В сентябре 1941 года, в самый разгар оборонительных боев Красной Армии, в Ленинград пришла разнарядка: изготовить один миллион корпусов мин. Заказ нешуточный и никакое предприятие в короткий срок его не осилило бы. Поэтому местные власти решили задействовать всю промышленность города и прилегающих территорий. Получил свою квоту в 70 тысяч штук и Морской завод Кронштадта. В морской крепости на тот момент уже ощущался дефицит металла. Поэтому какими бы ни были запасы крупнейшего судостроительного предприятия надо было изыскивать дополнительные ресурсы. И тогда заводское начальство обратило свой взор на мостовую. Она в Кронштадте была на тот момент по-настоящему уникальной. 2.
Точнее уникальной была та её часть, которая соединяла Морской завод с Петровским адмиралтейством. Вместо привычного булыжника, или более современного асфальта, здесь было сплетено причудливое кружево из чугунных не то шестеренок, не то шашек. В народе эту мостовую так и прозвали – ажурной. 3.
Своим появлением на свет она обязана строителю Морского, а тогда Пароходного, завода инженеру Лебедеву В. П. Он видел свою задачу гораздо шире построения одних ангаров и потому во время одной из поездок в США обратил внимание на то, как вымощены улицы Бостона и Чикаго. Это и были те самые шашечки или шестерёнки. 4.
Для предприятия, которое подходило вплотную к морю очень остро стоял вопрос состояния подъездных дорог. Булыжник на них долго не задерживался, под него проникала влага, приводя в негодность всё покрытие. Проблема, видимо, волновала и инженера Лебедева. Из США он берёт в Россию несколько чугунных образцов американского производства. 5.
А уже на месте по ним отлили небольшую партию плиток, чтобы выложить заводской двор. Результаты эксперимента всем понравились и в качестве следующей опытной площадки решили использовать подъездной путь к заводу, ведущий через Пеньковый мост. Каких-то 160 метров влетели буквально в копеечку, 40 тысяч рублей серебром – деньги по тем временам огромные. Но эффект имел общегородское значение, а значит и затраты оправдались. 6.
Качество дороги оценили многие. Через год работы пришлось возобновить, чтобы выложить еще три километра пути – от Пароходного завода до Петровского адмиралтейства. Этот участок транспортной артерии города простоял без ремонта 80 лет. И только крайняя военная необходимость заставила покуситься на чугунные шашечки. Естественно, корпуса мин были отлиты к назначенному сроку. А в Кронштадте остался лишь небольшой участок ажурной мостовой – в районе Пенькового моста и на Якорной площади, почти у самого подножия Кронштадтского собора.
Источник: masterok.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 141
Рейтинг поста: