инвестиций Поднебесной.
Совместные военные учения, взаимная поддержка в Совете безопасности ООН и солидарность по ключевым внешнеполитическим вопросам, таким, как, например, поддержка законного президента Венесуэлы – это, конечно, замечательно. Однако, пора бы уже придать сотрудничеству более весомые, зримые, осязаемые и материальные формы. Возможно, именно сейчас настал момент для того, чтобы это, наконец, произошло. Простейший пример – вернуться к вопросу магистралей, идущих через Евразию, Пекин может заставить понимание того, что морские пути поставок в Китай сырья и экспорта производимых там товаров вполне могут оказаться под угрозой в случае дальнейшего ужесточения противостояния с США. Вашингтон, как-никак, обладает мощным океанским военным флотом и, при очень уж большом желании, может устроить китайским товарищам достаточно много проблем, перерезая налаженные и привычные маршруты.
Да и вообще, России и Китаю, фактически, не остается ничего, кроме как объединяться в противостоянии Соединенным Штатам, открыто провозглашающим эти государства не просто собственными конкурентами в борьбе за мировое лидерство, а именно врагами. США усиленно пытаются «выбить» наши страны с мировых рынков и занять там их место – пусть в российском случае речь идет об энергоносителях, а в китайском о высоких технологиях. А с экспортом оружия как из России, так и из Китая Вашингтон борется с одинаковым остервенением, не гнушаясь никакими средствами. Хотелось бы верить в то, что до весьма неглупых людей в Пекине, наконец, дойдет простая истина – как бы они не старались «мирно сосуществовать» с Соединенными Штатами, из этого не получится ровно ничего хорошего. Для Китая, естественно… Никакое усердное следование американским санкциям и прочим ограничениям в отношении третьих стран, не сделает их в глазах Вашингтона равными партнерами, с которыми нужно поступать честно. Если уж в Вашингтоне дошли до открытых заявлений о том, что главными угрозами национальной безопасности США сегодня являются корпорация Huawei и коммунистическая партия Китая, то дальнейший ход событий представляется более, чем предсказуемым.
К счастью, Поднебесная имеет ту особенность, что там абсолютное большинство серьезных экономических вопросов на самом деле решается исключительно с подачи государства. Исходя из этого, нынешняя встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина действительно может стать не продолжением слишком уж затянувшегося для обеих стран топтания на месте, а действительно новым шагом вперед, выгодным им обоим. Насколько это соответствует действительности, мы, уверен, узнаем в достаточно скором времени.