1. У России теперь не только самый большой в мире ледокольный флот, но и самый большой в мире теневой флот. Genby приводит инфографику со статистикой по теневым флотам России, Ирана и Венесуэлы (ссылка).
По состоянию на осень 2024 года, общий дедвейт российского танкерного флота более 57 миллиона тонн — примерно в 12 раз больше, чем дедвейт всего советского танкерного флота в декабре 1991 года, 5 миллионов тонн.
Россия «прожирает советское наследие», да.
Танкерный флот крупнейших западных морских держав – США, Греции – превышал советский в десятки раз. При этом в России умели строить танкеры. Первый в мире нефтяной танкер-теплоход «Вандал» (он же вообще первый в мире теплоход) был построен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 году (ссылка). В дореволюционной России была сильнейшая школа судостроения и мощнейшая, технологически развитая нефтяная отрасль, с которой тогда могли конкурировать только американцы. Революция на долгие годы затормозила развитие нефтянки и судостроения, но в наследство Советскому Союзу достались как построенные русскими капиталистами суда, так и инженерная школа. Из мировых лидеров мы стали догоняющими, но всё же не отстали безнадёжно.
Значительные ресурсы в развитие военного и гражданского флота советское руководство вложило в после Войны, советские судостроители даже почти успели зацепиться за эру «танкерного бума» конца 1960-х – начала 1970-х. На заглавной фотографии – первый советский супертанкер «Крым», построенный на Керченском судостроительном заводе и введённый в строй в 1975 году (ссылка). Построили судов этого класса немного, всего 6 штук, так как их паротурбинная силовая установка быстро устарела и начала проигрывать дизельным судовым двигателям, а спрос на танкеры во второй половине 1970-х резко упал, так как после войны Судного дня с Израилем арабские страны ввели эмбарго на экспорт нефти. В сложившихся условиях менее экономичные советские супертанкеры конкуренции не выдержали.
Проблему пытались решать: в 1980-е построили несколько крупных судов нефтерудовозов, со смешанными функциями. Также появились модернизированные танкеры типа «Победа» (проект 12990), уже с дизельной установкой, но не очень крупные, среднетоннажные. Всего их построили 8 штук. В итоге к 1991 году СССР подошёл с достаточно скромным танкерным флотом (и я не уверен, что весь этот флот достался России, было бы интересно уточнить его дальнейшую судьбу).
Современная Россия по известным историческим причинам долго полагалась на иностранцев. Нефтяники предпочитали отдавать транспортировку и продажу нефти на сторону, так как это было проще. По тем же причинам наши нефтяники отказались переходить на нефтерубль — торговать за доллары было удобнее и привычнее. Однако когда жареный петух клюнул в 2022, сработали преимущества капитализма: наши предприниматели моментально решили проблему, закупив у Греции и других стран огромное количество кораблей (ссылка). Плановая экономика на такой выплеск силы не способна — пока там чиновники составят комиссии, посовещаются, согласуют, утвердят, заложат в бюджет, всё уже и закончится.
2. Россия продолжает получать от экспорта больше, чем тратит на импорт (ссылка):
Положительное сальдо внешней торговли РФ за январь – декабрь 2024 года выросло на 7,79% по сравнению с показателем 2023 года, до $150,9 млрд, следует из опубликованных данных ФТС России.
Экспорт за отчетный период вырос на $8,6 млрд и достиг $433,9 млрд, в то время как импорт снизился на $2,3 млрд, до $283 млрд. Таким образом, товарооборот РФ в январе – декабре 2024 года по сравнению с 2023 годом вырос на 0,89% и составил $716,9 млрд.
По данным ФТС, экспорт в страны Европы упал на 20,37%, составив $68,4 млрд, импорт – на 6,88%, до $73,1 млрд. Вместе с тем РФ увеличила экспорт в страны Азии на 7,58% – до $329,2 млрд, импорт из этих стран вырос на 1,92% – до $191,2 млрд.
С практической точки зрения это означает прежде всего устойчивость нашей экономики. Большое подспорье в текущих переговорах — мы можем позволить себе улыбаться и властно показывать пальцем на документы: «нам нужно это, это и это, а если вы не готовы решиться прямо сейчас, так ничего страшного, мы подождём».
3. За последние три года выяснилось, что у недружественных стран относительно мало незаменимых товаров. Очень многое Россия может или производить сама, или получать от дружественных стран (ссылка):
Доля прямых поставок в российском импорте из недружественных стран снизилась с 50-55% в последние досанкционные годы до 16,6% в 2024 году. <…>
Китай успешно заместил Евросоюз в поставках автотранспорта, механического оборудования и других категорий машин и оборудования. Однако в наиболее высокотехнологичных товарных группах – фармацевтика, медоборудование, авиационная техника – рост импорта из Китая был незначительным.
Кое-что мы врагозаместить не можем, однако тут всё дело в процентах. Если мы не можем заместить 50% внешней торговли, и нам её перекрывают, то нам карачун. Если мы не можем заместить 0,5% внешней торговли, и нам её перекрывают, мы просто платим контрабандистам вдвое-втрое, теряем 1% и получаем всё необходимое окольными путями.
Вот эти оставшиеся 17% импорта из недружественных стран состоят по большей части из товаров вполне заменимых, которые, однако, нам до сих пор выгоднее покупать в Европе, Южной Корее и Японии, например. Совершенно незаменимого там мало, и вот это незаменимое, за некоторым исключением, мы можем добыть, просто заплатив немного сверху.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+