Объединенная Европа все ближе приближается к 29 марта — дате, после которой она может перестать быть объединенной.
На этот день назначен Brexit (выход Великобритании из Евросоюза, за который британцы проголосовали на референдуме 2016 года) и его с напряжением ждет не только сама Великобритания. От исхода того, что происходит сейчас на Британских островах, во многом зависит то, как дальше будет развиваться ситуация внутри всей остальной части Евросоюза. Но, конечно, в первую очередь это касается самих британцев. Именно они будут принимать окончательное решение. И именно они будут в первую очередь сталкиваться с последствиями. А это значит, страсти там кипят не на шутку.
13 марта стало известно, что палата общин британского парламента проголосовала против выхода страны из Евросоюза без сделки с Брюсселем. Здесь необходимо пояснить, о чем именно идет речь. Той самой «сделкой» называется комплекс условий, на которых Великобританию готовы отпустить из Евросоюза, не налагая на нее санкций и не устраивая ей, по сути, экономическую войну. Об условиях этой сделки правительство Терезы Мэй пыталось договориться со странами старого континента на протяжении всего минувшего года.
Существует всего два варианта Brexit: так называемый «мягкий» вариант («soft brexit»), предусматривающий заключение сделки и сохранение Великобритании в ряде совместных структур ЕС даже после выхода, ну и «жесткий» Brexit («no-deal»), означающий полный разрыв и построение дальнейших отношений исключительно на основе двусторонних договоров.
Именно против второго варианта и проголосовал недавно британский парламент. Надо отметить, что Тереза Мэй, приходя к власти, заявила, что Brexit все равно состоится 29 марта 2019 года. Нынешнее же голосование всего за две недели до этой даты весьма напоминает его отмену или, как минимум, существенную отсрочку. Но это только на первый взгляд.
Да, конечно, на вид результаты голосования выглядят внушительно: 321 депутатских голоса против 278. Но правда в том, что это постановление носит рекомендательный характер и процессуально на решение правительства через две недели оно никак не повлияет. По сути, британский парламент умыл руки и переложил всю ответственность на Терезу Мэй.
Безусловно, большая часть британского истеблишмента очень хочет отыграть все назад, а также периодически запускает в эфир идею о повторном референдуме. Но правда в том, что решиться напрямую отменить или отсрочить Brexit они не могут. Даже, несмотря на то, что последствия для британской экономики будут действительно весьма суровые. И это проявляется уже сейчас.
Так в чем же причина? Для этого необходимо понять, почему именно рядовые британцы три года назад проголосовали за Brexit.
А причиной здесь стали явления, корни которых куда глубже нынешней ситуации. По сути, сейчас за Евросоюз в Британии выступают только крупные города, и то не все. Но все, что находится за их пределами, резко против ЕС. И связано это с тем, что за несколько последних десятилетий в Великобритании произошел экономический крах целых регионов, некогда бывших мотором британской промышленной революции.
Произошло это в результате деиндустриализации, начатой еще Маргарет Тетчер. В итоге угольная промышленность в стране прекратила существование вообще. Сталелитейные заводы закрываются один за другим. Бывшие шахтерские и промышленные регионы - Кент, Южный Уэльс, Корнуолл и Линкольншир - беднейшие регионы Северной Европы. По подсчетом самого ЕС, население там беднее, чем в депрессивных районах Болгарии или Румынии. Причем касается это даже крупных городов: к примеру, из Дувра сейчас уходит даже «Макдональдс».
Евросоюз платит этим регионам дотации, но выглядят они попыткой откупиться без решения проблем: о создании рабочих мест или предоставлении шанса на получение образования речь не идет — в районах за пределами таких городов, как Лондон, Кардифф и Ливерпуль царит абсолютная безысходность и именно это является правдой жизни современной Англии.
Разумеется, прямая вина Евросоюза здесь отнюдь не во всем. Но именно в рамках его правил собственнику ряда заводов в Южном Уэльсе было выгодно закрыть именно их, а не аналогичные производства в Нидерландах. И так происходило практически во всех сферах. В итоге значительная часть населения того же Южного Уэльса мечтает эмигрировать из страны (такое чувство, речь идет о каком-то государстве Ближнего Востока или Африки). Проблем этих людей ЕС решить не в состоянии, а это вызывает настолько резкое отторжение в огромной части населения страны, что правительство и парламент попросту боятся отменять «Брексит».
Да, конечно, в том социальном кошмаре, который тихо и извне незаметно настал на британской земле, Евросоюз основной вины не несет. Но, по сути, Brexit - это приговор всей европейской неолиберальной экономической модели, уничтожающей промышленность не только в Англии и Уэльсе. Ну, или, как минимум, это последний звонок. Именно поэтому в самой Европе с таким вниманием смотрят на происходящее в Британии. Что ж, 29 марта уже не за горами. Источник: nahnews.org.
Рейтинг публикации:
|