Леван, как понимать взрыв в Кутаиси памятника грузинам, павшим на войне? Это осознанный шаг власти или ошибка градостроителей?
Это сознательное кощунство, чтобы вытравить в народе память о войне. Осуществляется целая программа, чтобы грузины забыли, как они воевали с фашизмом. В Грузии было 3,5 млн жителей. 700 тыс. ушли на войну с фашизмом. 355 тыс. не вернулись. Вдумайтесь в эти цифры: Грузия потеряла каждого десятого. США с ее громадным населением потеряли во Второй мировой войне 320 тыс. человек, а маленькая Грузия — 355 тыс.!
Приказ, безусловно, мог исполняться только с ведома Саакашвили. И событие это должно было быть подарком ему ко дню рождения — 21 декабря. Однако у властей была информация, что на 21-е число намечена большая акция протеста, в которой собирались участвовать все оппозиционные силы. Поэтому они перенесли взрыв на два дня раньше. Те невинные жертвы, которые произошли при взрыве, — прямой знак народу задуматься всерьез над тем, что происходит в стране.
А что происходит в стране?
Проблема уже не в том, что Грузию превращают во врага России. Проблема гораздо шире: Грузия опустошается изнутри. Из Грузии делается государство-зомби. Из народа выкачиваются душа, все понятия, обычаи, православная вера, чтобы осталась пустая оболочка под тем же названием, но без души и без смысла. Эту оболочку легко приспособить в оружие, естественно, против России.
Ту республику, которую мы все знали, хотят превратить в плацдарм определенных сил: для США это просто территория для оперативной деятельности. Но грузинский характер, кавказская культура, обычаи, традиции и православная церковь мешают американцам. Живой грузинский народ сопротивляется.
Демократия, либерализация, Евросоюз, НАТО — все это ярлыки, которые приклеиваются к действиям, направленным на то, чтобы вытащить из Грузии ее суть, опустошить ее.
Госдеп США взял на себя выплаты пенсий, пособий, долгов по квартплате, бюджет республики оплачивает, армию. Разве не наполняется Грузия благодаря США?
Грузины — такой неталантливый народ, что не способны сами себя прокормить? У нас отняли все механизмы самостоятельного государства. Нам не нужны чужие инструкции, как нам жить и как нам платить пенсии.
Когда я говорю об опустошении, я имею в виду ментальное опустошение. Идет массовое производство так называемых новых грузин, лишенных образования, традиций, культурных связей. Насаждают такие законы, которые всегда были позором для грузин…
Какие позорные законы насаждаются?
Стукачество, например, и система оплаты доносительства. Сегодня внушают, что стучать на соседа законно; чем больше будешь стучать, тем правильнее для государства и лучше для кармана. Саакашвили — проводник этого порядка. Это один из зомби, который прислан зомбировать всю страну. Грузинам это больнее всего прочего. Остальное — либо лирика, либо геополитика.
Но ведь Саакашвили выбрали, не свергают?
Ни он, ни его окружение ничего собой в Грузии не представляли. Его, в отличие от конкурентов, выбрали, прежде чем это сделал народ, его спонсоры — именно за то, что он легок в управлении, хорошо поддавался зомбированию. Они подбирали специальную команду, состоящую из людей с моральными недостатками. Они легко согласны рушить, ведь Грузия — это не их боль, они борются со своими комплексами, а тем временем разрушают страну.
Новый грузинский политический курс надолго?
Грузины — древний и мудрый народ. Те недоразумения, которые происходят последние годы, — случайный процесс. Тот организм, который называется Кавказом, отторгнет инородное тело "нового грузинского порядка". Их проект работать не будет. Проект "Саакашвили" пока что очень прибыльный для тех, кто в нем находится. Но этот проект чужероден и Грузии, и Кавказу.
Кавказ выдержал монголов и турок, но остался Кавказом. Ничто за века не смогло изменить кавказской сути — ни в Армении, ни Чечне, ни в Ингушетии. Поэтому очередная оккупация Грузии окончится провалом.
А кто сейчас оккупант Грузии?
В Грузии видят, что 20% территории оккупированы российскими войсками, что остальные 80 — американцами. Соединенные Штаты Америки действуют методом мягкого захвата. В Грузии не существует ни одного института — от нацбанка и министерства обороны до благотворительных, демократических и недемократических организаций, где бы ни сидели американские руководители. Это не инструкторы, это именно руководство, которое держится на вторых ролях, но реально всем управляет. Они рулят всем — и властью, и оппозицией. Вроде бы есть признаки всех институтов, но во всех них естественных процессов нет, есть только симуляция. Причем эти люди даже не понимают, как это все смешно выглядит.
Скажем, приезжает Гордон Браун. Оппозиция бежит к нему. Выходит довольная: Гордон Браун нас поддержал. В их представлении это означает признание их демократичности. Власти протащили закон, что свидетели Иеговы и мормоны должны обязательно в Грузии присутствовать. Один из послов был мормоном, ему хотелось, чтобы мормоны были в Грузии. Многие из команды Саакашвили имели отношение к так называемому Институту свободы. Его стратегической задачей является искоренение православия в Грузии и насаждение всех видов сектантства.
Власть решается на демарши против патриарха Илии?
Эта атака началась с 2004 года. Но церковь показала силу, и они испугались. Эту атаку отложили. Теперь ее возобновили. В церкви тоже действуют их люди, которых они смогли внедрить.
Влияние церкви в Грузии громадное. Задача "новых грузин" — превратить церковь в аморфный институт. Всячески блокируется возвращение церкви земли, имущества. В Аджарии и в Тбилиси начали сносить храмы, но они получили такой отпор, что отступили.
России выгодны такие отношения с Грузией, как сейчас?
У России две задачи на Кавказе. Они решаются только совместно с Грузией. Во-первых, обеспечить себе безопасность на Северном Кавказе, то есть обеспечить безопасный тыл. Сейчас боевиков на Северном Кавказе почти нет, но завтра они могут появиться. Пока Грузия предоставляет плацдарм для боевиков, Россия не имеет тыла. Во-вторых, возможность контролировать маршруты энергоресурсов, чтобы демпинг не ударял по российской экономике. Обе эти задачи решаются только в Грузии. Ни Южная Осетия, ни Абхазия эти задачи для России не решают.
Что же Саакашвили не помогает боевикам?
Если он на это решится, то получит ракету, от которой защиты у него нет. Вот он и рассчитывает сперва закрыться НАТО. Или в крайнем случае базами США.
Что американцам нужно от Грузии?
Им нужен плацдарм на Кавказе, которого они никогда не имели, для управления процессами на Северном Кавказе с целью доведения до распада России. И контролировать коридор энергоресурсов из региона в Европу, то есть контролировать и нас, и европейцев.
Иное будущее возможно у Грузии?
Грузия нужна Кавказу. Грузия была, есть и должна быть основным игроком на Кавказе. Она может быть в силу своего народного потенциала объединяющим началом и для азербайджанцев, и для армян, и для народов Северного Кавказа. Таков опыт Кавказа, он насчитывает тысячи лет.
Грузия нужна России как стратегический партнер на Кавказе. Культурно, исторически лучше партнера на Кавказе у России не было. То недоразумение, которое длится 5—10 лет, канет в историю.
Вы полагаете, что события 2008 года забудутся? Мы впервые воевали друг с другом…
Нет, мы воевали еще и в 1921 году. Это ведь не народы воевали, это было политическое столкновение. Нужно, чтобы подобного рода опасности в Грузии не возникали — это первоочередная политическая задача. При американских ставленниках подобная опасность над Грузией будет нависать постоянно. Думаю, что и после 2008 года ни один человек из России не чувствовал со стороны грузинского народа никакого плохого отношения, а это ведь показательно. Мудрость народа работает.
В России вполне раскручивался антигрузинский настрой.
В России есть силы, которые работают на то, чтобы не было стратегического партнерства между Россией и Грузией. Они управляются из того же центра, который посадил Саакашвили. У вас есть масса политиков, которые действуют именно на разрушение отношений России и Грузии, то есть действуют в интересах американцев. Посмотрите, кто из российских тяжеловесов поддерживает грузинских проамериканских деятелей. Не надо потом удивляться, что на смену Саакашвили придут такие же, как он. Проект "Саакашвили" сворачивается. Грузинская оппозиция налетала тысячи километров между Тбилиси и Вашингтоном. Там им сказали, чтобы теперь они постарались заходить в грузинскую политику через Москву. Что они и начали старательно выполнять.
Иной раз большая великая Россия ведет себя так, как можно было и не вести, если не стоит задача укреплять Саакашвили. Слишком много чести для такой фигуры, чтобы обсуждать его. Надо просто дунуть — и он исчезнет, как мираж.
Даже те, кто против Саакашвили, в восторге от его реформы милиции. Ему это удалось?
Ему просто принесли и показали, как повернуть схему коррупции с ног на голову. Теперь не внизу берут и несут наверх, а воруют сверху, понемногу отстегивая вниз. Журналисты из России восхищаются прозрачными стенами здания МВД. Но они что-то не спешат к непроницаемым стенам тюрем, где пытают, где в камере на 18 человек сидят по 60. В прозрачных зданиях преступников не видно.
Но почему-то никто не интересуется тем, как жене министра МВД Мирабишвили не понравился в баре парень. Она вызвала охранников, и те этого Гиргвлиани увезли в лес и там убили. Это доказано. Арестовали, правда, не самих убийц и уже выпустили по амнистии. Этим надо восторгаться? Это образец закона — прозрачная полиция, которая расстреливает на улицах?
В чем была реформа? Всех уволили; как быдло, выкинули на улицу. Оставили 20 тыс. человек, наняв с улицы. Кто имел хоть какое-то состояние, тех пересажали в тюрьмы. За них требуют выкупы. Чтобы выйти из тюрем, платят миллионы — без посредников начальству. Открыто говорят об этом по телефону, который сами же прослушивают. От этих взяток отщипывают своим подчиненным. Схема работает безотказно.
В Грузии это знают все, а иностранцы восхищаются реформой полиции. Они не видят, как эта свора ездит за границу и там гуляет на широкую ногу? Пусть посмотрят счета этой мафии. С вашими олигархами не сравнить, что грузинские чиновники вытворяют в Европе. Остальной народ — нищий, в лучшем случае занимается обслуживанием тех американцев, которые наезжают, чтобы изменять облик и душу Грузии.
Вы видите выход?
Надо исправить ошибки. У нас оказался плохой иммунитет после распада Советского Союза. Мы оказались беззащитны, в нас легко можно было всадить любое инородное тело.
Надо донести до российской власти, что развал отношений с Грузией — дело рук тех, кто не по-грузински думает. А те, кто думает по-грузински, понимают, что самый близкий союзник Грузии — Россия. Это обусловлено и историей, и традициями, и верой.
Грузины должны вернуть себе свою страну. И остальные задачи будет решить уже легко.
Сегодня Грузия оказалась в странном положении: христиане вдруг оказались ее врагами, а мусульмане — друзьями. Я не против кого-то, но уму непостижимо, как это стратегический партнер Грузии — Турция, а не Россия.
Грузинская оппозиция правая или левая? Какие там вообще воззрения?
Реальная оппозиция может находиться сейчас только вне Грузии. Нет в Грузии проблем правых и левых, нет этнических проблем. Это неважно. В оппозиции могут быть и социалисты, могут быть правые. В освобождении страны должны быть задействованы все политические партии. А в свободной стране все распределится по политическому спектру.
Смысл нашего координационного совета — в объединении всех сил, которые понимают, что Грузия оккупирована.
Грузинский народ понимает, что он оккупирован?
Грузинский народ понимает, что ему очень плохо. Чем тонка западная политика — тем, что оккупанты говорят на грузинском языке и изображают из себя грузин. Народ смотрит и видит, что вроде стоит грузин перед ним, а не черт с рогами, только ничего в нем грузинского нет, а не ухватишь.
Мы в восторге: про нас говорят. Страна с четырехмиллионным населением умудрилась обратить на себя внимание всех. Мы часто шумим больше, чем можем сделать. Но от эйфории, в которую мы погружаемся, мы испытываем восторг, не важно, погибаем мы или погружаемся в нищету. Такой характер. Но многие понимают, что главное решение кавказской проблемы зависит от России.
Насколько вероятна новая война?
Если все будет на таком уровне, как теперь, то война станет логическим завершением. Если не предпринимаются никакие действия, то наступает время для радикальных действий, а это война и есть. Не делается ничего.
Вы видите какое-то будущее мирного урегулирования с Абхазией и Южной Осетией? Мы эти вопросы решим, и я в этом ни на минуту не сомневаюсь, как только вопрос с оккупацией Грузии будет решен.
Я уверен, что все будет хорошо у Грузии и России. Если не мы, то наши дети исторически этот период и не заметят — может, две строчки в учебнике.
Грех кому-то советовать, когда у тебя на родине такое творится, но я бы настойчиво рекомендовал в России тщательно изучить те проблемы, которые назрели на Кавказе. И отнестись к ним более профессионально. Ведь Россия без Кавказа и без кавказской политики — это не Россия.
Неопределенность на Кавказе — это самая большая проблема, с которой может столкнуться Россия. Я надеюсь, что в вашей стране найдутся люди, которые смогут решать эти вопросы не в сиюминутном конъюнктурном плане в интересах какой-то группировки, а философски, глобально и надолго.