Примерно месяц назад в сети начали обсуждать появление нового российского гражданского грузовика - БАЗ-S36A11. Однако, сегодня нас интересует не столько сам автомобиль, сколько предприятие, которое занимается его выпуском. Что это вообще за завод такой – БАЗ? Где он находится и когда появился?
Почему о продукции данного предприятия большинство граждан узнает только сейчас.
Брянский автомобильный завод (БАЗ) – это далеко не самое широко известное российское предприятие. А широкому кругу граждан этот завод не известен в принципе. Связано это с тем, что на протяжении многих лет БАЗ по сути являлся частью военно-промышленного комплекса России и выпускал грузовики главным образом для нужд армии. Впрочем, конкретно грузовики – это не далеко не главное, что делают на заводе. Основной профиль предприятия – выпуск специальных колёсных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для военной техники. Каждый год на предприятии собирают примерно 180 СКШТ для нужд российской армии. Всего же на БАЗ было разработано более 100 моделей техники, а совокупный тираж завода превышает 25 тысяч машин.
Как уже можно было догадаться, появился БАЗ отнюдь не вчера. Основано предприятие было еще в Советском Союзе в далеком 1958 году. Первоначально машиностроительный завод не был самостоятельным предприятием и являлся частью Бежицкого сталелитейного завода. В советские годы на БАЗ выпускали различные БТР, грузовики ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С, а также машины-амфибии ЗИЛ-485А и СКШ ЗИЛ-135Л и еще многое другое. Примечательно, что первым продуктом военного завода все-таки была гражданская машина – промышленный трактор Т-140, разработанный на ЗиЛ. А вот первая собственная разработка на заводе появилась уже в 1961 году. Ей стала платформа СКБ БАЗ для установки ракетного комплекса «Луна».
Впервые о конверсии завода с чисто оборонного в гражданский задумались еще в 1980-е годы. В 1989 здесь началось производство 1.5-тонны фургоны, разработанный совместно с британской компанией IAD. Однако, по ряду причин в крупную серию они так и не пошли. В 1993 году здесь попытались наладить производство снегоуборочных машин, однако дальше первых 120 экземпляров дело так и не пошло. А уже к 1994 году предприятие фактически остановилось из-за почти полного отсутствия оборонных заказов со стороны российской армии. Для БАЗ настали по-настоящему темные времена…
Возрождение предприятия началось с 2001 года, после разработки тягача «Вощина-1», который позиционировался как машина двойного назначения. Предназначался он как для гражданских компаний, так и для гособоронзаказа. Начиная с 2006 года БАЗ фактически удваивал производство новинки каждые 12 месяцев. В 2008 году на предприятии было собрано более 670 тягачей «Вощина». В 2017 году завод вошел в состав ВКО «Алмаз-Антей», что позволило увеличить количество получаемых заказов почти на 175%. Наконец, весной 2023 года в производство и был запущен тот самый тягач БАЗ-S36A11 в основе которого лежит уже упомянутая «Вощина». Предполагается, что гражданская версия военного тягача поможет заменить продукцию ушедших из России производителей, таких как MAN, Scania, Mercedes-Benz и Volvo. Также новые 35-тонный колесный тягач с формулой 6х6 должен составить достойную конкуренцию приходящим китайским брендам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+