Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 26 июня заложил фундамент для строительство канала Стамбул или второго Босфора, который должен соединить Черное и Мраморное моря, чтобы уменьшить нагрузку на «основной» Босфор.
Эрдоган открыл строительство первого из шести мостов на трассе Канала Стамбул и выступил с речью, в которой заявил, что Турция будет стремиться построить канал за шесть лет.
«Если в 1930-е годы через Босфор проходило в среднем 3 тысяч судов, то сегодня это число достигло 45 тысяч, а прогнозы показывают, что в 2050 году через него станет проходить более 78 тысяч судов», отметил он, поясняя, почему было принято решение построить новый канал.
Канал Стамбул, как заявляют турецкие власти, должен стать самым масштабным турецким проектом за последние десятилетия. Сам Эрдоган, заявляя о начале исследований возможности сооружения Канала Стамбул в 2011 году, назвал его «безумным проектом».
За что критикуют проект канала "Стамбул"
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, большая часть интеллектуальной элиты и городского населения критикуют планы строительства. Основной аргумент против нового канала - вред окружающей среде. Хотя турецкое министерство экологии в конце 2019 года дало позитивную экспертную оценку проекту, независимые ученые прогнозируют ужасные последствия строительства канала.
Как рассказал в интервью DW Мегат Гюней, председатель стамбульской палаты инженеров-экологов, "Стамбул" полностью изменит ситуацию с водоснабжением 16-миллионного города, крупнейшего в Турции, фактически отрезав его от основных источников пресной воды, находящихся на европейской части Босфора. "Мы потеряем основное хранилище питьевой воды на европейской стороне, а расположенное там же озеро Теркос будет интегрировано в канал", - говорится в докладе инженеров.
Взамен пресная вода для города будет поступать из водохранилища в 200 километрах восточнее Стамбула, для чего требуется реализовать еще один мега-проект - строительство гигантской плотины. "В итоге это приведет к тому, что оплата за воду для жителей города резко вырастет", - прогнозирует Гюней.
Кроме того, строительство канала "Стамбул" фактически уничтожит экосистему на европейской части Босфора, с многочисленными видами растений и животных. Птицы используют эту территорию для зимовок и вывода потомства. Строительство канала приведет к тому, что многие из них окажутся под угрозой вымирания. На севере города ради реализации проекта будут вырублены около 200 тысяч деревьев. 136 квадратных километров аграрных земель и 13 квадратных километров пастбищ будут уничтожены.
Но и это еще не все. Под угрозой окажется экосистема Мраморного моря, куда в случае строительства нового канала попадет более соленая и менее богатая кислородом вода из Черного моря. Сейчас это происходит в очень незначительных объемах благодаря имеющейся в Босфоре системе разнонаправленных течений. После появления "Стамбула" специалисты видят высокую вероятность того, что Черное море начнет мелеть, а Мраморное - вымирать.
Новый канал ставит вопрос о конвенции Монтрё
Еще в декабре 2019 года, обсуждая новую транспортную артерию, Эрдоган выразил мнение, что морское сообщение через новый стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, которая регулирует проход кораблей через турецкие проливы.
"Стамбульский канал не имеет отношения к конвенции Монтрё. Мы проектируем новый канал как альтернативу для морского сообщения через Босфор. Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Да и нельзя забывать катастрофы прошлого", — отметил президент.
Принятая в 1936 году конвенция в швейцарском городе Монтрё восстановила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, обеспечив торговым судам бесплатный и свободный проход через эти проливы.
Что касается военных кораблей, то для них действует разный режим. Так, черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, но с уведомлением турецких властей. Для кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и тоннажу. Они могут находиться в акватории Черного моря не больше трех недель — 21 день, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. тонн. В крайнем случае, может доходить до 45 тыс. тонн. Именно благодаря этому соглашению через Босфор в Черное море, к примеру, не может зайти тяжелый американский авианосец.
Некоторые турецкие политические силы смотрят на конвенцию Монтрё как на обременительное соглашение, вынужденно заключенное после распада Османской империи. Страна не получает никакой выгоды за проход через свои территориальные воды, а также вынуждена заниматься контролем иностранных военных кораблей. Закрывать проход через Босфор и Дарданеллы Турция имеет право, только если сталкивается с военной угрозой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+