Чем больше погружаешься в историю Карабаха, тем меньше оснований считать какую-либо сторону, скажем так, более правой или менее правой. Как часто это бывает (а если точнее, то практически всегда), в историческом разрезе всё зависит от точки отсчёта. Или от собственного интереса, где присутствует целый ряд факторов.
Вот, к примеру, православная Украина в лице Зеленского, разглядела целый букет своих интересов, ничуть не смущаясь тому, что в мусульманском мире её наверняка используют как половую тряпку, ибо по-другому ещё никогда не бывало.
Впрочем, тут я отдаю должное Зеленскому, который чётко отрабатывает инструкции, полученные 1,5 года.
Если кто не помнит, то я напомню.
Сразу после победы на выборах 21 апреля 2019 года, вместо того, чтобы прокладывать обещанный новый курс воюющей страны, Зеленский отправился в Турцию, где в отеле Lujo (Бодрум) его охарактеризовали как «простого, приятного и весьма симпатичного человека».
Почему именно в Турцию, а не Арабские Эмираты или, скажем, не на Кипр? Ответ здесь простой: Зе был вовсе не на отдыхе. И хотя информация о том, что он встречался с Эрдоганом, отсутствует, зато есть совершенно точные сведения о некоей деловой встрече на 40-метровой яхте в Средиземном море.
Тема деловой встречи также не раскрывалась и только сейчас окончательно стала понятной: Зеленский и турецкая сторона договорились: как только полноценно разгорится Карабахский пожар, Украина непременно выступит на стороне Азербайджана, а Турция, в свою очередь, поддержит украинские претензии на Крым.
Однако здесь есть целый ряд обстоятельств, которые, независимо от результатов карабахской войны, не понимает «простой, приятный и весьма симпатичный человек» в силу своего банального скудоумия.
Во-первых, если умозрительно предположить, что принадлежность Крыма России вдруг когда-либо действительно будет оспорена, он уже никогда не достанется Украине, так как на него тут же предъявит права Турция, причём права гораздо более весомые.
Во-вторых, в любой аналогии Украина точно проигрывает в аргументации, ибо, в отличие от Крыма с его волюнтаристски переходящим статусом, всё советское время Карабах принадлежал на правах автономии Азербайджану, также как длительное время (почти весь 19 век) оставался исламским ханством в составе Российской империи. Более того, в Крыму был референдум, а в Карабахе он невозможен и его статус сегодня зависит только от силы претендентов.
В-третьих, ступив на скользкую геополитическую дорожку, где решаются вопросы, выходящие за рамки дипломатических игр и где во все времена всё решали сила и политическая воля, Зеленский рискует сломать себе шею, а вместе с ней и разрушить тот хрупкий мир, который худо-бедно сейчас установился на Донбассе. А это уже риск для всей украинской государственности, что, впрочем, уже не наши проблемы. Да и чем больше Украина закупит оружия у Турции, тем лучше — будет чем поживиться ополченцам в «военторге».
Так что, Зеленскому не стоит питать никаких иллюзий: несмотря на слова Эрдогана о том, что он воспринимает «Украину как ключевую страну в плане безопасности и стабильности нашего [черноморского — авт.] региона», вся украинская роль непременно сведётся к небольшому звену в турецкой пищевой цепи, где нет места клоунам, а есть голый расчёт и игра в долгую. Так что, вопрос Крыма закрыт окончательно и вовсе не в 2014 году, а со времён Екатерины II и только по праву сильного.
Другое дело, что и сам Эрдоган также опрометчиво ступил туда, куда ему ступать не следовало. Но это уже другая история — история вечного соперничества двух империй, где счёт с подавляющим преимуществом на стороне России. Вполне возможно, что основные баталии в Закавказье ещё впереди, теперь уже всё зависит от аппетита Турции.
Во всяком случае, сегодняшняя относительно вялая роль России, когда в прежние времена достаточно было появиться у армян российскому флагу и всё стихало — это цена многолетней «многовекторности» Еревана. Также как скоро три месяца майданящая Белоруссия — прямое следствие «многовекторности» Минска, когда в обоих случаях под «многовекторностью» явно просматривается оскал русофобии.
Похоже, впредь будет так: хотите быть «многовекторными» с прозападным русофобским уклоном — платите цену, в том числе и территориями. Земля никогда никому лишней не была и не будет, со времён Колумба её больше не производят.
Однополярный мир закончился, на арену выходят новые/старые империи и единственная забота лимитрофов — сделать правильный выбор и доказать выбранной метрополии, что достойны её покровительства.
А в качестве назидания — текущие итоги «многовекторности» Грузии, Украины, Армении, Гонконга и много кого ещё, в том числе и тем, кому только предстоит пожать плоды неправильного выбора в ближайшем будущем.
К Азербайджану, кстати, вопросов нет, он свой выбор сделал. А уж насколько правильный — покажет время.
Специально для РУССТРАТ (институт русских стратегий)
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|