Россия раздражает Запад. Она ему непонятна. То ли к ней относиться как к равноправному партнеру, то ли как к колоссу на глиняных ногах, которого надо непременно дожать. Непонимание приводит к широкому спектру заявлений — от «все пропало, клиент уезжает, гипс снимают» до настоящих просветлений.
Недавно три влиятельных американских политика призвали к кардинальному пересмотру курса в отношении России и возобновлению диалога. И хотя все они имеют приставку "экс", к их мнению, без сомнения, прислушаются.
Когда «бывшие» заговорили
Бывший госсекретарь США Джордж Шульц, экс-министр обороны Уильям Перри и бывший сенатор Сэмюэл Нанн в совместной статье в газете «The Wall Street Journal» заявили, что отношения России и США зашли в тупик, а это может привести к опасной конфронтации и обернуться применением ядерного
оружия. Они считают, что уровень нависшей угрозы заметно превосходит опасность, грозившую миру во времена холодной войны. Политики предложили наладить контакты – создать двухпартийную группу в Конгрессе США, которая будет отвечать одновременно за укрепление НАТО и возобновление диалога с Россией.
Почти одновременно еще один представитель американского истеблишмента высказался о важности налаживания отношений с нашей страной. Командующий силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти с ностальгией вспомнил времена СССР. "Во времена холодной войны мы понимали сигналы друг друга. Мы разговаривали. Меня беспокоит то, что сегодня мы не знаем их (русских) так же хорошо", – заявил военный. По его мнению, общение и взаимодействие – это "важная часть сдерживания", знание потенциала и намерений противника может минимизировать вероятность конфликтов.
Как видите, речь не идет о партнерстве, компромиссах, уходе от конфронтации. Запад уже более двух десятков лет реализует стратегию "додавливания" России. Во многом это объяснимо. Во-первых, это многомиллиардный бизнес. Лидер западного блока, США, вкладывает и зарабатывает большие деньги на своем ВПК. Во-вторых, НАТО надо куда-то двигаться, если альянс остановится, то никому не будет нужен. И многомиллиардные вложения в альянс – это тоже весьма прибыльный бизнес.
И наконец, в-третьих, образ России до сих пор очень размыт. Одно дело – проводить постоянные разведки на границах потенциального противника, и совсем другое – признать, что наша страна намного больше, чем второразрядная держава, которую надо непременно "загнать за Можай". Главное, что Россия никак не укладывается в западное прокрустово ложе даже по естественным причинам.
Итак, её площадь составляет более 17 млн. кв. километров. Даже после распада СССР это настолько много, что может не только пугать, но и вызвать зависть, несмотря на то, что большую часть этих миллионов квадратных километров освоить почти невозможно. На втором месте по площади – Канада, у которой почти в два раза меньше земли, чем у РФ, но земли хорошей, может быть, даже больше. Но ведь площадь одной Якутии больше Аргентины. А она на восьмом месте в мире по размеру территории…
Другие естественные факторы: Россия занимает первое место в мире по доказанным запасам газа, которые составляют почти 50 трлн. кубометров. По данным «Business Insider», общая стоимость всех запасов газа, нефти и угля в РФ составляет более 40 трлн. долларов. Кстати, на втором месте – Иран с показателем в 35 трлн. долларов, ему в спину буквально дышит Венесуэла с 34,9 трлн. долларов. Может быть, именно с этим связан такой повышенный интерес США к этим странам? Кто знает… А ещё у России есть огромные запасы железной руды, цветных металлов, лесных ресурсов. Да, проедаем мы их порой без контроля и без ума, но всё же…
Не умереть от скромности
Ну, хорошо, скажете вы, это все, как говорится, от бога. Тогда возьмем экономику. Тут несколько скромнее, но все же. По объему ВВП, выраженному в долларовом эквиваленте, Россия находится на 12-ом месте. В абсолютных показателях в 2018 году ВВП составил 1,57 трлн. долларов. Доля в мировой экономике – 1,7%.
Маловато будет, как говорил герой пластилинового мультика. Отставание от лидера (США) в 20 раз. У них в прошлом году получилось более 20 трлн. долларов. Впрочем, намного ближе к реалиям другой показатель – валовой национальный доход по паритету покупательной способности. Здесь уже Россия занимает 6 место в мире, а вклад в мировую экономику вырос до 2,75%. В этом рейтинге на первом месте уже Китай с 17,5%, а на втором США с 15%.
Конечно, нужно обратить внимание на экспорт и импорт страны. Однозначный прорыв у России в сельском хозяйстве, чтобы там ни говорилось и писалось про ошибки статистиков. Сам Минсельхоз США признал, что наша страна заняла первом место в мире по экспорту пшеницы. Поставки зерна из РФ в 2017-2018-м сельскохозяйственном году превысили 40 млн. тонн. Соединённые штаты экспортировали 23 млн. тонн, Канада – 22,6 млн. тонн.
Однако всё же структура российского экспорта совсем не аграрная. По-прежнему в нём царствуют топливно-энергетические ресурсы, на них приходится около 60% всех экспортных поставок. Металлы и изделия из них взяли 10%. На долю машин и оборудования приходится 7%. А вот сегмент продовольственных товаров даёт всего 5%.
А что импортируем? На первом месте машины и оборудование, на них пришлось около 45%. На втором месте – продукция химической промышленности – более 18%, на третьем – продовольствие с 12,5%. Как мы видим, существует структурный перекос в экспорте-импорте.
А какие еще слабые места в экономике страны? Называют сразу несколько болячек: низкая производительность труда, неэффективность использования государственных средств, неразвитая транспортная инфраструктура, которая сразу отнимает несколько процентов от ВВП страны. Производительность труда, например, у нас в среднем в три раза ниже по сравнению с США и странами Западной Европы. И пока сократить разрыв никак не удается.
Встреча с представителями деловых кругов Франции. 18 апреля 2019 г.
«У России только два союзника»
Но, пожалуй, есть одна сфера в нашей стране, которая реально достигла высокой эффективности. Это оборона. Не зря, как видно, ещё Александр III, справедливо наречённый миротворцем, говорил, что у России только два союзника – её армия и флот. Сейчас союзников больше, и наша страна в рамках достаточно скромных средств сумела выстроить вооружённые силы таким образом, что это привело коллективный Запад в ступор. При его столь глобальных военных затратах Россия практически ни в чём не уступает.
Сравните: расходы на оборону у США в 2018 году составили 714 млрд. долларов, или 3,6% ВВП. А у РФ – 46 млрд. долларов, или вполне разумные 2,8% ВВП. При этом военные эксперты признают, что российская армия входит в тройку самых сильных армий мира. А появление целого набора новейших вооружений, "Кинжала", "Посейдона", "Авангарда" и иже с ними, вообще повергло в шок наших западных партнеров. И по большому счету, до сих пор они из него не вышли.
На встрече с президентом Эстонской Республики Керсти Кальюлайд. 18 апреля 2019 г.
Уже и на Западе стали понимать, что Россия, похоже, выбрала верную тактику и стратегию в оборонной сфере – не отвечать паритетом по военным расходам, а находить эффективные решения, которые позволяют купировать массированную волну "наступления". Так, недавно была принята новая программа вооружения НАТО в Европе. Россия в лице замглавы МИД РФ Александра Грушко ответила: действия будут "симметричными, но не затратными". Вот это и есть та "изюминка", которая приводит к неоднозначности образа нашей страны.
Собственно, это подтверждается рядом заявлений и действий европейских политиков. Пожалуй, одним из наиболее ярких маркеров стала реакция Швеции. С одной стороны, недавно шведская полиция безопасности включила Россию и Китай в число основных угроз. А с другой, премьер-министр Швеции Стефан Лёвен лично приехал на Арктический форум в Санкт-Петербурге и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. И после этого было заявлено, что шведское правительство будет стремиться углублять сотрудничество с Россией по вопросам, представляющим интерес для страны.
Такой геополитический раздрай, думаю, будет еще продолжаться долго. Но все равно Западу придётся определяться. И в конце концов определиться. Мы-то своё место неплохо знаем, теперь и нашим партнёрам предстоит сесть и найти истинное положение России на карте мира.