1. Помимо отказа объединяться в коммуны и делиться своими доходами с товарищами-коммунарами, есть и ещё одна причина, по которой современные коммунисты настоящими коммунистами не являются – это их меркантильный отказ работать бесплатно, вопреки заветам классиков марксизма-ленинизма (ссылка):
«Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».
В.И. Ленин. Впервые в газете «Коммунистический субботник» от 11 апреля 1920 года.
Кстати, чуть позже Иосифу Виссарионович удалось построить что-то вроде коммунизма — во многих колхозах при Сталине русские крестьяне работали бесплатно, не получая за свой труд ни денег, ни даже зерна.
2. Одно из очевидно нелепых мест в коммунистической теории – тезис об «отмирании денег». Но деньги – это лишь мера стоимости товаров и услуг, и в мире с ограниченными ресурсами какая-то стоимость будет всегда, и её надо как-то измерять. Экономика просто не будет работать без инструментов измерения стоимости. Даже в самых примитивных обществах такие инструменты есть – не монеты, банкноты и единицы с ноликами в компьютере, а какие-нибудь раковины каури, головы рогатого скота или каменные рубила. Без этого не будет работать сколько-нибудь массовый и регулярный обмен товарами. А если обмен будет вестись по случайному и несправедливому курсу, если распределение благ в коллективе будет вестись без учёта их стоимости, то это будет резко снижать стимулы к труду и к созданию товаров, которые чего-то стоят.
Но коммунисты продолжают настаивать на отмене товарно-денежных отношений. Самые умные из них при этом понимают, что деньги всё же придётся заменить на какой-то другой эквивалент-измеритель стоимости. Для этого они предлагают использовать систему социального рейтинга, по мотивам воображаемой китайской (ссылка):
Рост производительности будет связан с тем, что рабочие будут сами нести ответственность за собственное предприятие, хотя и будет существовать взаимопомощь, но бесконечно существовать предприятие с абсолютно ненужными для населения товарами не сможет – оно просто исчезнет, а его работники разойдутся и станут частью других коммун или Советов.
Вообще на первом этапе ликвидации товарно-денежных отношений они будут заменены на отношения товарно-трудовые скорее всего. То есть это будет обмен определенных оценок полезности твоего труда и в целом общественного вклада (в виде рейтингов или еще как-то) на блага. Поэтому "паразитом" отдельный человек жить не сможет, т.к. рейтинги присваиваются каждому индивидуально той коммуной, в которой ты живешь. Да, у человека будет неограниченное право менять свою коммуну, место проживания и проч., после чего – пройдя процесс адаптации на новом рабочем месте, он снова начнет получать рейтинг. Но если человек вообще откажется работать, то на этой стадии коммунизма он не умрет с голоду – ему гарантируют минимум потребностей. Только вот как и чем он будет заполнять свой досуг? Рядом с кем он будет жить? В принципе он окажется изолирован от общества (причем это будет самоизоляция, ведь это его решение было не работать). Долго такой изоляции он не выдержит. Интереса общаться с ним со стороны других, увлеченных своим делом людей – тоже не будет. Зачем им общаться с тем, кто в буквальном смысле ничем не занят?
Постепенно рейтинговые оценки отомрут так же, как ранее деньги, по мере роста сознательности населения и роста инструментов планирования и внедрения научно-технических инноваций.
Это забавная идея, конечно: платить не тому, кто делает больше деталей за смену, а тому, кто больше нравится коллективу: анекдоты там хорошо травит, или выпить всегда готов. Отличный план, надёжный, как швейцарские часы. Но всё же мне кажется, что продажа любви за деньги — это не совсем то, о чём мечтал в 19-м веке Карл Маркс.
3. Блогер Андрей Исаев пишет в комментариях на Дзене (ссылка):
Хочу разъяснить непонимающим, как можно было прожить в сталинском колхозе на полмешка зерна целый год, и сомневающимся в моих словах и воспоминаниях моего отца, которые приведены в данном посте Олега Макаренко.
А) Колхозники (в подавляющем большинстве) ничего при Сталине не получали за работу в колхозе, работали за "палочки". Разъясняю всякой школоте (в том числе и великовозрастной), что это такое. Отец называл это "Палка-лёжа, палка-стоя". Так отмечал бригадир, выполненный трудодень в своей учетной книге. Выполнил трудодень – палочка будет нарисована вертикально, получишь 100 грамм порченного зерна, не выполнил трудодень – палочку нарисуют горизонтально – прочерк. Набралось определенное количество таких "палок лёжа" – возбуждается административное, а то и уголовное дело. Поэтому существовали колхозники за счёт своего приусадебного хозяйства, где должны были работать по вечерам. Но с этого огорода и своей скотины они всё равно должны были платить сельхозналог (отменённый при "Троцкисте и предателе Хрущёве" в 1958): 50 кг мяса, 300 литров молока, 200 яиц, несколько центнеров овощей и др. Причем каждый год при Сталине этот налог увеличивался (по этому поводу отец вспоминал анекдот сталинского времени: "Профессор в мединституте спрашивает студента из села на экзамене: "Определите, чей перед вами скелет?" "Колхозника!" – отвечает студент. "Почему колхозника?" "Так ведь с него всё дерут – мясо, яйца, шерсть, шкуры – остаётся один скелет!"). Причём при несдаче сельхозналога за недоимки вполне могли забрать корову или свинью (отец тоже иногда цитировал невесёлую переделку стихов Некрасова, которую придумали колхозники сталинской эпохи: "Кушай, Ваня, тюрю, молочка-то нет, нашу-то коровку увели в Совет").
Б) Кроме этого, колхозники должны были бесплатно выполнять и другие трудовые повинности. Например, через нашу деревню проходила 80 км грунтовая дорога, соединявшая областной центр с нашим райцентром, построенная ещё при Екатерине. В 1940 году всех колхозников, живших рядом в близлежащих к ней деревнях, целый год выгоняли на бесплатное строительство этой дороги – причем даже не асфальтовой, а булыжной (вопреки байкам сталинистов о невероятных достижениях 1930-х годов, к 1941 году в СССР была построена только одна асфальтовая магистраль – Москва-Минск, остальные дорогие были булыжные или вообще грунтовые). Вот такое "жить стало лучше, жить стало веселей", панимашь…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+