Ядерная политика президента США Барака Обамы и НАТО
Отфрид Нассауэр, Германия
Три шага вперёд и как минимум два назад — так три недели назад выглядел заголовок об анализе "Nuclear Posture Reviews" (NPR) (обзор ядерной доктрины США — прим. пер.) США. Этим отчётом Барак Обама показал конгрессу свою будущую ядерную политику. Анализировалась декларативная форма ядерной политики и будущее стратегических ядерных сил Вашингтона после заключения нового договора СНВ. В этой статье мы рассмотрим мнения по поводу региональных сил сдерживания и их влияния на Европу, а также расположенное в Европе ядерное оружие.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле был и остаётся министром, которого не любит Фортуна. Сейчас он переживает очередной политический удар. Его планам добиться вывода из Европы последних остатков ядерного оружия на переговорах о будущем стратегическом концепте НАТО угрожает скорый конец. Так же, как и идее его предшественника Йошки Фишера, который пытался добиться отказа НАТО от использования ядерного оружия.
По иронии судьбы, на пути у обоих министров стоит одна и та же американка-политик: Мадлен Олбрайт. При президенте Билле Клинтоне она была госсекретарём, а сегодня она глава группы экспертов по новому стратегическому концепту НАТО. В ближайшее время она передаст генеральному секретарю НАТО Андерсу фог Расмуссену отчёт с предложениями о будущей стратегии НАТО. Предложения отказаться от остатков ядерного оружия в этом отчёте не будет. Вестервелле отыгрывает назад
Судя по разговорам, Олбрайт предложит пока оставить ядерное оружие в Европе. Оно должно стать предметом для будущих переговоров с Россией о дальнейших шагах по ядерному разоружению. Хиллари Клинтон, госсекретарь США, аргументирует это так же: "При всех сокращениях в будущем нашей целью должно стать (…) внести в следующие американо-российские переговоры по сокращению вооружений нестратегическое ядерное оружие и мобильное стратегическое ядерное оружие", — сказала Клинтон министрам иностранных дел стран-членов НАТО в Таллине 22 апреля.
Такой же взгляд на ситуацию и в новом "Nuclear Posture Reviews". В ответ на это Гидо Вестервелле изменил свои требования о выводе оружия: "Никто не говорил, что этого можно добиться в ближайшие несколько лет. Мы не наивны".
Новые модели, новые миллиарды
NPR предусматривает модернизацию суб-стратегического ядерного оружия. Эти планы подтверждаются и речью Барака Обамы в Праге: "Пока существует это оружие, Соединённые Штаты сохранят этот эффективный арсенал для сдерживания потенциальных противников и смогут гарантировать своим союзникам безопасность". Или слова госсекретаря Хиллари Клинтон на саммите НАТО в Таллине: "Пока существует ядерное оружие, НАТО останется ядерным альянсом".
Предусмотрена модернизация двух основных компонентов: на смену истребителям-бомбардировщикам американских ВВС F-16 и F-15E, могущим нести ядерное оружие, должен прийти новый, многофункциональный самолёт на базе F-35. Находящиеся в пяти странах Европы американские атомные бомбы B-61-3 и B-61-4 будут основательно модернизированы. Их, как и стратегический вариант B-61-7 и ещё одну тактическую версию B-61-10 заменят на новую модель B-61-12, о которой ещё в прошлом году были горячие дебаты в конгрессе.На исследования и начало разработки новой модели с 2011 по 2015 годы уже выделено 2 млрд. долларов США. И ещё миллиарды понадобятся в будущем, ведь оснастить истребители-бомбардировщики и бомбардировщики дальней авиации этими бомбами можно будет только в 2018 году. С созданием этой бомбы пропадёт грань между тактическим и стратегическим вариантами В-61.
Но меры, которые называют "продлением срока эксплуатации" — это гораздо больше, чем кажется из названия. Предусмотрена модернизация основных неядерных компонентов. По специальному разрешению президента США возможна и модернизация ядерных компонентов, так называемых "physics package", при условии, что в этом случае повысится уровень безопасности или безопасность использования, или снизится надобность в испытаниях.
Нельзя не заметить отличия от планов по созданию нового поколения ядерных боеголовок (RRW), которые во время Джорджа Буша продвигали министр обороны Роберт Гейтс и глава национального управления ядерной безопасности (НУЯБ) Томас Дагостиньо. Планы Обамы не создавать нового ядерного оружия, не создавать ядерного оружия с новыми возможностями и не разрабатывать ядерное оружие для новых целей сейчас проходят испытания на прочность.
"Все возможности" остаются открытыми
В NPR указывается, что этим решением "США оставляют за собой право для исполнения своих государственных обязательств самостоятельно принимать решения о базировании ядерного оружия". Это "не уменьшает значения принимаемых НАТО решений по ядерному сдерживанию и "ядерному участию"", а оставляет "все возможности открытыми". Вашингтон даёт своим союзникам "действующий ядерный зонтик", состоящий из "стратегических сил триады, расположенного в ключевых регионах ядерного оружия и ядерного оружия на территории США, которое может быть оперативно доставлено в нужное место". Хотя опасность ядерного нападения и находится на "исторически низком уровне", "присутствие ядерного оружия США и связанная с ним неповторимая организация "ядерного участия" поддерживают партнёрство в альянсе", а также "являются гарантией для союзников и партнёров, чувствующих региональные угрозы". Изменения будут приниматься только после дискуссии "и по решению альянса". Это требует единогласия и даёт право вето любой стране-члену НАТО помешать выводу американского ядерного оружия из Европы. Модернизация самолётов-носителей и атомных бомб будет проводиться независимо от того, какое решение примет НАТО.
Улучшение архитектуры безопасности, к которой относится эффективная система противоракетной обороны, возможность бороться с оружием массового поражения, конвенционные возможности проекции власти и интегрированная командная структура — являются "решающим на пути к миру без ядерного оружия".
Это уже заметно по Ballistic Missile Defense Review (BMDR) (система ПРО США) — ещё одному плану из Пентагона. В нём правительство Обамы развёрнуто объясняет, каким оно видит пошаговое строительство системы ПРО в Европе в ближайшее десятилетие. В BMDR призывают к созданию в Европе системы противоракетной обороны: "Региональная система сдерживания и в будущем будет нуждаться в ядерном оружии, для сдерживания государств, обладающих ЯО. Но значение американского ядерного оружия в региональных структурах сдерживания можно снизить, усилив роль противоракетной обороны и других возможностей".
Напомним: После NPR Джорджа Буша в 2002 году противоракетная оборона и возможность мгновенного нападения в любой части планеты (Prompt Global Strikes) стало частью общей структуры сдерживания. NPR Обамы и BMDR только подтверждают уже сказанное. При Обаме пересмотрели задачи, в ответ на которые правительство Буша оставляло открытой возможность ядерного вмешательства: реакция на нападение химическим или биологическим оружием или попытки негосударственных структур заполучить радиоактивный материал или ядерное оружия в террористических целях.
При Обаме общую структуру сдерживания распределяют на региональные структуры, в общем на Европу и НАТО, Ближний Восток, Центральный Восток и Дальний Восток. Это имеет и хорошие и плохие последствия. Позитивным является стремление к снижению роли и количества ядерного оружия. Так как это поддержала и Япония, возможно снятие с вооружения последних ракет морского базирования.
Европу втягивают в спор
Проблемами же являются множество других аспектов: если дальнейшее сокращение количества и роли ядерного оружия в НАТО сделает зависимым от планируемой США и НАТО системы ПРО в Европе — европейские страны-члены НАТО могут быть глубоко втянуты в российско-американские споры по противоракетной обороне и связанную с ней опасность нарушить стратегическую стабильность. Это то, чего не хочется большинству европейских стран. Вряд ли Россия и в дальнейшем будет терпеть модифицированную американскую систему ПРО. Не позднее четвёртой фазы строительства ПРО (2018/2020 годы) концепт Обамы планирует расположение ракет-перехватчиков для перехвата межконтинентальных баллистических ракет "на севере Европы". Москва снова будет видеть в этом угрозу своей структуре сдерживания или даже планы США нанести превентивный удар по России.Проблемой также является то, что основой ядерного разоружения считается наращивание конвенционных наступательных вооружений. С одной стороны, Россия может посчитать это частью подготовки к превентивному удару. С другой стороны, не понятно, как в концепт "Prompt Global Strikes" впишется НАТО. Существует опасность, что это станет основным препятствием для ядерного разоружения в Европе.
Ещё сложнее выглядит другая проблема: если НАТО будут рассматривать как региональную систему сдерживания со своей архитектурой безопасности, это может вызвать в Европе нехорошие воспоминания споров о НАТО в семидесятых годах. Тогда именно европейские страны-члены НАТО не хотели региональной системы сдерживания, чтобы показать, что глобальная система сдерживания нераздельна. Они опасались, что в этом случае может начаться региональная, ограниченная Европой, ядерная война. То, что такие мысли и сейчас есть в Вашингтоне, в конце 2008 года показал бывший министр обороны Джеймс Шлезингер. В своём глубоком исследовании для Пентагона он, ссылаясь на региональную систему сдерживания, поддержал возрождение концепции ограниченного ядерного вмешательства (Limited Nuclear Options). Именно этим концептом Шлезингер в 70-х годах вызвал опасения возможной локальной ядерной войны. Вопрос может остаться на годы в подвешенном состоянии
А теперь вопрос о начале вывода нестратегических ядерных вооружений из Европы может стать зависимым от переговоров с Россией и остаться на годы в подвешенном состоянии. Не могут Вашингтон и его партнёры по НАТО не замечать, что уже много лет Москва показывает, что об этом виде оружия Россия вести переговоры только когда США вернёт свои ракеты на свою территорию. Так и появилась новая дипломатическая игра Микадо: кто первым двинется — тот и проиграл.
Точно одно: на собравшейся в эти дни конференции по нераспространению ядерного оружия в Нью-Йорке не будет сильного и позитивного сигнала к разоружению. Ни с помощью NPR, ни с помощью СНВ, ни со стороны НАТО. Слабое продвижение в разоружении — значит ещё и слабое продвижение в борьбе с распространением ядерного оружия. Не очень хороший знак для Нью-Йорка.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+