Европа, уже скатившаяся в стагфляционную рецессию, собирается приступить к таким же жестким мерам экономии, которые привели континент на грань краха более десяти лет назад.
Через день после того, как конституционный суд Германии признал неконституционным и недействительным решение о переводе 60 млрд. евро из неиспользованных фондов борьбы с пандемией в 2021 г. в Фонд энергетики и климата, позднее переименованный в Фонд климата и трансформации (KTF), правительство Германии заморозило государственные расходы до конца года, что нанесло удар по восстановлению Европы и усилиям по укреплению офшорных банковских счетов Зеленского, вооруженных сил Украины и сокращению выбросов углерода.
Решение суда, подробности которого любезно предоставлены SocGen и изложены ниже, увеличит разрыв в темпах экономического развития между Европой, экономика которой находится в стагнации более года и США, рост которого за три месяца по сентябрь составил 5% в годовом исчислении, что было вызвано масштабным фискальным стимулированием, приведшим к кризисному дефициту бюджета в 2 трлн. долларов в 2023 году.
Экономика Германии, крупнейшая в Европе, сокращается, поскольку рост цен на энергоносители и напряженность в торговле ставят под сомнение ее бизнес-модель, ориентированную на экспорт.
Правительство канцлера Олафа Шольца рассчитывало на старый добрый ход — увеличение расходов на «зеленые энергетические проекты и технологии», от чипов до аккумуляторов, для возрождения старой модели.
Таким образом, если кто-то спросит, почему Германия с дефицитом тратит деньги на путь к меркантилистской утопии, Берлин всегда сможет солгать и сказать, что он делает правильные вещи для мира и не заинтересован в стимулировании экономики за счет долга. Увы, теперь «кардиналы из Карлсруэ» сделали это невозможным.
И без нового стимулирования расходов Германия может быть обречена: как отмечает WSJ, ожидается, что цены на энергоносители останутся надолго выше уровня, существовавшего до украинского конфликта (что очень выгодно американским экспортерам СПГ и режиму Байдена, который получает прямую выгоду от монополизации торгового пути, на котором раньше доминировала Москва), что приведет к вытеснению энергоемкого производства, а старение населения и сокращение рабочей силы, по прогнозам, будут сдерживать потенциальный рост.
Решение Берлина заморозить все федеральные расходы до конца года было принято после того, как суд аннулировал финансирование правительственного проекта «зеленого перехода» в размере 60 миллиардов евро — эквивалент более 65 миллиардов долларов.
Суд постановил, что Берлин не может перераспределять неизрасходованные кредиты, первоначально предназначенные для борьбы с пандемией Covid-19, на финансирование экологических и энергетических проектов.
Суд заявил, что Берлин обязан соблюдать конституционные правила, согласно которым дефицит бюджета в обычное время не должен превышать 0,35% от валового внутреннего продукта.
Теперь Берлин стоит перед выбором: найти эквивалентное сокращение бюджета или повысить налоги — или и то, и другое — если он хочет реализовать план, который включает, среди прочего, многомиллиардные субсидии на строительство заводов по производству чипов.
Решение суда также поднимает вопросы об использовании внебюджетных специальных фондов для финансирования государственных инвестиций, включая план на 100 миллиардов евро по модернизации недофинансируемых вооруженных сил Германии, который был объявлен после начала конфликта на Украине.
Короче говоря, не только экономика Германии оказалась под ударом, но и мечты Зеленского о безбедной старости на каком-нибудь полинезийском острове.
В то время как некоторые немецкие экономисты приветствовали это решение, которое, по их словам, установит столь необходимую финансовую дисциплину в период высоких процентных ставок, другие считают, что оно может помешать Шольцу и его преемникам перестроить экономику, теряющую конкурентоспособность.
Что еще более важно, в краткосрочной перспективе правительство должно решить, каким направлениям политики — от укрепления коллективной обороны Европы до поддержки Украины или смягчения последствий роста цен на энергоносители и инфляции для бизнеса и домохозяйств — оно должно отдать предпочтение.
Берлин также должен пересмотреть все расходы, финансируемые за счет долга, за последние восемь лет, чтобы убедиться, что они соответствуют новому постановлению (предупреждение о спойлере: не соответствуют).
Немецкие официальные лица в Брюсселе сообщили коллегам из Европейского союза в пятницу, что они продолжат поддерживать четырехлетний бюджетный пакет ЕС в размере 50 миллиардов евро для Украины, который должен вступить в силу в следующем году, по словам двух человек, проинформированных о ходе обсуждений. Однако Берлин дал понять, что не поддержит запрос Европейской комиссии о дополнительных расходах на 50 миллиардов евро на миграцию и другие приоритеты Брюсселя. Германия оплачивает около четверти расходов ЕС.
И в связи с этим, после недавнего решения большинства в Палате представителей фактически остановить денежный поезд Зеленского, деньги для Украины иссякли.
Тем временем дела у немецкого истеблишмента идут все хуже и хуже: экстренное затягивание поясов происходит на фоне растущей политической фрагментации и накопившихся кризисов, которые подорвали рейтинги трехпартийной коалиции Германии.
Оппозиционная партия «Альтернатива для Германии», выступающая против истеблишмента или AfD, в настоящее время набирает 22% голосов, что делает ее первой ультраправой группой, получившей такую поддержку с 1930-х годов. Партия выступает против военных расходов Германии на Украине и щедрых расходов на беженцев.
«Вердикт будет иметь глубокие последствия для практики государственного управления», — заявил министр финансов Кристиан Линднер.
После начала конфликта на Украине Германия начала увеличивать расходы на поддержку Киева, укрепление собственной обороны и снижение зависимости от российского газа и нефти.
Она также обязалась профинансировать переход к экономике с нулевым уровнем выбросов за счёт поддержки потребителей и предприятий внутри страны и в ЕС, а также расширить и без того щедрое социальное обеспечение Германии, чтобы удержать избирателей.
Все эти проекты сейчас заморожены.
По данным WSJ, юристы и представители правительства заявили, что решение Конституционного суда Германии, принятое на прошлой неделе, предлагает самую строгую на сегодняшний день юридическую интерпретацию фискальных правил страны, которые сами по себе являются одними из самых жестких в Европе.
По их мнению, это может существенно ограничить свободу маневра будущего правительства в бюджетной сфере, если только оно не сможет повысить налоги, что маловероятно, учитывая, что Германия и так занимает второе место по уровню налогов на рабочую силу среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.
По словам высокопоставленных представителей правительства, одним из рассматриваемых вариантов является введение чрезвычайного бюджетного положения на 2023 год задним числом, ссылаясь на пункт бюджетных правил, позволяющий приостанавливать действие лимитов расходов в исключительных обстоятельствах. Предыдущие правительства использовали это исключение во время пандемии.
К сожалению, для изголодавшихся по стимулам политиков Германии этот план чреват юридическими трудностями, в том числе и потому, что конституционный суд подготовился именно к такому развитию событий, повысив планку для объявления чрезвычайных ситуаций, считает Ларс Фельд, экономист, консультирующий правительство.
Укрепление устойчивости и трансформация экономики в условиях геополитических кризисов и изменения климата рассматривались как необходимость, требующая привлечения заемных средств, однако решение суда поставило эти предположения под сомнение, пишет Фельд в газете Frankfurter Allgemeine.
Забавно, но суд заявил, что в отличие от военных конфликтов и стихийных бедствий, изменение климата — это прогнозируемый кризис, который назревал давно и уже не может служить основанием для чрезвычайных расходов.
Это, однако, означает, что Германии останется только вежливо попросить ЦРУ начать новую войну… или чтобы Фаучи заказал по почте новый вирус из Уханя.
Фискальные правила Германии были закреплены в конституции при прежнем канцлере Ангеле Меркель. Они распространяются как на федеральное правительство, так и на правительства земель и являются более жесткими, чем собственные фискальные правила ЕС.
Лимит был одной из причин того, что в годы низких процентных ставок Германия не увеличивала заимствования, сохраняла высокие налоги и сталкивалась с нехваткой государственных инвестиций в транспорт, образование, оборону и другие важнейшие сферы.
Это касается не только Германии. Ожидается, что в следующем месяце европейские министры финансов согласуют новые правила, которые ужесточат их бюджет после нескольких лет больших расходов во время пандемии.
К этому моменту европейский кризис суверенного долга, вызванный жесткой экономией, будет завершен, а центральные банки, давно забывшие времена борьбы с инфляцией, начнут выпускать новые цифровые валюты квадриллионами.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+