В Белом доме хотят, чтобы всемирная организация по укреплению мира работала по принципу America first
Историки утверждают, что 78 лет назад, через пару недель после атаки японцев на Пёрл-Харбор, когда Уинстон Черчилль гостил у Франклина Рузвельта в Белом доме, тот так загорелся желанием поделиться с ним идеей создания новой организации по международной безопасности, что, несмотря на позднее время, прибежал в спальню к Черчиллю, застав его в пижаме, чтобы рассказать об идее Объединённых Наций. «О, что за великий день это будет в истории, – воскликнул сменивший Рузвельта Гарри Трумэн, подписывая 26 июня 1945 года Устав ООН. – Страны отставили в сторону свои различия в единой непоколебимой решимости найти путь к прекращению войн».
Генеральная Ассамблея ООН
Однако всё это в прошлом. Сегодня ООН американским президентам чаще мешает. Во время прошлогодней сессии Генеральной Ассамблеи представитель США при ООН Черит Норман-Шале заявила, что Пятый комитет ГА, ответственный за рассмотрение административных и бюджетных вопросов, не способен вырабатывать решения по критически важным проблемам, особенно по тем, которые «требуют политического обсуждения». И добавила, что США глубоко обеспокоены «отсутствием уважения к согласию, продемонстрированному Группой 77».
Эта группа, созданная в 1964 году, включает 134 государства-члена ООН. Она выступает за реформу ООН, в которой её не устраивает состав Совета Безопасности (всего 5 постоянных членов) и право вето, которыми располагают постоянные члены СБ ООН. Это и имела в виду американка Черит Норман-Шале.
За десятилетия существования ООН в системе её функционирования действительно накопились проблемы: большой расход средств, громоздкость, дублирование функций различных комиссий, комитетов и агентств. Однако в деятельности механизма предотвращения войн Вашингтону связывает руки другое, а именно право вето, которым располагают в Совете Безопасности, в частности, Китай и Россия. Поэтому США бомбили Югославию в 1999 году, вторгались в Ирак в 2003 году, осуществляли интервенцию в Сирии в 2014 году без санкций Совета Безопасности ООН.
Эти нарушения Устава ООН и норм международного права не привели ни к изгнанию США из Организации, ни к какому бы то ни было общему протесту стран-членов. И для главного плательщика ООН, покрывающего 22 процента бюджета организации – 674,2 миллиона долларов (Россия – около 4 процентов, 73,7 миллиона долларов), – важно, чтобы ООН работала по принципу America first, коли оплачено.
Президент США Дональд Трамп
Известно, что развитые страны Запада вносят в бюджет ООН значительно больший вклад, чем остальной мир. Общеевропейский взнос составляет 844 миллиона долларов. Вместе с Китаем (12 процентов бюджета – 367,9 миллиона долларов) крупнейшие мировые державы платят больше всех, тогда как страны, которые получают прямую помощь от ООН, платят совсем немного – чаще всего 0,001 процента бюджета. Трамп не Рузвельт, он хочет, чтобы ООН «отрабатывала» американские деньги, или зажимает взнос США. На конец прошлого финансового года в общем долге 65 стран-членов ООН в 1,4 триллиона долларов Соединённые Штаты должны 674 миллиона за 2019 год и 381 миллион за предшествующие годы.
Однако речь не только о деньгах. Размывание статуса ООН и принижение её престижа стали для США и их союзников стратегией по расчистке поля международной деятельности от оппонентов. Вот что пишет, например, The Economist: «казалось, можно порадоваться, что к своему 75-летнему юбилею ООН выросла с 51 до 193 членов и находится в центре мирового устройства, основанного на соблюдении законов, «но нет вечного международного устройства... Правила остаются, но крупные державы всё более свободно игнорируют их. Россия захватила часть Украины, Китай оккупировал спорные территории в Южно-Китайском море. Америка давно жалуется на цену своей поддержки многосторонней системы… Главный архитектор системы [США] сейчас имеет президента, который, похоже, с удовольствием готов запустить разрушительный шар в ООН».
Сказано откровенно. Выход США из Парижского соглашения по климату, из ядерного соглашения по Ирану, блокирование избрания новых судей в апелляционные органы ВТО, злоупотребление американской привилегией обладателя мировой резервной валютой – все это перестаёт быть деталями характера «сумасбродного президента США». Идет ломка миропорядка под интересы последней империи современности, и одним из главных противников в этом у США становится ООН. Поэтому Вашингтону не нужны ни ЮНЕСКО, ни какие-либо ещё ооновские организации. Генеральная Ассамблея ещё не поняла, что нужно садиться не за праздничные столы и отмечать 75-летие Организации, а крепить защиту единственной международной организации, способной укреплять мир.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш
Однако механизм принятия решений в ООН глубоко поражен вирусом американского превосходства. 22 процента бюджета, поголовно американские сотрудники в аппарате, комитетах и комиссиях ООН... Что думает по этому поводу Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш? Некоторые его высказывания звучат удручающе: «Мир не многополярен, – считает генсек, – он в высшей степени хаотичен», из чего следует, что «ООН и воплощенное в ней совместное глобальное управление обречены быть менее действенными в мире конкуренции великих держав». Стало быть, нужен лидер. Один. Чтобы без конкуренции. Как пишет The Economist, «Америка… может быть снова знаменосцем либерального мирового порядка». Однако именно этот «знаменосец» методично разрушает ООН.
Предстоящие выборы нового президента США едва ли остановят идущий процесс. Без реформ ООН не устраивает, кажется, никого. А за реформы, которые укрепляли бы влияние всех государств на деятельность Организации и её институтов, США и другие «богатые» платить не хотят. Тут действительно не до юбилеев.