28 и 29 июля по всей стране прошли митинги оппозиции против пенсионной реформы. Наиболее массовыми стали две акции в Москве, которые были организованы КПРФ и ЛПР (Либертарианской партией России), однако и их нельзя назвать удачными, на митинг коммунистов по данным «Белого счетчика» пришли 12 тысяч человек, на акции ЛПР было и вовсе около 5,5 тысяч. «Актуальные комментарии» спросили политолога Михаила Карягина о том, почему столь резонансная проблема привлекла так мало людей.
— Главной причиной является тотальное недоверие оппозиционным силам, о котором я уже говорил, однако на этих выходных стало окончательно ясно, почему же люди не верят ни одной из политических сил. Граждане приходят на акцию против пенсионной реформы и видят, как за их счет оппозиционеры пытаются увеличить свой политический капитал. Если посмотреть на риторику и формат акций коммунистов, то видно, что это чистой воды предвыборный митинг для их кандидатов. Если посмотреть на митинг ЛПР, то о пенсионной реформе там было несколько слов, а потом классическая либеральная повестка: люстрации, коррупция, свободу.
Нормально ли, когда политики используют общественные проблемы в своих целях и играют на них? Конечно, но везде нужно сохранять баланс. Люди приходили на митинг против повышения пенсионного возраста, но оказались на акции в поддержку кандидата в мэры Москвы от КПРФ Вадима Кумина, кандидата в губернаторы Московской области Константина Черемисова. Непонятен для граждан и этот наивный обман коммунистов, о том, что на акции якобы было 100 тысяч человек. Ладно, если бы «Белый счетчик» давал 90 тысяч, а организаторы решили немного преувеличить, но завысить число участников практически в 10 раз — это еще одна явная попытка использовать митингующих в своих целях, продемонстрировать власти «широкую общественную поддержку».
Коммунисты решили не вкладывать много сил в организацию, не заниматься развитием протеста, а быстро в формате «здесь и сейчас» получить эффект от резонансной темы. Однако учитывая общий уровень недовольства пенсионной реформой, очевидно, что настоящие 100 тысяч на Сахарова — не предел, но КПРФ согласилась на 12 тысяч сейчас.
С ЛПР все еще более прозрачно. Это непрофильная тема для них, поэтому повышение пенсионного возраста эксплуатируется для продвижения собственной протестной повестки. Несмотря на поддержку акции со стороны Навального и других оппозиционных сил, на митинг пришло всего лишь 5,5 тысяч.
И последнее — это отсутствие позитивной повестки. У коммунистов звучали хоть какие-то предложения, но все они крутились вокруг тезиса «забрать у богатых и отдать бедным», об этом они говорят всегда. Конкретных предложений параметров пенсионной реформы нет. Рациональный индивид в такой ситуации задается логичными вопросами: зачем ходить на акции, где меня используют, зачем поддерживать политиков, которые ничего не предлагают, и последнее — что в таком случае делать? И этот вопрос — самый интересный. Негатив, безусловно, есть. В уличные протесты он не переходит, онлайн пространство дает выход эмоциям, но этого недостаточно. Интересно, в каких формах будет развиваться протест.