Грамши создал новую теорию государства и революции - для городского общества, в отличие от ленинской теории, созданной для условий крестьянской России. Ключевой раздел труда Грамши - учение о культурной гегемонии. Это - часть общей теории революции как слома государства. Изложение ее содержится в «Тюремных тетрадях», огромном труде, который Грамши написал в тюрьме. Записи были тайно вывезены и через Испанию переправлены в Москву. Труд опубликован впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло его четырехтомное научное издание с комментариями.
Выше был приведен постулат Макиавелли, согласно которому государство стоит на силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия граждан и власти, Антонио Грамши называет культурной гегемонией. По его словам, «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения». Таким образом, принуждение – лишь броня гораздо более фундаментального содержимого. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется власти (шире – господствующему классу). Грамши дает такое определение: «Государство – это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых».
Если главная сила государства и основа власти – гегемония, то вопрос стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома (революции) сводится к тому как достигается или подрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? Каковы «технологии» процесса? Гегемония – не застывшее, однажды достигнутое состояние, а динамичный, непрерывный процесс. Ее надо непрерывно обновлять и завоевывать.
По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии – процесс «молекулярный». Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такие механистические аналогии, которые привлекает исторический материализм), а как невидимое изменение мнений и настроений в сознании людей. Грамши подчеркивает, что «гегемония, будучи этико-политической, не может также не быть экономической». Но он уходит от «экономического детерминизма» истмата, который делает упор на базисе, на отношениях собственности.
Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции.
Для подрыва гегемонии надо воздействовать не на теории противника и не на главные идеологические устои власти, а на обыденное сознание, на повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Это — не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».
Главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии – интеллигенция. Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса – главный смысл существования интеллигенции в современном обществе. Это нагляднее всего видно как раз на примере «бархатных» революций конца ХХ века. Например, основную роль в подрыве легитимности политической системы ПНР сыграла участвующая в движении «Солидарность» специфическая польская интеллигенция.
Вот к какому выводу пришли польские ученые, изучая эту историю: «Автор и исполнитель программы «Солидарности» – образованный класс. Он сформировался под влиянием национального, политического и культурного канона польского романтизма, культа трагического героя, подчинения политической активности моральным требованиям и приоритета эмоций над рационалистическим типом поведения. Мифологизация политики, сведение ее к этической сфере, подмена политической конкретики абстракциями – результат огромного влияния художественной литературы на формирование политической традиции страны в ХIХ в. Это влияние сохранилось и даже усилилось во время войн и общественных кризисов ХХ в. Оно характерно и для 1948-1989 гг., когда литература выполняла роль «невидимого правительства», а «польским героем» был, по выражению И.Курчевской, ангелоподобный член идеального с моральной точки зрения сообщества, католик, защитник наследия национальной культуры, но не гражданин в представлении западной демократии».
Учение Грамши о гегемонии стало важной главой в современной политологии. С использованием предложенной им методологии ведется много прикладных исследований и разработок. Во многих случаях противостоящие политические силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу. Так было, например, в Великобритании во время кампании Тэтчер по приватизации в 1984-1985 гг. – английские профсоюзы, противодействующие приватизации, пытались склонить на свою сторону общественное мнение, но проиграли соревнование за гегемонию. В результате англичане дали согласие на приватизацию и отшатнулись от тэтчеризма только когда испытали ее последствия на своей шкуре.
Исходя из положений этой теории была «спроектирована» и гласность в СССР как программа по подрыву гегемонии советского строя. Когда «кризис гегемонии» созрел и возникает ситуация «войны», нужны уже, разумеется, не только «молекулярные» воздействия на сознание, но и быстрые целенаправленные операции, особенно такие, которые наносят сильный удар по сознанию, вызывают шок (типа провокации в Румынии в 1989 г. или «путча» в Москве в августе 1991 г.). Эти открытые действия по добиванию власти, утратившей культурную гегемонию, ведут, согласно концепции Грамши (в отличие от Маркса), не классовые организации, а исторические блоки – временные союзы внутренних и внешних сил, объединенных конкретной краткосрочной целью свержения власти. Эти блоки собираются не по классовым принципам, а ситуативно, и имеют динамический характер. Их создание и обновление – важная часть политической деятельности.
Теория революции Грамши развивается множеством авторов, на ее основе пишутся даже учебники. К ним относится, например, книга Дж.Шарпа “От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения”. Она издана в 1993 году и является учебным пособием для активистов «оранжевых революций». Лежащая в основе этого текста доктрина управления сознанием масс и идеология экспорта демократии отчетливо проявились в уже произошедших грузинских и украинских событиях. Текст Дж.Шарпа размещен на сайте его собственного института (www.aeinstein.org), а также на сайтах грузинской «Кмары» и молодежной организации белорусской оппозиции «Зубр», созданной для борьбы с «диктатурой Лукашенко». Имеется он и на российских сайтах.
В логике учения Грамши велся подрыв гегемонии социалистических сил в СССР и странах Восточной Европы в 70-80-е годы. Этому служил и самиздат, и передачи специально созданных на Западе радиостанций, и массовое производство анекдотов, и работа популярных юмористов или студенческое движение КВН в СССР. Массовая «молекулярная» агрессия в сознание велась непрерывно и подтачивала культурное ядро.
Особое значение имел театр. В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурного ядра социалистических стран. Так, например, рассмотрена работа известного в ГДР театра Хайнера Мюллера, который в своих пьесах ставил целью «подрыв истории снизу». Это - типичный пример явления, названного «анти-институциональный театр», то есть театр, подгрызающий общественные институты. Согласно выводам исследования, постановщики сознательно «искали трещины в монолите гегемонии и стремились расширить эти трещины - в перспективе вплоть до конца истории». Концом истории издавна было названо желаемое крушение противостоящего Западу «советского блока».
Вершиной этой «работы по Грамши» была, конечно, перестройка в СССР («грамшианская революция»). Она представляла собой интенсивную программу по разрушению идей-символов, которыми легитимировалось идеократическое советское государство. Мир символов упорядочивает историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом. В отношении будущего символы соединяют нас в народ, указывая, куда следовало бы стремиться и чего следовало бы опасаться. Тем свойством, благодаря которому символы выполняют свою легитимирующую роль, является авторитет. Символ, лишенный авторитета, становится разрушительной силой - он отравляет вокруг себя пространство, поражая целостность сознания людей.
Как писал известный католический богослов Р.Гвардини, «разрушение авторитета неизбежно вызывает к жизни его извращенное подобие - насилие». Огромным экспериментом был тот «штурм символов», которым стала Реформация в Западной Европе. Ее опыт глубоко изучил Грамши при разработке учения о гегемонии. Результатом Реформации была такая вспышка насилия, что Германия потеряла 2/3 населения.
Отрывок из книги СГКМ "Революции на экспорт".
Источник: kara-murza.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2620
Рейтинг поста:
Гуманитарная интеллигенция - новые монахи веры.
Марксизм - действительно, механистическое учение, не одушевленное. Воздействие на внутреннюю веру, убеждённость - движущая сила общественных процессов.Если марксизм - агрегат, то вера - ток для его работы.
zimorodok,
То, что вывод на арену извращенцев - определённый предел - соглашусь. Точнее, это рывок к некоему краю, фазовому переходу сознания, коллективной веры в то, что правильно и нет. Подрывается то, что столетиями стояло на страже морали, духовности - Коллективные базисные нормы. Корнями уходящие в христианство (мусульманство - совершенно не готово к такому переходу, а иудаизм, превратившись в талмудический иудаизм фарисеев, давно утратил эти корни, отрастив свои, являясь "государством в государстве").
Не соглашусь с тем, что самосохранение обязательно отвергнет этот слом. Для этого нужно, чтобы оно было осознано, формализовано, высказано и принято. Жили же - тоже столетиями, люди, не отвергая эти извращения (да и извращениями они там особо не считались). Др. Греция, Рим.
Гум. интеллигенция - монахи-проповедники этого слома, в значительной части - на стороне врага, на стороне массового индивидуализма, атомизации, "свободы". Нам нужна перевербовка их, а значит, должны появится "апостолы" уже для монахов - люди из их среды, безусловно, крайне авторитетные в их среде. Скажу слегка цинично - модные в их среде (главное, чтобы не зарвались и не стали из себя мессию корчить, их дело - апостолово). Носители веры, примиряющей индивидуальное и коллективное. Переплавляющей это индивидуальное - в коллективное. Примиряющей традицию и стремление вперёд. Авторитетные настолько, что смогут размыть, а потом и сломать внутреннюю веру интеллигенции. Мнящей себя если не Богоизбранными, то не меньше чем избранными Историей. Новая вера, помимо убеждённых носителей-апостолов, которым "всё позволено" в их среде (в силу их авторитетности и, желательно, уму), должна нести, естественно - содержание, наполнение. Привлекающий базис.
Власть - это, в основном, выходцы из этой среды. Они настроены на частоту этой среды. И если хочешь искать гармонию развития, переделай интеллигенцию внутренне. Не заставь её, а привлеки и приручи. Желательно - до состояния дворового пса, искренне и неистово любящего своего хозяина.
Представление о купленной интеллигенции - упрощённое и, во многом, неверное. Купленный человек не становится внутренне искренне своим. Пример - советская интеллигенция. Он будет работать на тебя, но если его вера противоречит акту договора, он начнёт подкоп под тебя. Другое дело - когда ты будешь выискивать в их среде искренне (по разным мотивам) готовых служить твоей вере. Соблазняя (разным, не только деньгами) колеблющихся. В первую очередь - прирождённых ораторов, талантливых мистиков толпы. Раскручивать их, превращая в гуру. Структурно объединять в "микроцеркви" - Эхо, Дождь и т.д.(многие и невидимы - кулуарные сборища и тусовки). Беспощадно шельмуя носителей традиционной коллективной веры.
Выкинуть интеллигенцию не удастся, дети рабочих тут же родят новую. Да и нужна она, как механизм пропаганды. Идеально не убрать, не заставить, не купить. Идеально - влюбить её в новую веру, изумить красотой замысла. Для этого и нужны "апостолы".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
манипуляция сознанием масс может принять формы, непредставимые в настоящее время, но ещё кое-что вселяет оптимизм. никакую верхушку, никакое мировое правительство, не устроит управление "золотым миллиардом" только. неизбежно захочется большего. думается, понимание того, что толпа - лучшее укрытие при восхождении по головам к вершине власти, у претендентов на эту власть тоже есть. т.ч 6-8 "незолотых" миллиардов вовсе не покажутся лишними, когда понадобится где-то спрятать свои скрытые мотивы и планы.
я не большой знаток Древнего Рима, но похоже что римляне использовали сходные приёмы при управлении своей империей.