В древний Меконг, который в Лаосе метко называют Mae Nam Khong или «Мать вод», подобно высокотехнологичному божеству вторгается XXI век.
Добро пожаловать в Экономический Коридор Китай — Индокитайский полуостров, один из ключевых пунктов Новых Шёлковых Путей или Инициативы «Пояса и Пути».
Зрелище в Меконге — строящийся мост, часть 420-километровой высокоскоростной железной дороги стоимостью US$6 миллиардов долларов, связывающей расположенный в провинции Юнань город Куньмин со столицей Лаоса Вьентьяном и далее стремящейся объединить материковую Юго-восточную Азию вплоть до Сингапура.
Строящийся мост через Меконг для высокоскоростной железной дороги Куньмин-Вьентьян будет завершён в 2021 году как часть коридора, связывающего Китай с Индокитаем в рамках «Пояса и Пути». Фото: Пепе Эскобар.
Духовные начала
Соблазнительно считать мост связанным с «нага». В бесценной книге «Неувядающий священный пейзаж Нага» (The Enduring Sacred Landscape of the Naga), опубликованном Mekong Press, лаосцы-учёные Маиору и Феуифан Нгаосриватана в буквальном смысле моделируют фантастический мир живых существ в бассейне Меконга — тотемные рептилии, подобные змее, или ngu, крокодил, живущий в солёной воде (ngeuak) и сверхъестественное живое существо «нага».
Эти духи-хранители, хозяева вод и дождей, местные хозяева земли и стражи её плодородия, богатства и благосостояния — эти местные духи, укрощённые буддизмом, известны как нага. Поклонение нага — ритуалы, празднования, повседневная жизнь — тысячелетиями формировали жизнь и жизненные циклы население Меконга.
Новая «нага» примет форму произведённых в Китае высокоскоростных поездов — для пассажиров, конечно, но по большей части для грузов — пересекающих Меконг вдоль и поперек и в обход Морского Шёлкового Пути по Южно-Китайскому морю.
Цифры, названные министром государственных работ и транспорта, впечатляют — высокоскоростная железная дорога Куньмин-Вьентьян, строительство которой начато в 2016 году и должно быть завершено в 2021-м, насчитывает 72 тоннеля, 170 мостов; поезда пойдут по ней со скоростью 160 км/ч.
Экономический Коридор Китай-Индокитайский полуостров — один из шести основных коридоров Инициативы, намеченных ещё в марте 2015 года. Эти сухопутные артерии Инициативы — становой хребет сложного и цельного континентального массива, характеризующегося многочисленными слоями транспортирной, телекоммуникационной, энергетической инфраструктуры, финансовых, торговых, политических и экономических проектов и соглашений.
Лаосский мини-бум
Северный Лаос, лабиринт гор, джунглей и нескольких рек, долгое время был фактически изолирован, пока открытие границ с Вьетнамом и Китаем не привело к огромным экономическим и демографическим трансформациям — причём традиционно основанное на рисе сельское хозяйство уступило дорогу испытанному товарному сельскохозяйственному производству.
Лаос зажат между влиятельными соседями — Китаем и Таиландом.
Экономический Коридор Север-Юг — предпочтительная стратегия и Китая, и Таиланда по развитию коммерции, туризма и инвестиций в Лаос. Меньшинства горных народов связаны с китайской культурой, а такие как Чин Хо, Акха, Яо и Хмонг, с которыми я говорил на лаосском и кто знает лаосскую культуру, стали идеальными посредниками и партнёрами.
В эру Инициативы связи с Китаем в форме и официальной, и неофициальной экономики, теперь перевешивают связи с Таиландом. Вьентьян — не сказать, чтобы правительство было прозрачным — поощряет китайские инвестиции крайне сомнительной ценности в роскошные гостиницы, торговые центры и казино в Особых Экономических Зонах вдоль китайской границы.
В то же время китайские компании вливают миллиарды долларов в промышленное развитие этих зон, равно как и в дамбы, шахты и плантации каучука.
Железная дорога на верном пути
Своего рода мини-бум сейчас происходит в трёх северных провинциях Лаоса — Луангнамтха, Удомсай и Луангпхабанг. Более 7 000 лаосцев работают на железной дороге Куньмин — Вьентьян, большинство из них местные, проживающие неподалёку.
Но всё меркнет в сравнении с более чем 40 000 китайцев, работающих на шесть китайских подрядчиков в шести различных сегментах, контроль за которыми осуществляет Хуанг Дифи, председатель Лаосско-китайской железнодорожной компании и генеральный менеджер Международных железных дорог Китая.
Дорога будет на 70% профинансирована Пекином, остающиеся 30% даст Вьентьян — в грубом приближении $840 миллионов — и поддержана китайским займом под низкий процент на $500 миллионов. Лаосская бокситовая шахта плюс три калиевых шахты обеспечены китайским займом.
Связка Куньмин-Вьентьян представляет собой яркий пример того, как проекты Инициативы обычно сталкиваются с лабиринтом политических и финансовых препятствий. Первоначальная задумка 2011 года предшествовала Шёлковым Путям, они появились в 2013-м. Основные проблемы касались токсичной почве для выравнивая развития — ситуация не слишком отличающаяся в Камбодже и Мьянме.
В Луанпхабанге мне рассказывали о бесчисленных случаях, когда жителей деревень вынуждали покидать свои дома, и которые всё ещё ждут справедливой компенсации со стороны Вьентьяна. В Лаосе ошеломляюще 242 различных категории компенсаций — охватывающие всё, от деревьев манго возрастом пять и более лет до лиственных и тиковых деревьев до одного года, не говоря уж о земле для основных транспортных узлов.
На самом деле бывшая королевская столица — хрупкая драгоценность, которую необходимо сохранить от орд массового туризма любой ценой — привлекает больше внимания в ЕС и АСЕАН, не говоря уж о ЮНЕСКО, чем бюрократов Вьентьяна.
Все эти тревоги по крайней мере исчезают каждое утро во время binthabat, ритуала сбора риса, когда вереницам буддистских монахов женщины, стоя на коленях, предлагают рис в чашах для еды.
Шёлковый путь (в джунглях)
В смысле Глобального Юга Лаос переживает бум. В Юго-восточной Азии китайская стратегия по большей части сконцентрирована на Лаосе и Таиланде. Пекин ожидает, что соблазн пограничных особых экономических зон способен убедить скептичные Вьетнам и Мьянму в китайской «гибкости».
Намного больше, чем процентные ставки по китайским займам — которые и в самом деле малы — особую тревогу в Лаосе вызывают связанные с влиянием на окружающую среду проектов Инициативы, и тот факт, что Лаос бедная транзитная страна, лишённая выходов к морю, возможно, в будущем она будет платить непропорциональную цену в социальном плане и в плане охраны окружающей среды за проекты, которые выгодны главным образом китайской экономике.
Резкий контраст предлагает «Ок Поп Ток» где в Лаосе Восток встречается с Западом, местная модель справедливой торговли, устойчивого бизнеса, социально-значимых предприятий, основанная лаоской и англичанкой в 2000 году, под управлением женщины и в пользу лаосских женщин.
«Ок Поп Ток» начала с пяти ткачих, а теперь объединяет их более 500 в деревнях по всему Лаосу. Производство текстиля в Лаосе составляет крайне важную культурную ценность. Технические и изотерические знания передаются из поколения в поколение в каждой деревне особой подгруппы, это мощный сигнал сильной культурной принадлежности.
Шёлк культивируется в Лаоса более 1000 лет. Компания «Ок Поп Ток» сумела собрать мастериц ткачества с использованием технологий этнической группы тай-кадай, которая ими пользуется с 800 до н.э., когда они покинули Юньнань.
Конечно, всё там природное — натуральные красители, ручная работа. Я не смог устоять перед совершенно потрясающим шёлковым молитвенным флажком, спрядённым Менг. Поддержка этого ремесленного знания переходит на сельское население, остающееся в своих сообществах вместо того, чтобы делать ставку на обычный проблемный исход в города.
К тому же «Ок Поп Ток» продвигает ремесленников хмонгов. Это анимисты, которые пришли с Тибета и Монголии в начале 19 века. В Лаосе более 49 этнических групп. Западники различают их по языковым группам — мон, кхмеры, китайско-тибетская, тайская, кадай — а в Лаосе их воспринимают по месту, где они живут — на равнине, на плато или высоко в горах.
Это крайне сложная хрупкая социальная система и система окружающей среды, которой с 2021 года придётся учиться сосуществовать с эрой высокоскоростной «нага».