В этом году Донецку, который вот уже четыре года на слуху у всего мира, исполняется 149 лет. За годы своего существования он носил разные имена - Юзовка, по имени отца-основателя города, Троцк (версия с Троцком так не нашла своего документального подтверждения, но активно звучит на уровне городских легенд) и Сталино.
Донецк в чём-то заложник стереотипов, имиджа, прилагательное «донецкие» в разные времена звучало то гордо, то уничижительно. Какой же он на самом деле, этот воюющий пятое лето подряд стальной град на реке Кальмиус? Промышленная столица Украины, родина легендарного ФК «Шахтёр», колыбель региолекта. В чём его сила, откуда он черпает мужество и почему так упорно сражается за право быть включённым в русское культурное пространство?
Я решила написать эту подробную статью для тех, кто ни разу не был в Донецке и вынужден судить о наших буднях по отрывочным сведениям, получаемым через современные СМИ, которые, взяв высокий военный градус, пишут об обстрелах, но забывают при этом рассказать о жизни в самом городе. Конечно, лучше один раз увидеть, чем прочесть, но сегодня я буду вашими глазами!
1. «И у каждого в городе оставалась мать, в городе миллиона прекрасных роз».
Донецк называли и продолжают называть городом миллиона роз. Первый секретарь донецкого обкома партии Владимир Дегтярёв (с 1964 года по 1976 год) был неравнодушен к этим цветам и по его приказу в городе высадили миллион кустов роз — по количеству жителей.
И сейчас первое, с чем сталкивается приезжий в Донецке, это розы. Всевозможные розы самых разных сортов, огромное количество цветов и расцветок, высокие и низкие, крупные и совсем миниатюрные, приводящие в восторг своею красотой и невероятным ароматом. Розы начинают цвести весною и отцветают только ближе к осени, ранние и поздние сорта роз высажены таким образом, что создаётся впечатление, что город всё лето в цвету.
Вечером, когда наконец спадает жара, и цветы начинают пахнуть интенсивней, чем днём, по бульвару Пушкина стелется аромат донецких роз. Это удивительный запах, он не похож на запах синтетической розовой воды, которой так любят сбрызгивать кожу красавицы, в нём меньше резкости и больше травяных нот.
Золотой век донецких роз пришёлся на 80-е годы прошлого века. Именно тогда розы высаживали абсолютно везде, а не только на клумбах, которые специально для этого предназначены. В любом дворе цвели и пахли розы, любой клочок земли использовался под цветы, розы встречались в самых неожиданных местах. Розы, с лёгкой руки Владимира Дегтярёва ставшие символом современного Донецка, и сегодня в миллионном количестве украшают город угля и стали. Это обстоятельство приводит приезжих в восторг, они с трудом соотносят в голове шахты, войну и прекрасные цветы.
2. Страна Террикония
Терриконы — конусообразные отвалы пустой породы, поднятой из недр при добыче угля, располагаются при шахтах. Средняя высота от 55 до 80 метров. Слово происходит от двух французских слов «Terri», означающего «отвал породы» и «Conique» — «конический». Изначально это слово так и произносили: «терриконик», но позже окончание, принятое за ласкательный суффикс, исчезло. В Донецке их более ста: от огромных до маленьких, от лысых до густо поросших деревьями, от конусообразных до плосковершинных, от старых, порыжевших от внутренней температуры, до новых серых.
Как их только ни называют — степные исполины, рукотворные горы, величественные холмы. Для коренных жителей терриконы — явление обыденное, для приезжих — диковинное. Терриконам Донецка дают имена, о них сочиняют стихи и слагают песни. Дончане вряд ли способны представить панораму города без этих рукотворных гор. Самый высокий донецкий террикон принадлежит шахте имени Челюскинцев, имеет уникальную трёхглавую форму и достигает в высоту 110 метров.
Терриконы располагаются, как в черте города, так и за её пределами, если подсчитать все, даже маленькие «дворовые», то наберётся около 140. Несколько лет назад проводился опрос «Нужны ли Донецку терриконы?» Чуть более половины опрашиваемых ответили, что нужны именно в первозданном виде, тридцать процентов участвовавших в анкетировании выбрали пункт «Нужны, но их надо озеленять», остальные высказались за рекультивацию.
Донецкие терриконы имеют свою историю и многие из них стали достопримечательностями города. Один из знаменитых терриконов прошлого — террикон рядом со старым стадионом ФК «Шахтёр» в парке имени Щербакова. Болельщики, если у них не было денег на билет, часто рассаживались просто на терриконе и с его вершины наблюдали за игрой любимой команды.
В Черногвардейском районе высится террикон, напоминающий своим видом коровьи рога. Городская легенда гласит, что в этой «шахтёрской горке» сидит корова Доброго Шубина. Добрый Шубин — персонаж шахтёрского фольклора на Донбассе, горняцкий дух, похожий на гнома, «хозяин шахты» и покровитель шахтёров.
На вершине Евдокиевского террикона шахты номер семнадцать в 70-е годы прошлого века умельцами был поставлен железный олень. Поставлен просто так, для красоты. И действительно, когда проезжаешь мимо этого террикона вечером, в лучах закатного солнца кажется, что олень вовсе не железный, а волшебный сказочный, состоящий из золотых солнечных лучей.
3. «Ничто так не ласкает слух, как «шо»…»
Удивителен говор дончан, филологи величают его региолектом, местные просто называют скрежетливым словом «суржик». Исторически так сложилось, что промышленный регион Украины говорил на русском языке. Он был выбран в качестве общего знаменателя для нашей многонациональной местности.
Естественный выбор в пользу русского был связан с тем, что промышленность было легче развивать именно в русском языковом поле, да и сами инженеры были преимущественно из России, в то время, как сельскохозяйственные области Украины традиционно тяготели к украинскому языку.
На «суржике», которому в большей степени характерна украинская грамматика, но русско-украинская лексика, говорят многие деревни и сёла Донецкой области, сам же промышленный центр говорит в основном на русском языке с единичными вкраплениями украинизмов: ставок (пруд), скибка (долька), друшляк (дуршлаг) и т.д.
Донецкой речи характерны: фрикативный «г», звук, доставшийся в наследство от украинского языка, особое «аканье», «шо» вместо «что». В Донецке и окрестностях отсутствует редукция. Всем известен говор москвичей, в котором сокращаются гласные в устной речи, так от Москвы остаётся почти «Мсква», на Донбассе Москва звучит, как «Масква». Помимо очевидных украинизмов региолект Донецка включает в себя слова, связанные с профессиональной шахтёрской деятельностью. Тормозок (еда, которую берут для перекуса во время работы под землёй), коногонка (переносной фонарик, крепящийся к шахтёрской каске), копытные (раньше — оплата времени, когда шахтёр от клети идёт к месту выработки, а сейчас — сдача, которую оставляет себе гонец), киндейка (сарайчик для инструментов), кайбаш (небольшой склад) и т.д.
В систему донецкого региолекта включено более 600 слов, отличающихся от литературного стандарта, и несколько особых морфологических конструкций. В Донецке «говорят за кого-то», а не о ком-то, «скучают за кем-то», а не по кому-то, «смеются с кого-то», а не над кем-то. Есть слова, которые давно стали визитной карточкой региона и особым маркёром, по которым дончане узнают своих. Пайта (свитер), тремпель (плечики), брасматик (тушь для ресниц), досточка (дощечка) и т.д.
4. «Насыпь мне борща!» или дело синеньких
Продолжая тему говора и, переходя к новому пункту, гастрономическому, хочется сказать, что донецкие хозяйки варят не просто гениальный борщ, но ещё и такой, который надо не наливать, а именно «насыпать ополоником». Вообще, донецкая культура питания невероятно разнообразна. Это касается и домашней стряпни, и ресторанной. Появившаяся на стыке, вобравшая в себя лучшее из украинской и русской кухонь: от знаменитого борща, в котором стоит ложка, до сибирских пельменей. Донецкие хозяйки умеют и любят готовить, во многих семьях настоящий культ еды. Это относится не только к праздничным дням, но и к будням.
Донецкие женщины умеют готовить абсолютно всё, они накрывают столы невероятной красоты, уделяя внимание не только вкусу блюд, но и внешнему виду, особенно это касается кондитерских изделий. Особняком стоит «закупорка», у каждой уважающей себя хозяйки есть свой собственный (доставшийся от мамы или бабушки) рецепт солёных огурчиков, помидорчиков и прочих овощей, а также несколько способов варить варенье не только из традиционных ягод, а и из продуктов, которые на первый взгляд не совсем предназначены для этого. Если вам, дорогой читатель, посчастливится попасть в гости к донецкой семье, голодным вас точно не отпустят. Дончане хлебосольны и щедры, для них дело чести — накормить гостя, произвести на него впечатление, даже в ущерб себе.
Особого внимания заслуживает донецкая чайная церемония. Мне кажется, это нам досталось от основателя города Джона Юза, чисто английская традиция пить чай на новый донецкий лад. Чаепитие в Донецке — это не просто похлебать пустенького чайку на кухне, это театральное действо, во время которого хозяйка мечет на стол варенья, плюшки, халву, сухарики, тортики, пирожные и прочие высококалорийности. Донецкий чай — это самый настоящий полноценный приём пищи, а не дополнение к обеду или ужину.
В городе много заведений общественного питания, если сравнивать цены с московскими, то можно отметить, что средний чек в среднем кафе где-то в 5-6 раз меньше, чем в столице в аналогичных по уровню местах. Блюда, которые можно назвать исключительно донецкими: котлета по-донбасски, донецкий салат из скумбрии, солёные синенькие по-донецки (они же баклажаны), донецкий борщ, его можно было бы считать традиционным, если бы не одно но — в приготовлении используются килька или бычки в томате.
Вот первые четыре причины, по которым следует посетить наш шахтёрский край. Увидеть своими глазами город миллиона роз и его величественные рукотворные горы, услышать музыку донецкой речи и отведать местной пищи, полюбоваться на самых красивых женщин и узнать секрет пальмы Мерцалова, но это я уже забегаю вперёд во вторую часть этой статьи про Донецк.
Двенадцать причин приехать в современный Донецк. Часть II
Многие знают, что до 1961 года Донецк носил название Сталино, но немногие вспомнят, что изначально город назывался Сталин. Под этим именем он был с 1924 года по 1929 год. Решение о переименовании Юзовки в город Сталин приняли на пленуме Юзовского окружного исполкома 8 марта 1924 года
На первый взгляд кажется, что город был назван в честь Иосифа Виссарионовича Сталина, на самом же деле Юзовку переименовали в Сталин с целью увековечить память недавно умершего Владимира Ильича Ленина.
Изначально предложили дать такое название городу, чтобы оно было прямо связано с именем Ленина или каким-либо его псевдонимом, но оно было отвергнуто в силу нескольких причин: во-первых, его имя получил к тому времени Ленинград, во-вторых, посчитали, что маленькая на тот момент Юзовка не соответствует масштабам громкого имени вождя.
Создатели нового имени города стремились как-то опосредованно связать его с личностью Ленина, прибегнув к популярной в те годы метафоре. В округе преобладала стальная промышленность, а сама революция, по словам Ленина — это локомотив, сделанный из стали, на котором машинистом и был сам товарищ Ленин. Исполком посчитал, что символом, характеризующим покойного вождя, является «Сталь» и решил переименовать город Юзовку в город Сталин, а округ и завод называть Сталинскими. Так люди, проживающие на берегу реки Кальмиус, стали стальными.
5. Стальной характер
Нам свойственно приписывать те или иные черты людям, проживающим на определённой территории или относящимся к определённой национальности, это находит отражение в песенном фольклоре, в большой литературе, в анекдотах и т.д. Происходит некое обобщение и упрощение в контексте прожитого и пережитого, история склонна судить всю общность по поступкам самых ярких её представителей. Те, кто дошли до вершины, заслуживают или благоговенье, или порицание. Когда ставят те или иные клейма, полутона почти не учитываются, под определённым ракурсом берётся основная черта и гиперболизируется.
Донецк — город промышленный, профессии, которые были здесь в почёте в XX веке, связаны с тяжелейшим физическим трудом и риском для жизни. Добыча угля в шахтах Донбасса — это всегдашняя игра со смертью в связи с высоким содержанием метана в угле и вмещающих породах. Это наложило отпечаток на наш язык, никому не хочется идти в «последнюю» смену, поэтому ходят в «крайнюю», потому что последняя смена — это трагично, кажется, что после неё ничего нет.
Когда ты каждый день спускаешься в шахту и не знаешь, поднимешься ли на поверхность, когда ты каждый день преодолеваешь самый сильный человеческий страх, страх смерти. Это неизбежно накладывает отпечаток на твой характер, на характер твоей жены, на характер твоих детей, на характер твоих детей, etc. Дончане по сути своей высококлассные командные игроки, готовые поддержать и подставить плечо, они невероятно сильны духом. Когда в город пришла война, и надо было сплотиться внешне и внутренне, чтобы держать оборону перед смертью, они сделали это, многие ценою собственных жизней.
Донбасский характер появился не вчера, он воспитывался поколениями. Донбасский характер — это когда зелёный росток пробивается сквозь асфальт, вопреки всему, это выдержка, бесстрашие и вера в то, что всё можно пережить. Характер — это прежде всего глаза. Я помню глаза шахтёров из моего детства, светлые и тёмные, подведённые углём, ясные добрые глаза. Я сегодня вижу глаза мужчин и женщин моего города, и независимо от профессии и возраста их обладателей, в этих глазах есть свет. Это свет мужества, стойкости, любви к собственной земле. Я называю этот свет коногонным.
Конечно, странно говорить о глазах местных жителей, как о причине увидеть современный Донецк, но поверьте мне — те, кто хоть единожды побывал здесь, вспоминают в первую очередь удивительных мужественных людей, а уже потом говорят о терриконах и копрах, о кудесниках-кузнецах и множестве благоухающих роз.
6. «Из города, где пальмы куют из рельсов…»
В 90-е годы ХХ столетия в Донецке возникло неформальное объединение мастеров художественной обработки металла «Гильдия кузнецов Донбасса». Одним и самых известных проектов Гильдии кузнецов Донбасса является Парк кованых фигур — это парк со скульптурными композициями, выкованными из металла. Автор и руководитель проекта — Заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук.
Парк был открыт в августе 2001 года. Такое же название получил и международный фестиваль кузнечного мастерства, ежегодно проходящий в Донецке. В этом году пройдёт двадцатый юбилейный фестиваль. Традиционно работы, изготовленные к фестивалю, остаются в парке как подарок городу. На сегодня в парке 231 скульптура. Парк кованых фигур признан уникальным в Европе, вот уже десять лет Донецк как полноправный член входит в «Кольцо европейских городов-кузнецов».
В 2015 году кузнецами Донецка был создан памятник «Погибшим гражданам Донецкой Народной Республики», представляющий собой четыре пятиметровых кованых розы. Шипы на стеблях роз по форме напоминают гильзы, а в основании памятника находится снаряд «Града». У памятника два посыла — увековечивание памяти и провозглашение победы жизни и красоты над смертью и войной. Розы, выросшие из разорвавшегося артиллерийского снаряда, — это олицетворение стойкости и силы духа, современное лицо стального города. Саму гильзу делали кузнецы из Снежного (город на территории ДНР), а розы ковали мастера Гильдии кузнецов Донбасса.
Большая известность в городе и за его пределами пришла к донецкому кузнецу Виктору Михалёву благодаря работам с использованием настоящих осколков, кусков снарядов, различных гильз. Многие дончане и гости города обзавелись его коваными розами, растущими из настоящих отработавших боеприпасов. Мастера кузнечного дела знают, что у смертельного металла не хватает ковких свойств, но это не мешает Виктору Михалёву использовать его для своих инсталляций. Он берёт за основу реальный отработавший боеприпас (или несколько) и крепит к нему выкованную розу.
Венцом кузнечного искусства Донбасса, с которого и началась традиция, является знаменитая пальма Мерцалова, изображённая на гербе Донецкой области. Пальма была выкована из рельса в конце 1895 года кузнецом металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» Алексеем Мерцаловым с помощью молотобойца Филиппа Шкарина и других рабочих завода. Рельс был выбран в качестве исходного материала в рекламных целях, высота пальмы составляет 3 метра 53 сантиметра. На её создание у Мерцалова ушло три недели. На верхушке пальмы расположен венчик, а вокруг ствола десять листьев. Листья пружинят, хотя они выкованы из стали и составляют единое целое со стволом.
В 1900 году пальма Мерцалова выставлялась на Всемирной промышленной выставке в Париже, на которой павильон «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» получил Гран-при. После участия в Парижской выставке пальма с макетом шахты были переданы на хранение в музей Горного института в Санкт-Петербурге, где оригинал пальмы Мерцалова хранится по сей день. В конце 1990-х — начале 2000-х годов были обращения к руководству музея Горного института с просьбой о возврате пальмы Мерцалова в Донецк, но они не увенчались успехом.
В 2007 году копия пальмы Мерцалова, выполненная мастерами «Гильдии кузнецов Донбасса», появилась на бульваре Пушкина в Донецке, но выкована она была уже не из рельсы, а из дамасской стали. Вес копии около 500 килограммов, каждый лист состоит из 120 слоёв металла.
7. Clean cleanом вышибают!
В 1970 году Донецк по версии ЮНЕСКО был признан самым чистым промышленным городом мира. И по сей день гости города не перестают изумляться чистоте донецких улиц, проспектов, площадей, бульваров. Говорят, работа хорошей хозяйки не видна, но как только хозяйка начинает лениться, это становится заметно. В Донецке патологически чисто, стерильно чисто, неугомонные коммунальщики делают всё, чтобы чистота города и дальше была его визитной карточкой. Небольшая трудолюбивая армия людей в оранжевых жилетах что-то постоянно убирает, пересаживает, подкрашивает, поливает. В городе достаточное количество аккуратных урн, это очень удобно, никто не станет бросать окурок или палочку от мороженого на землю, если можно бросить в урну, которую не надо долго искать.
Донецк всегда был чистым городом, но за последние четыре года он стал ещё чище. Злопыхатели говорят, что это связано исключительно с комендантским часом (меньше времени сорить) и сократившимся количеством жителей, но есть ещё причины, по которым это произошло. В какой-то момент произошёл перелом в сердцах горожан, когда город начал восприниматься как общий дом, как собственная квартира, которую ты делишь с земляками. А кто же станет сорить в собственном доме? Появился страх потерять город, стать по сути бездомными, а человек так устроен, что всегда начинает любить и заботиться сильней, когда в нём просыпается страх потери.
Мне кажется, что город выстоял в первые два года войны благодаря молитвам дончан и рукам коммунальщиков. Помню, обстрел идёт, грохот стоит страшный, а два дядьки рядом с моим домом в оранжевых жилетах траву стригут и деревья пилят. Абсурд? Вокруг война, кому нужны эти деревья и подстриженная трава? Им нужны, мне нужны, смотришь на них и понимаешь, что война войной, а трава сама себя не подстрижёт. Сегодня война, а завтра мир наступит, а у нас тут деревья не в порядке и бордюры не крашены.
Мне, в прошлом заядлой путешественнице, даже не с чем сравнить донецкую чистоту и ухоженность. Нет в мире такого нигде, кроме Донецка. Все знают, как прекрасен Париж, старинный город с многовековыми традициями, но грязен невероятно. Амстердам почище Парижа, конечно, но тоже не Донецк. Берлин, Прага, Рим? Нет, всё не то, то урн не хватает, то ливнёвки забиты.
А однажды дошло до абсурда, приехали ко мне в гости год назад друзья из Москвы и решили провести в Донецке флешмоб «Крышечка мира», привлечь молодёжь, снять ролик и рассказать, почему важно перерабатывать пластик, а если не перерабатывать, то хотя бы закручивать пустые бутылки. В центральной части ролика мы должны были собрать на улицах как можно больше крышечек и выложить ими некий символ. Начали собирать, а крышечек нет, в урнах, конечно, есть, но не лезть же, в самом деле, в урну. Совместными усилиями нашли несколько, пять или шесть, ролик, конечно, сняли, но крышечки эти интервьюируемые передавали друг другу из рук в руки, как реликвию.
8. Хороша Маша, да ещё и наша!
Чем дальше на юг, тем птицы пестрей, а наряды женщин ярче — закон этой планеты, глухая палитра, характерная северу, уступает место сочным и радующим глаз оттенкам. Невероятно несправедливо помещать рассказ о красоте донецких женщин в эту статью, их красота достойна отдельной статьи. Нет, не статьи, романа!
Донецкая женщина красива от природы. Помните Цветаевское «В его лице трагически слились две древних крови»? Это она про мужа своего писала, в лицах донецких женщин слилось множество кровей, их красота способна лишить разума всякого чужеземца. Мой друг из Дюссельдорфа Франк, когда впервые приехал в Донецк, периодически снимал очки с диоптриями, чтобы вовсе не видеть дончанок, до такой степени его разволновала их красота, а на третий день спросил: «Это город моделей?»
Неделю назад в Донецке с десятым визитом был ещё один мой друг художник Алексей Гинтовт, работающий в жанре нового русского классицизма. Мы сидели в кафе, и Алексей несколько раз за вечер восхитился красотой дончанок, которые дивными павами плыли по бульвару Пушкина. Донецкие женщины вооружены этой своей красотой и смертельно опасны для неподготовленного зрителя. Рядом с ними у других женщин может даже развиваться комплекс неполноценности.
Бытует мнение, что красивым женщинам проще жить на свете, на самом деле это не совсем так. Видя внешнее, люди часто забывают заглянуть внутрь, красота — это ширма, её надо уметь нести, уметь держать лицо, следить за выправкой. Донецкие женщины научились это делать мастерски, они не только одни из самых красивых, но ещё и одни из самых ухоженных. Великий поэт, именем которого назван главный бульвар Донецка, написал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Этот тезис дончанки взяли на вооружение, их мужчины избалованы удивительной женской красотой, красотой, стремящейся к современному абсолюту.
Конечно, как в любом крупном городе, где раздают бесплатный wi-fi, а реальное общение отчасти заменено социальными сетями, пагубное влияние канонов кукольной красоты из инстаграм находит своё отражение на лицах некоторых дончанок. Но это вопрос системы координат и личных предпочтений. Кому-то любо выглядеть, как глянцевая женщина, кому-то комфортно в природном естестве. В целом же я не знаю ни одного мужчину, который бы не восхищался красотой наших женщин. Возможно, именно восхищение своей женщиной и делает из мальчика мужчину.
Конечно, я не могу обойти своебычный стиль дончанок. То, как они изысканно одеты должно быть запечатлено и растиражировано, но об этом я расскажу в третьей части этого материала, так как это отдельная и довольно обширная тема для размышлений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+