О том, для чего Казахстану нужен Астанинский процесс, как проходят переговоры, и какая от них польза
Последние
переговоры по сирийскому конфликту в Астане прошли без участия самой
сирийской оппозиции, что стало предметом для критики внутри Казахстана.
Вопросы люди задавали следующие:
- Нужно ли вообще Казахстану любое посредничество?
- Зачем Казахстану посредничество в этом вопросе, ведь Сирия далеко?
- Зачем нужны переговоры в Астане, если есть переговоры в Женеве?
- Нужны ли переговоры в таком небольшом составе?
- Какие выгоды получит Казахстан от этих переговоров конкретно?
На
мой взгляд, на эти вопросы будет очень полезно ответить, чтобы
зафиксировать интересную ситуацию во внешней политике Казахстана и в
мировой политике.
Экскурс в историю
Но
сначала небольшое отступление — относительно границ на Ближнем Востоке.
Есть границы естественные, есть границы исторические, которые
выработаны столетиями и поэтому их все уважают, а есть совсем другие
границы. Их чертят на карте карандашом победители, исходя из своих
интересов и не считаясь с мнением побежденных. Такие границы не сильно
устойчивы. И именно такие границы были созданы на Ближнем Востоке в
результате соглашения Сайкса-Пико 1916 года. Эти границы бывших
османских владений были установлены для удовлетворения амбиций и
потребностей Великобритании и Франции, а не народов, которые населяли
регион. Потом после Второй мировой войны был создан Израиль, чьи войны с
арабскими государствами также перекроили карту, оставив еще больше
недовольных. Поэтому на Ближнем Востоке постоянно были попытки арабов
как-то объединиться и изменить карту еще раз: Арабская федерация Ирака и
Иордании 1958 года, Объединенная Арабская республика Сирии и Египта
1958−1971 годов, Федерация Арабских государств Египта, Ливии и Сирии
1972−1977 годов. При этом не учитывались интересы тех же курдов,
которые, имея довольно большую численность, вообще не получили никакого
государства. Фактически, на передел постколониальных границ работал как
панарабизм, так и стремление евреев и курдов получить себе территорию.
Вторая проблема
Ближнего Востока — это уход с политической арены баасизма. Баасизм на
Ближнем Востоке играл практически такую же роль, как коммунизм в
Евразии. Были опорные страны победившего баасизма — Ирак и Сирия, и были
страны, где баасисты просто были одной из партий — в Алжире, Бахрейне,
Египте, Иордании, Кувейте и других арабских странах. Как только он
рухнул как по причине развала СССР, который его поддерживал, так и с
окончанием режима Саддама Хусейна, то образовался идеологический вакуум.
Этот идеологический вакуум был заполнен исламистами, которые во многом
эксплуатируют те же лозунги, что и баасисты.
Третьей
проблемой Ближнего Востока является вопрос компенсации и ответа ислама в
регионе. Дело в том, что с развалом Османской империи и свержением
султанов пост халифа даже в традиционно светском понятии остался пустым.
После этого время колониальной оккупации, поражений от Израиля породили
большой запрос на объединение части мусульманской уммы под
предводительством какого-нибудь харизматичного человека, который объявит
себя халифом и попытается снова повести мусульман к величию или хотя бы
к отмщению.
Таким
образом, сейчас переговоры по урегулированию в Сирии на самом деле не
столько про саму Сирию, сколько про будущую конфигурацию Ближнего
Востока в целом. А регион очень важен из-за того, что он находится
близко к Европе, там много населения, там расположены святыни
авраамических религий и существенные запасы нефти и газа. Именно поэтому
там столько сторон конфликта, и далеко не все из них расположены в этом
регионе — многие за его пределами, но все равно имеют того или иного
рода союзников внутри Сирии.
Трудность
для переговоров представляет еще и сам конфликт: он, во-первых, очень
масштабный (миллионы беженцев, полмиллиона убитых), во-вторых, там идет
раскол по этническим, племенным и религиозным границам, что сильно
ожесточает, в-третьих, там часто используются диверсии против командиров
противника. Получается, за стол переговоров должны сесть люди, которые
отдавали приказы об убийстве друг друга.
К примеру, в переговорах принимает участие Мохаммед Аллуш, один из лидеров «Джейсул Ислам». Его брат Захран,
который до него возглавлял «Джейсул Ислам», организовал 18 июля 2012
года взрыв около здания Службы безопасности Сирии, в котором погибли
министр обороны Дауд Раджихи, его заместитель Асефа Шауката (муж сестры Башара Асада), помощник вице-президента и бывший министр обороны Хасан ат-Туркмани, директор управления национальной безопасности регионального отделения партии Баас Хишам Ихтияр. А в 2015 году армия Сирии ракетным ударом ликвидировала Захрана Аллуша и его заместителя. То есть в противостоянии уже играет фактор личной
мести. И даже просто посадить этих людей за стол переговоров — уже
большое достижение.
Переговоры в Женеве
Было бы неправильно говорить об Астанинских переговорах, не сказав о Женевских — ведь они являются их частью и дополнением.
Гражданская
война в Сирии началась в 2011 году, а 30 июня в 2012 года в Женеве
состоялась первая Международная конференция по урегулированию конфликта в
Сирии, в которой приняли участие главы ООН и Лиги арабских государств
(ЛАГ), министры иностранных дел России, США, Великобритании, Китая,
Франции, Турции, Ирака, Кувейта, Катара и Евросоюза. Участники
конференции сформировали «Группу действий» по Сирии. Сначала участники
пришли к соглашению и подписанию «Женевского коммюнике» про создание
коалиционного правительства, но потом часть переговорщиков захотела
свержения Асада, и все на этом кончилось. Надо
отметить, что сирийское правительство и оппозиция тут друг с другом в
переговорах не участвовали.
Вторая
конференция состоялась 22−31 января и 10−15 февраля 2014 года.
Участниками были уже 40 государств, в том числе и все постоянные члены
Совета Безопасности ООН. Но никаких договоренностей добиться не удалось.
Затем
были две встречи в Вене: в октябре 2015 года и ноябре 2015 года. На
первой встрече решили сохранить единую Сирию и ее государственные
институты, уничтожить ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в
РФ) и другие террористические группы, власти и оппозиция должны были
создать единое правительство, принять конституцию и провести выборы. На
второй встрече договорились, что в течение шести месяцев власти и
оппозиция Сирии должны определиться с формированием правительства
национального единства, а в течение 18 месяцев в стране должны пройти
выборы по новой конституции.
Александр Горбаруков © ИА REGNUM
Знамя
Третья
конференция в Женеве началась 29 октября 2016 года и завершилась 27
апреля 2016 года. Правда, на переговоры не получили приглашения курды,
что сразу поставило их результаты под угрозу.
После
длительного перерыва четвертая конференция прошла в Женеве с 23 февраля
по 3 марта 2017 года. По итогам консультаций удалось лишь согласовать
программу следующего раунда переговоров.
Надо
отметить, что переговоры идут очень тяжело — косвенным показателем тут
может быть то, что ООН сменила уже двух своих представителей — сначала
Кофи Аннана, потом Лахдара Брахими, теперь процессом руководит Стаффан
де Мистура.
В чем
причины слабых результатов Женевских переговоров? Дело не только в общей
ожесточенности конфликта, но и в том, что страны — посредники, а по
сути, те силы, которые стоят за разными сторонами конфликта, не могут
договориться друг с другом. Кому-то не нравится Иран, кому-то Саудовская
Аравия, кому-то Турция, кому-то Россия, кому-то США и так далее. В
общем, участников слишком много, чтобы они могли хоть как-то
договориться, а не заниматься взаимными интригами. Поэтому тут была
применена модифицированная тактика «салями», и из общего переговорного
процесса выделилась часть — Астанинские переговоры.
Фактически,
эти переговоры выделили часть стран (Россия, Иран, Турция, Иордания),
которые сейчас находятся друг с другом в хороших отношениях и готовы
договариваться. То есть Астанинские переговоры взяли на себя часть
функций Женевских переговоров, что не так уж и много, а с другой стороны
— не так уж и мало.
Астанинский процесс
Общую идею начать переговоры в Астане первым подал президент России Владимир Путин 16 декабря 2016 года. Однако в Астане до этого были уже встречи сирийских политических сил:
Так
что определенный опыт у Казахстана именно в этом вопросе был. Затем в
процессе переговоров к Турции и России присоединились Иран в качестве
участника процесса и США в качестве наблюдателя. Руководство Казахстана в
кратчайшие сроки организовало переговорную площадку и пригласило всех,
кто хотел пойти на переговоры.
23−24
января 2017 года в Астане состоялась первая Международная встреча по
сирийскому урегулированию с участием представителей России, Турции,
Ирана, США в роли наблюдателя, ООН, правительства и вооруженных
оппозиционных группировок Сирии. Впервые с момента начала конфликта в
2011 году представители вооруженной оппозиции и правительства Асада сели
в Астане за один стол переговоров. Результатами переговоров стали:
- Россия,
Турция и Иран подтвердили решимость совместно вести борьбу против ИГИЛ
(организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Джабхат Ан-Нусры»
(организация, деятельность которой запрещена в РФ), а также проводить
необходимую работу по их размежеванию от оппозиционных группировок,
участвующих в переговорном процессе и не причисляемых странами-гарантами
(но не правительством Башара Асада) к террористическим;
- Также
Россия, Турция и Иран приняли совместное заявление, где отмечается, что
они будут добиваться сохранения режима прекращения огня путем
использования своего влияния на соответствующие стороны и активно
сотрудничать на Астанинской платформы для обсуждения конкретных
вопросов;
- Еще было принято решение о создании трехстороннего
механизма по мониторингу и обеспечению полного соблюдения режима
прекращения огня, предотвращению провокации и определению условий для
присоединения к режиму прекращения огня.
Вторая
встреча прошла 15−17 февраля. Во встрече приняли участие делегации
правительства Сирии и вооруженной оппозиции, стран-гарантов режима
прекращения огня — России, Турции и Ирана, а также Иордании, Организации
Объединенных Наций, в качестве наблюдателей — США.
По
итогам двухдневных переговоров страны — гаранты сообщили о согласовании
положения о совместной оперативной группе по мониторингу режима
прекращения боевых действий. Группа должна выполнять следующие задачи:
- обеспечение размежевания групп вооруженной оппозиции от террористических организаций;
- укрепление мер доверия для продвижения политического урегулирования сирийского конфликта;
- проведение консультаций по вопросам соблюдения сторонами режима прекращения боевых действий;
- расследование случаев нарушения резолюции 2254 Совета Безопасности ООН;
- предотвращение эскалации насилия и содействие облегчению гуманитарной ситуации в Сирии.
Кроме
того, на встрече достигнута договоренность о продолжении работы над
документами по фиксации нарушений режима прекращения огня и районам,
присоединившимся к перемирию.
14−15
марта 2017 года в столице Казахстана прошла третья Международная
встреча по Сирии на высоком уровне в рамках Астанинского процесса. В
переговорах приняли участие делегации стран — гарантов режима
прекращения боевых действий — России, Турции и Ирана, а также
представители ООН, Иордании, США, правительства Сирии. Вооруженная
оппозиция отказалась участвовать во встрече, однако учитывая, что при
поддержке стран-участников в Сирии действуют свои вооруженные
группировки, то им придется считаться в той или иной степени с принятыми
на встрече договоренностями.
По
итогам двухдневных переговоров страны — гаранты приняли совместное
заявление, в котором подтвердили свою приверженность укреплению режима
прекращения боевых действий, особо отметили значение Астанинского
процесса как дополняющего и укрепляющего Женевские переговоры под эгидой
ООН, приветствовали их возобновление и продолжение 23 марта 2017 года.
Если
говорить об уровне делегаций на переговорах в Астане (сведений о главе
делегации Иордании в открытых источниках обнаружить не удалось), то их
пока что представляли:
- Постоянный представитель Сирийской Арабской Республики при ООН Башар аль-Джафари
- Специальный представитель Президента Российской Федерации по Сирийскому урегулированию Александр Львович Лаврентьев
- Заместитель министра иностранных дел Турции Седат Онал
- Заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Джабери Онсари
- Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура
- Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Казахстане Уильям Крол (в качестве наблюдателя)
Не
менее важен состав участников от сирийской оппозиции. В переговорах
принимали участие такие известные группировки, как (также принимали
участие и более мелкие группы):
- Организация
«Джейсул Ислам» (Джейш аль-Ислам) — бывшая группировка Лива аль-Ислам,
контролирует оазис Гута севернее Дамаска, салафиты, численность 12−25
тысяч человек
- Дивизия «Султан Мурад» — организация сирийских туркоманов, расположена около Алеппо, численность около 1300 человек
- Организация
«Джейсул Идлиб» (Джейш аль-Идлиб) — состоит 3 трех отрядов, общей
численностью 6 тысяч человек, базируется около города Идлиб
- Организация
«Фейлак Шам» (Фейлак аш-Шам) — это 19 мелких отрядов, общей
численностью 4 тысяч человек, базируются в провинциях Алеппо, Идлиб,
Хама и Хомс
То есть, в принципе, Астанинский процесс оказался по некоторым параметрам даже эффективней Женевского.
В чем польза для Казахстана?
Надо
отметить, что в данном случае с рядом участников переговоров Казахстан
не только имеет мощные связи, но и уже выступал для них в качестве
посредника:
- Для России Казахстан выступал
посредником как в переговорах с Турцией, так и с Украиной, Францией и
Германией накануне заключения Минских соглашений.
- Для Турции Казахстан улаживал проблемы во взаимоотношениях с Россией — мирил Путина и Эрдогана.
- Ирану
Казахстан, при согласии МАГАТЭ, России и Запада, продавал уран (950
тонн желтого кека за 3 года) и плюс выступал одним из участников решения
иранской ядерной проблемы
Таким
образом, первая выгода от посредничества — это укрепление партнерства с
уже действующими союзниками, что тоже очень важно. В будущем можно
рассчитывать на ответные шаги.
Вторая
важная выгода — это выполнение обязательств в рамках работы Казахстана
непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Раз было декларировано
участие и помощь в разрешении конфликтов — это надо выполнять.
Третья
выгода — чем больше Казахстан работает с Сирией, тем больше у него
возможности получить оттуда важную информацию, касающуюся казахстанских
граждан, которые там воют в рядах ИГИЛ (организация, деятельность
которой запрещена в РФ) и «Джабхат ан-Нусры» (организация, деятельность
которой запрещена в РФ), да и в принципе вообще знать, что там делают
потенциальные противники.
Ну
и последнее по счету, но не последнее по важности — это получение опыта
участия в большой международной политике. Как говорится, пусть это не
очень честная игра, но это единственная игра в городе. В нее можно
выиграть, можно проиграть, но если в нее не играть, то тебя вообще за
достойную внимания страну не будут принимать. То есть если есть желание,
чтобы Казахстан что-то значил на международной арене, придется во всем
этом участвовать, формируя собственную внешнеполитическую культуру,
структуры и опыт.
Заключение
Что
можно сказать в заключении? По всей видимости, Астанинский переговорный
процесс будет продолжаться, потому что в нем заинтересованы
страны-гаранты и правительство Сирии как минимум. Стороны решили
провести следующую встречу высокого уровня в Астане 3−4 мая 2017 года и
договорились провести предварительные консультации на экспертном уровне в
Тегеране 18−19 апреля 2017 года. Учитывая, как непросто вообще проходят
переговоры по Сирии, можно констатировать определенные успехи.
К
Астане и работе казахстанского министерства иностранных дел приковано
внимание международных организаций и СМИ. Наверняка не останется
незамеченной и остальная деятельность страны в Совете Безопасности ООН.
Постепенно Казахстан становится все более опытным игроком во внешней
политике, и это хорошо, потому что Большая игра не закончится никогда.
Марат Шибутов
Источник: regnum.ru
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|