Беспрецедентное, в нарушение всех дипломатических норм, заявление посла США Йованович, в котором она в категорической форме потребовала увольнения Н. Холодницкого, говорит о многом.
Во-первых, США признали, что все их усилия в течении трех лет выстроить независимую от политического влияния Президента антикоррупционную вертикаль, потерпели полное фиаско. О неизбежности такого финала я писал неоднократноВо-вторых, это, вне всякого сомнения, «черная метка» для Порошенко и Луценко.
В-третьих, США уже более не считают необходимым скрывать факт своего фактического контроля над Украиной. Именно контроля, а не международно признанного и одобренного протектората.
В-четвертых, США будут переходить к преследованию украинских чиновников за совершенные коррупционные деяния, замораживать их счета и активы. И первыми будут, конечно, Свинарчуки.
Достигнут ли США своей цели? Смогут ли они принудить сопротивляющийся правящий класс создать независимую от них антикоррупционную вертикаль, которая будет сажать их в колонию с полной конфискацией имущества?
К сожалению, нет. Потому что для успеха в этой борьбе американцам необходимо опираться на мощное гражданское давление на коррумпированную элиту снизу. Но такого давления нет, потому украинское общество еще крайне не зрелое и политически апатичное. Если американцы будут проявлять активность, то максимум что они смогут достичь, это создать антикоррупционную вертикаль, состоящую из своих собственных «сукиных сынов», типа Сытника, которые будут коррумпированны, но... неприкосновенны в силу личной преданности заокеанским хозяевам. Это дискредитирует всю идею антикоррупционных органов и нанесет огромный ущерб имиджу США, чем не замедлит воспользоваться Россия.
Нынешнее положение Украины очень напоминает Речь Посполитую в начале 60-х годов XVIII века, когда Россия смогла взять над ней полный контроль. Тогда фактическим руководителем Речи Посполитой стал российский посол князь Николай Репнин (на иллюстрации справа — ред.) Подобно Йованович, Репнин неприкрыто решал все кадровые вопросы. В частности, приказал арестовать и выслать в Калугу некоторых активных противников своей политики, таких как Юзеф Анджей Залуский и Вацлав Ржевуский. Польская шляха согласилась на российский контроль, чтобы обезопасить себя от притязаний со стороны Пруссии. Кончилось, однако, все это тем, что Пруссия и Россия в конце концов договорились о разделе Польши, признав ее несостоятельной к самостоятельному управлению.Всякая аналогия, конечно, страдает, но если кто-то думает, что переход Украины под полный американский контроль, это благо, то он наивен. Любой контроль, какие бы благородные цели он не ставил, всегда означает факт признания несостоятельности контролируемой страны, а также углубление раскола по линии «патриоты» — «коллаборанты». А признание несостоятельности, т. е. failed state , если оно длится долго, может поставить на повестку дня вопрос о территориальных претензиях. Именно так все это и произошло с Речью Посполитой. Да и наша элита до боли напоминает безответственных и эгоистичных польских шляхтичей.
фото: buzina.org
Андрей Головачев (Украина)