Во вторник, 19 марта, президент Казахстана Н.А. Назарбаев в телеобращении к нации объявил о своей отставке: «Уважаемые казахстанцы! Полагаю, что наступил момент для подписания соответствующего указа». И подписал.
Назарбаев правил Казахстаном без малого тридцать лет. С 22 июня 1989 года, когда он стал первым секретарём ЦК КП Казахстана, и вплоть до нынешнего дня. А полностью самодержавного правления (с тех пор как распался СССР) было двадцать семь лет с лишним.
Когда уходят от дел такие Мафусаилы, очевидно, что это новость номер один, причём не только для его подданных, но и для сопредельных (а также более отдалённых) стран. Как бы ни относиться к правлению Назарбаева, но тридцать лет стабильности и мира на весьма и весьма неспокойном послесоветском пространстве дорогого стоят. Что будет теперь и что станет со стабильностью — для всех вопрос вопросов. Преемственность власти — дело непростое.
Притом что Восток — дело тонкое и Назарбаев хоть и ушёл, но не совсем. Если Б.Н. Ельцин в телеобращении от 31 декабря 1999 года сказал как отрезал: «Я ухожу. Я сделал всё что мог. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше», — то Назарбаев уточнил: «Как вам известно, нашими законами я наделён статусом первого президента — елбасы («лидер нации»). Остаюсь председателем Совета безопасности, который наделён серьёзными полномочиями. Остаюсь председателем партии «Нұр Отан», членом Конституционного совета. То есть остаюсь с вами».
И присовокупил: «Вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования».
После чего сообщил, у кого в руках будут державные бразды. Дело в том, что Основной Закон Казахстана в части, касающейся досрочного прекращения полномочий президента, более американский, нежели российская Конституция. Если в России предписано в таких случаях непременно проводить через три месяца новые выборы, то в Казахстане ст. 48 Основного Закона предписывает: «В случае досрочного освобождения от должности президента РК полномочия президента на оставшийся срок переходят к председателю сената парламента». То есть глава верхней палаты в таком случае исполняет роль вице-президента США.
Срок Назарбаева истекает в конце апреля 2020 года, а до этих пор (ещё целый год) президентом будет председатель сената Касым-Жомарт Токаев. Карьерный дипломат ещё с советских времён, которого Назарбаев всячески нахваливал.
А как будут развиваться события за этот год — гладко или не очень гладко, — вряд ли кто-нибудь может верно предсказать. Рядом Китай со своими интересами, в самом Казахстане полно всяких красивых западных НКО, а ещё есть исламисты. Как всё это сопрягать, да ещё и учитывать интересы России и ЕАЭС — кто бы знал. Казахстан — достаточно лакомый кусок для всех. Будем надеяться, что елбасы с Токаевым всё это удержат.
Но при любом исходе бывший СССР лишился дуайена, то есть старейшины.
Давно ушли Ельцин, Кравчук и Шушкевич. В Средней Азии одних лидеров (Каримова и Ниязова) унесла Разлучительница собраний и Разрушительница наслаждений, другие (Акаев) были низвергнуты «цветной» смутой. На Кавказе и вовсе шла нескончаемая чехарда.
И только неподвластный времени Назарбаев оставался с 1991 года. С той поры, когда диадохи делили СССР. Он последний диадох, и с его уходом СССР окончательно делается давней историей.