Украинские наблюдения с натуры
Сергей Лунев
Говорят, что самые жизнерадостные жители планеты обитают в Латинской Америке. А о чём собственно печалиться? В странах всё есть необходимое для счастья: природа, погода и благодатная земля. В таком краю остаётся только мечтать о социальной справедливости и всеобщем благоденствии, чем и славится Латинская Америка со своими революционными традициями. Наблюдая за настроениями на Украине последние двадцать лет, я склонен считать, что если не прямое, то духовное родство с латиноамериканцами у украинцев существует. Природа, погода и благодатная земля в наличии, если не считать абсолютно мерзкую зиму, которая регулярно портит все планы аборигенов на безоблачное существование. Хоть бери и тикай с незалежной в отопительный сезон. Находясь под колониальной опекой Советского Союза, об этой напасти как-то не вспоминали. Откуда берётся газ в горелках, откуда тепло в квартирах? Известное дело из трубы, а как эти блага цивилизации туда поступают - мало кто задумывался. Не украинское дело думать о сталь прозаичных мелочах, когда в умах просвещённых граждан мечется безумная мысль об обретении свободы.
Свобода упала на Украину неожиданно, как снег на голову работника коммунального хозяйства. Всё о чём мечтали «сотни лет», со времён появления первых поселении на территории Украины произошло 24 августа 1991 года. Сбылись сокровенные мечты украинских коммунистов, националистов, рабочих и колхозников о безраздельном владении родной землёй. Радости было полные штаны тогда, но самое странное, что спустя 19 лет после обретения незалежности эта радость не иссякла у многих граждан. У них всё как в песне поётся «ще не вмерла Украина, если мы гуляем так». Несмотря на то, что дела украинской экономики весьма плачевны, политическая жизнь напоминает второй день сельской свадьбы в три часа ночи, когда кто-то кого-то щупает на сеновале, а кто-то приступил к традиционному мордобою - украинцы веселятся. Особенно данные настроения заметны в среде интернет-патриотов, которые всё ещё верят в «клад гетмана Полуботка», «закарпатское золото», «алмазы криворожья», «газ и нефть Черного моря» и прочие сюрреалистические фантазии украинского зазеркалья. Как я понимаю этих мечтателей, ведь у них всё действительно уже всё хорошо, они уже практически на южноамериканском пляже, тешатся на песочке и виляют попками под звуки ламбады, толь по Крещатику, толь по офисному коридору с евроремонтом. Куда им думать о своём «ридом сэле» с которым их связывает только мешок картошки, да шмат сала, прибывший с оказией в столицу независимой Украины.
Мало кто из рьяных поборников украинской незалежности признает факт полной деградации украинского села. Разумеется, в их «селах» на Печерских холмах, Оболонских липках всё хорошо. А вот в реальном украинском селе дела идут несколько иначе. Во-первых, там, в отличие от Киева нет никаких вышиванок, глечиков, бандур и прочих предметов национальных ремёсел 17 века. Во-вторых, украинское село – это население озабоченное лишь выживанием. Что-то сеют, где-то пашут, зарабатывают крохи и любви к своему труду явно не испытывают, как и уважения к самим себе. Ощущение, что Украина – это их государство им явно не знакомо.
Ничего удивительного, ведь многие украинские сельчане успели побывать в Испании, Португалии, Польше, России и даже на стройках киевских «рублёвок» и заметить, как живут нормальные люди. Потому похождения в Европу для маленьких украинцев архи-актуальная задача, ибо там люди действительно живут. По замечаниям многих жителей Украины, побывавших в России, они отмечают, что и там живут вполне сносно. По крайней мере, трудовых мигрантов из России на Украину не наблюдается, а это всё объясняет. Но, во-первых, в России не все живут хорошо, а во-вторых, чисто психологически давит то, что команды «ать-два брёвнышко» отдают на понятном русском языке. Одно дело, когда какой-то немец скажет «арбайтн», а другое дело, когда так говорит такой же мужик, как и ты.
Мои наблюдения нельзя назвать социологическим исследованием, нет той выборки, но всё о чём я пишу, является плодом многочисленных задушевных разговоров под горилку с украинскими селянами, которых я люблю и ненавижу одновременно. Потому, что того села, которое я знал в 70-х годах ХХ столетия уже нет. Нет трудолюбивых колхозников, нет песен на скамеечках, нет танцев в клубе, нет добрых бабушек, которые угостят яблочком и напоят молоком. Украинское село стало агрессивным, хамовитым и одновременно зашуганным своей непутёвой жизнью. Современное украинское село потеряло свои сельские черты, но и не приобрело черты городского жителя. Общины уже нет, колхоза уже нет, а есть некая разобщённая масса, которой рулят местные феодалы.
Лично мне приходилось наблюдать два типа украинского села. Одно село находится в «50-ти километровой зоне» от крупных городов и питается за счёт них. Кто-то держит теплицу, кто-то возит грушки – яблочки - солёные огурчики с огорода на базар, а кто-то работает охранником-официантом-строителем в относительно благополучном городе. В электричке Киев-Нежин встречаются персонажи, которые пять дней в неделю проделывают путь на работу. На дорогу от дома до работы они тратят не менее семи часов в день. Когда и чем живут эти люди?! Хотя в электричках уже сложились свои дружеские компании, где можно выпить-закусить-позубоскалить и поиграть в карты.
Неофициальная стоимость проезда из любой точки до Киева составляет пять гривен. В американской валюте около 60-ти центов. Кроме того, огромную часть пассажиров составляют пенсионеры совершающие торговые вояжи на киевские базары (или на дачи) и ни копейки не оплачивающие за свой проезд. Кто компенсирует железной дороге убытки от перевозки этой части граждан? Никто. Если мне кто-то скажет, что пассажирские перевозки на Украине рентабельны, я не поверю. Ровно как я не поверю, что при таких «расценках» кто-то когда-то сможет обновить подвижной состав. Ни одной электрички на маршруте Нежин-Киев, изготовленной позднее 1991 года я не видел. И вероятно не скоро ещё увижу.
Но вернёмся к «задушевным разговорам» с украинскими крестьянами. Я не беру тех, кто является ровесником независимости. Хорошую жизнь они видели только в Европе и по телевизору. Более интересными являются те, кто имеет возможность сравнивать жизнь «до» и «после» обретения свободы. И оказывается, что у большинства украинцев «после» 1991 года ничего не было. Сначала произошел развал колхозов, потом дерибан сельскохозяйственной техники и прочего имущества. Сегодня большая часть народа живёт за паи, за сданную в аренду землю или получает зарплату, работая на какого-то «дядю». Из всего досуга в сёлах остались ликёро-водочные изделия и гарны украинские девицы, хлестающие горилку наравне с мужиками. Типичны воспоминания пожилых селян о службе в советской армии и роковой ошибке, когда он на увещевание отца-командира не остался прапорщиком. С теплотой вспоминает украинский крестьянин советскую власть, ведь голод, война были в далёком босоногом прошлом, а всё самое лучшее было в 60-70-е годы, когда село строилось, электрифицировалось, механизировалось. Один мужик говорит, дескать, мне в колхозе было хорошо, я и мешок зерна когда надо мог взять, и досок принести, и цемента. Разумеется всё это он брал почти безвозмездно за 0,5 литра пользуясь советским разгильдяйством и своими добрыми отношениями с местными зав.складами. Капитализм таких льгот крестьянам не предоставляет.
Тут следует уточнить, что в своей массе сельские украинцы выступают как великие патриоты страны, но почему-то они считают, что государство, в котором они живут сегодня, не есть настоящая Украина, что кто-то взял её и подменил. Потому они в большинстве своём поддерживают многочисленные украинские партии, периодически отправляя в утиль обанкротившиеся политические проекты. Но долго ли умеючи вытащить из какого-то хутора очередного пузатого дядьку, придумать ему легенду, назвать его «вэликим патриотом Украины» и запустить очередного козла в огород? И будут украинцы за него голосовать как миленькие, и будут потом роптать, что выбирать им не из кого, потому что такова украинская карма. Бред, который несут украинские политики в массы, понятен людям. Ведь разницы между элитой и низами общества нет никакой. Они сделаны из одного материала, вышли из одного и того же села, мыслят одними и теми же категориями.
Самое смешное, что при декларировании пути построения рыночной экономики, на Украине так и не появилось ни одной влиятельной и действительно правой партии. Всё, что мы видим на Украине – это социалистические по своей риторике партии, эксплуатирующие электоральное поле коммунистов. Только ведь украинский социализм весь сводится к тому самому мешку зерна из общего амбара и ещё какой-то дармовщине в виде «Юлиной тысячи» или «низким ценам на газ». Так и живёт самая забитая часть Украины, которая в конечном итоге будет оплачивать этот пир во время чумы. Счета уже начинают приходить в виде выросших коммунальных платежей, цен на электроэнергию, газ и продукты питания. Украинские элиты никогда не могли ничего придумать лучше, чем отодрать своего холопа. Этим они займутся и в настоящий момент.
Пришло вспомнить в очередной раз наших оппонентов довольных всем и вся, выставляющих своё мнение за мнение всей страны. Действительно, есть люди на Украине, которым жить относительно хорошо. По моим наблюдениям большинству из них независимость открыла возможность сделать головокружительную карьеру, быстро перебраться из своего захолустья в один из украинских мегаполисов. В СССР подобное счастье, разумеется, им светило бы лет через двадцать, после кропотливого труда на стройке, работы в институте и проживании в общежитии. Но независимая Украина, тем более с государственным украинским языком потребовала массу украиноговорящих кадров. А они проживали в сельской местности или в западном регионе страны.
Вот оттуда и хлынул поток людей довольных новым положением вещей, который заполнил кадрами кабинеты государственных учреждений, средств массовой информации и неправительственных фондов. Кому как не представителям титульной нации получать гранты международных организации на развитие национальной культуры, написание книг о трипольском возрождении и коммунистическом гнёте русских оккупантов! Само собой, работа не сильно пыльная и не требующая много времени. Зато, есть возможность потрещать в Интернете о том, как жизнь удалась и куда идёт Украина. Нет ничего плохого в развлечениях, в массе свободного времени, но надо и совесть иметь, когда утверждаешь за всю страну, что дела у неё как никогда лучше. Как говорил один герой фильма: «не путай личную шерсть с государственной». То, как дела идут у государства Украины видно уже не вооруженным глазом.
Самое забавное то, что при всех возможностях заполнить абсолютно все верхние этажи государственно-социальной системы, титульные украинцы этого не сделали. То ли их не хватило физически на все «посады», то ли уровень их квалификации был настолько низок, что до сих пор даже в государственных учреждениях, не говоря уже о коммерческих, доминируют русскоговорящие кадры. Украинствующие выставляют это как факт своей толерантности к представителям «русскоязычного меньшинства», но всё гораздо хуже для них. Некоторые виды человеческой деятельности не могут подчиняться указам президента и циркулярам. Одно дело взять на работу украиномовного журналиста, а другое дело найти в телевизионную студию украиномовного эксперта. Эксперт зарабатывает не клювиком, щелкающим на государственном языке, а головой, где приоритет отдаётся тому, как человек думает, а не на каком языке выражает свою мысль.
Аналогичная ситуация сложилась в институтах, на заводах, медицинских учреждениях, коммерческих фирмах. Да и сами «певцы» преуспевающей Украины в Интернете предпочитают писать свои хвалебные оды на русском языке. Верхом глумления над независимостью и титульной нацией являются сюжеты многочисленных телепрограмм, посвященных «светской жизни». Большинство «золотой украинской молодёжи», детей олигархов и политиков, их жен и любовниц, говорит на великом и могучем русском языке. Однако хватит констатировать факт банкротства украинского проекта. Пусть этим занимаются международные рейтинговые агентства, да оппозиция, ведь по существу их мнения и мои не многим расходятся. Только для меня понятна причина краха, а для украинствующих она неприятна.
Причина фиаско украинского проекта в самом украинстве. Именно их неуёмное желание построить государство на хуторянской идее изначально лишило страну будущего. Невозможно строить будущее, вытягивая в качестве государственной идеи пещерный национализм и русофобию. Титульность, благодаря которой украинствующие создали себе зону комфорта, оттолкнула от украинского проекта миллионы талантливых и способных людей, но сами украинцы оказались не способными на какую-либо созидательную деятельность. Я сомневаюсь, что украинствующие смогут выполнить работу над ошибками. До сих пор у них это не удавалось. А значит, в данном формате проект обречён. К благу той Украины, голос которой мы до сих пор не слышим. Источник: imperiya.by.
Рейтинг публикации:
|