Фрегат «Адмирал Головко», являющийся третьим по списку кораблём проекта 22350, на деле довольно сильно отличается от своих собратьев, которые уже некоторое время успешно несут службу на Северном флоте. Что это за отличия и почему они действительно важны как для флота, так и для страны в целом, мы сейчас и расскажем.
В кадре фрегат "Адмирал Головко" на момент июня 2021 года и уже тогда его готовили к швартовым испытаниям и проверке всех систем, включая двигатель. Сейчас же корабль готовится к самостоятельному выходу в море.
Приветствую на канале!
Двигатели.
Строили «Адмирала Головко» довольно долго – аж 8 лет и неоднократно работы даже останавливались. Причина тому довольно простая – отсутствие газовых турбин, которые до этого производили в Украине. Фактически корабль был готов, но стоял без ГЭУ и ждал по нему решения. Однако вместо того, чтобы искать где-то срочную замену на стороне, её решили сделать у нас, в России, с учётом курса на импортозамещение - отсюда и промедление. Всего за 3 года был спроектирован, создан и установлен совершенно новый газотурбинный двигатель, к которому отечественная промышленность до этого момента шла очень и очень долго и не факт, что пришла бы. Стоит отметить, что ГТД таких масштабов – это крайне сложная технология, которую освоить чрезвычайно трудно, а теперь все наши будущие проекты «пересядут» с иностранных двигателей на отечественные. В частности, корвет проекта 20386 – скорее всего именно по этой причине его строительство временно приостановили. Как известно, есть факт практически полного пересмотра проекта, особенно касаемо вооружения, но теперь и двигателя. Из преимуществ нового ГТД на фоне конкурентов можно отметить его более высокую экономичность, а это крайне важно для ВМФ, а также относительно низкую конкурентоспособную цену, даже с учётом разработки.
Газотурбинный двигатель М90ФР, являющийся лишь половиной всей двигательной установки М55Р. Всего на фрегате таких две.
Обновлённая пусковая.
Ещё одна особенность фрегата – это, предположительно, обновлённая вертикальная пусковая установка, именуемая в СМИ как УКСК-М. Частично эту новость подтвердили ещё около года назад, когда стало известно, что фрегат строится как первый штатный носитель гиперзвуковых ракет «Циркон». О чём это говорит? Скорее всего классическая ВПУ 3С14 несколько отличается конструктивно от той, что будет стоять на «Головко», а единственная разрабатываемая в России альтернатива – это как раз-таки УКСК-М, главная «фишка» которой – полная универсальность по ракетному вооружению. Выполнена она таким образом, что способна принять практически любую ракету с габаритами даже больше, чем те, что сейчас имеются. Причём как ударные, так и зенитные, в любых необходимых пропорциях для разных задач. Ходят, можно сказать, слухи, что и ракеты от С-400, а именно сверхдальнобойные 40Н6, будут ей по плечу. То есть, теперь более корректно считать количество ячеек как на американских кораблях – их общее число, без разделения по типу. На «Головко» же их будет 48, что довольно неплохо для фрегата. Возникает вопрос – а что с первыми двумя представителями проекта? Они имеют какие-то проблемы с ракетой? Нет, так как их уже доработали для «Циркона», но, скорее всего, там присутствуют определённые условности.
Так выглядит пакет из четырёх ЗУР 9М100, который влезает в ячейку ВПУ. Данный способ позволяет добиться существенного увеличения боекомплекта корабля и создания эшелонированной противовоздушной обороны.
Новые возможности.
Новая пусковая открывает новые сценарии применения. В мирное время было бы логично сократить ударное вооружение до 8 единиц, из которых 2 – это ПЛУР, а остальные «Цирконы» как универсальное ударное средство как по кораблям, так и по суше. А вот оставшиеся 40 ячеек отвести под зенитные ракеты, чтобы быть готовым отразить внезапный и массированный налёт, что особенно актуально при одиночном выходе в море. Если такая схема действительно будет применяться, то она позволит фрегату нести гораздо больше вооружения, а именно 78 ракет суммарно, из которых 70 – это перехватчики, состоящие из комбинации ЗУР семейства 9М96 и 9М100, что позволит создать эшелонированную ПВО/ПРО на дистанции до 150 километров. Таким нехитрым образом, по боекомплекту и типовой загрузке, наш фрегат довольно близко подошёл к американским эсминцам УРО типа «Арли Бёрк», у которых БК под сотню, хотя классы кораблей совершенно иные. Второй вариант – ударный, и тут всё просто – меньше ЗУР и больше «Калибров», к примеру. Американцы такой принцип уже довольно давно отработали - максимально «Бёрки» несут 56 «Томагавков» и 34 перехватчика.
Интересный скриншот, согласно которому на фрегатах проекта 22350 используется три типа ЗУР - это 9М96Д, 9М100 и ещё одна из семейства 9М96. Точное число ракет не показали ввиду секретности, отсюда и нули вместо цифр.
Несмотря на столь долгое строительство «Адмирала», его испытания планируются в ускоренном режиме – на данный момент он готовится к выходу в море, а завершить их хотят в конце 2022. Проблем возникнуть не должно, так как всё, что есть на корабле уже отработано годами на его предшественниках, кроме ГЭУ. Скорее всего передача ВМФ должна состояться по традиции под Новый год.
Источник
Рейтинг публикации:
|