Прогуливающиеся на фоне полуразрушенных зданий и сожженных машин солдаты со штурмовыми винтовками в руках — это не картинка из «процветающего» под демократическим управлением Вашингтона Ирака, но сегодняшняя реальность самих США. Беспорядки, поджоги, мародерство, вандализм, сожжение национальных флагов, нападения на полицейские участки охватили несколько штатов и десятки городов, в которых был введен комендантский час. Происходящее в Соединенных Штатах вызывает сразу несколько вопросов, самыми злободневными из которых, пожалуй, являются размышления о том, действительно ли сегодня расизм представляет серьезную проблему для США, и чьим интересам в большей степени отвечает пароксизм американского уличного насилия?
Смерть Джорджа Флойда в очередной раз продемонстрировала глубокое разделение американского общества на приверженцев демократического лагеря и сторонников Дональда Трампа. Политические оппоненты сходятся в том, что убийство Флойда полицейскими — это, безусловно, преступление, но транслируют радикально противоположные взгляды на подоплеку происходящих событий.
Американские либералы указывают на превращение правоохранительных органов США в привилегированный класс, не несущий никакой ответственности за свои злоупотребления. Большая часть либеральных СМИ охарактеризовала убийство Флойда как проявление системного расизма со стороны полиции, доверие к которой в обществе давно подорвано. Но проблема выходит за рамки т н. «квалифицированного иммунитета», позволяющего правительственным чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов избегать судебного преследования за дискреционные действия в рамках своих служебных обязанностей. Пандемия коронавируса привела к появлению новых запретов и правил, которые еще больше расширяют полномочия полиции и, следовательно, все чаще провоцируют ее на проявление неоправданной жестокости.
Сторонники Трампа соглашаются с тем, чернокожие в США по-прежнему менее образованы, чем белые, живут в худших условиях, непропорционально часто оказываются за решеткой и умирают от Covid-19, но при этом указывают, что при этом у большинства чернокожих американцев сегодня есть дома и ипотека, хорошие рабочие места, в том числе в органах власти, и в целом они и их дети встроены в современную американскую жизнь на уровне, который невозможно было бы представить во времена Мартина Лютера Кинга-младшего. И хотя все еще сохраняются очаги афроамериканской бедности, тотальная нищета черных гетто, бесправие и безнадежность того периода сегодня практически исчезли.
Миннеаполис считается одним из самых прогрессивных городов США, которым десятилетиями руководили мэры-демократы, имеющие по уставу города полную власть над полицейским управлением. В городском совете также преобладают демократы. Штат Миннесота управляется губернатором-демократом и считается одним из оплотов Демократической партии. Тот факт, что отвратительный эпизод полицейской жестокости произошел именно здесь, говорит о том, что в Миннеаполисе и ему подобных «синих» городах происходит много всего, что не соответствует либеральному дискурсу.
Левый американский истеблишмент, от политиков до звезд Голливуда и СМИ, три последних года рассказывал американцам, что Трамп победил нечестно, что он расист и предатель американских интересов. В этой войне расовый вопрос становится одним из инструментов ослабления противной стороны, однако пользоваться им нужно с особой осторожностью. В Атланте (также управляемой демократами) леволиберальный рупор — телекомпания CNN, один из самых непримиримых врагов Трампа, внезапно обнаружил непреложность древней мудрости: что посеешь, то и пожнешь, когда погромщики ворвались в штаб-квартиру телекомпании, движимые жаждой корпоративной крови. Должно быть, немалый когнитивный диссонанс испытал и репортер CNN, ведущий прямой репортаж с улиц одного из американских городов и получивший бутылкой по голове в тот самый момент, когда рассказывал телезрителям о «преимущественно мирной демонстрации».
Складывается впечатление, что протесты в США не достигли бы такого накала, несмотря на все возмущение в обществе жестокой смертью Джорджа Флойда и накопившуюся за время самоизоляции энергию, если бы не участие хорошо организованных левых экстремистов. Американские СМИ за всеми разговорами о правом расизме и белых радикалах уделяли немного внимания левому анархистскому подполью, уже давно организовавшему свои «боевые» отряды, идейно сплоченные и обученные.
Ранее мы уже поднимали эту тему, и сегодня крайне левые в Америке рассматривают банки, полицейские участки и даже дорогие автомобили как символы коррумпированных институтов, которые должны быть уничтожены. Зачем обычным гражданам Миннеаполиса поджигать библиотеки и офисы? На видео и фото «мирных» американских протестов, быстро переросших в уличные бунты, можно, например, заметить людей в черных масках с наушниками, армейскими противогазами и рюкзаками, полными коктейлями Молотова. В эту увлекательную игру можно играть вдвоем, и соцсети полнятся примерами разоблаченных полицейских под прикрытием, которые также стремятся маргинализовать протесты в настоящие уличные беспорядки. Левые радикалы и правительственные агенты, по идее, действуют в интересах тотального Большого брата, и совершенно верно недавняя статья в The New York Times приводит примеры того, как уличные беспорядки исторически служат для расширения возможностей государственного подавления любого протеста.
В субботу Трамп обвинил американских антифа в насилии и вандализме, а воскресенье президент пригрозил, что их организации будут помечены как террористические со всеми вытекающими последствиями. Прореспубликанский FOX News упрекнул губернаторов-демократов в намеренном промедлении с подавлением уличных бунтов, в то время как экс-советник Обамы Сьюзан Райс заявила о «российской методичке», по которой могли быть разыграны американские беспорядки. По словам Райс, к такому убеждению она пришла, основываясь «на своем опыте».
Одним из главных вопросов текущей повестки в США остается проблема ноябрьских выборов и того, как главные соперники в лице Дональда Трампа и Джо Байдена воспользуются в своих интересах вспышкой уличного насилия. Менее чем за шесть месяцев до выборов Трамп сталкивается, возможно, с самым главным вызовом в своей политической карьере: пандемия коронавируса, уже унесшая жизни 100 тысяч американцев, экономические проблемы, война мускулов с Китаем, вновь ставший ребром вопрос о расизме в американском обществе — все это серьезным образом усложняет президентскую избирательную кампанию.
Согласно последнему социологическому опросу The Washington Post и ABC News, Байден опережает Трампа в предпочтениях зарегистрированных избирателей на десять пунктов, 53% против 43%. При этом опрос Quinnipiac Poll показывает, что 81% афроамериканцев предпочитают бывшего вице-президента. Но не все так радужно для фаворита демократов, как кажется. Во-первых, личный рейтинг Байдена снизился по сравнению с прошлой осенью на семь пунктов, во-вторых, за Хиллари Клинтон четыре года назад были готовы голосовать 88% чернокожих избирателей, но это не сильно ей помогло, потому что явка афроамериканцев в 2016 году значительно снизилась по сравнению со временами Обамы, и, в-третьих, 84% электората Трампа предельно отмобилизованы и готовы принять участие в выборах, тогда как у Байдена только 68% сторонников твердо намерены прийти на избирательные участки или проголосовать по почте.
Избирательный фонд Трампа в два раза больше, чем у Байдена, уже сейчас президент США опережает конкурента по количеству размещаемой политической рекламы в три раза. Вообще президентская кампания-2020 отличается серьезным уклоном в «цифру», т. е. передовые электронные электоральные технологии, которые штаб Трампа применяет активнее конкурентов. Стратегия Трампа направлена на трансляцию двух идей: прежде всего, аргумента, что его обращение с пандемией привело к спасению миллионов жизней, и обещания, что под руководством Трампа произойдет «американское возвращение» в виде уверенного роста национальной экономики в третьем и четвертом квартале. Глава Белого дома отчаянно нуждается в хороших новостях, поэтому успешный запуск Crew Dragon к МКС стал отличным позитивным поводом отвлечь внутреннюю аудиторию от негативной повестки. Основной посыл Байдена до сих пор был сфокусирован на том, чтобы превратить выборы в референдум по Трампу. Наблюдатели отмечают, что на фоне всех войн Трампа с соцсетями наилучшим выходом для Байдена было бы обратиться к утомленному американскому обществу с посланием, пронизанным духом спокойствия и мудрости.
Однако сам «Сонный Джо» продолжает совершать ляпы, которые наводят на мысль о банальной деменции демократического кандидата. В частности, выйдя из подвала, Байден попытался оседлать модную волну хайпа на теме протестов и дал интервью популярной в афроамериканской общине радиопередаче The Breakfast Club, в котором умудрился заявить:
«Если вы не можете определиться, с кем вы — со мной или Трампом, то вы не чернокожий».
Столь высокомерное поведение Байдена, давшего понять, что он лучше самих чернокожих знает, что им нужно, несколько пошатнуло устоявшийся нарратив о том, что чернокожие избиратели — это неизменно преданный Демократической партии электорат.
Один из кандидатов в вице-президенты Байдена, сенатор Эми Клобушар, по информации The Washington Post, на посту главного прокурора округа Ханнепин (в который входит Миннеаполис) с 1998 по 2006 годы отказалась выдвигать обвинения против полицейских в более чем двух десятках случаев, когда от их рук гибли местные жители. В свое время будущего сенатора даже прозвали «Клобокоп». В выходные были обнародованы новые свидетельства о домогательствах со стороны Байдена к женам и подругам работавшего у него обслуживающего персонала и охраны. В общем, у демократического кандидата в президенты столько скелетов в шкафу, что даже, казалось бы, благоприятная тема с протестами на американских улицах вовсе не гарантирует ему избрание.
Со стороны происходящие сегодня в Соединенных Штатах события наводят на мысль о том, что геронтократический истеблишмент демократов и республиканцев воплощает собой национальный психологический кризис, спровоцированный тем, что две основные политические партии сцепились в непримиримом конфликте десяток лет назад и никак не желают или уже неспособны двигаться вперед. Лето 2020 года в США будет по-настоящему жарким во всех смыслах.